Концепция создания с истемы гарантии качества образования Московского государственного университета путей сообщения 1 > 2009 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КРУГЛЫЙ СТОЛ «НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ: ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СЕТИ» С.В. Иванец Директор Департамента стратегии и перспективных.
Advertisements

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ в ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ А.Н.Свиридов, к.п.н., профессор.
« Формирование модели системы менеджмента качества как средство повышения качества образования в школе: задачи, перспективы развития » Директор МБОУ СОШ.
Цель лекции – освоить методы анализа различных моделей менеджмента качества в вузе.
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ Начальник отдела развития и качества образования к.т.н. Тарануха С.Н.
Национальная система ПОД/ФТ и концепция создания общероссийской системы подготовки и переподготовки ее кадрового ресурса 1 Федеральная служба по финансовому.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
Цель лекции : познакомиться с методами управления проектом применения системы менеджмента качества в вузе.
Пути совершенствования СМК университета. Предварительные результаты ресертификационного аудита Несоответствий не обнаружено.Положительные стороны Стратегия.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Образовательные программы в области инновационного предпринимательства Директор института аспирантуры и докторантуры проф. Б.И. Бедный
Файзулина Ирина Эдуардовна, начальник отдела профессионального образования и науки управления образования и науки Тамбовской области Тамбов
Осуществление методической деятельности по профилю реализуемых программ.
Зам. директора по УМР Е.В. Гарбузова. Программа развития НТТИ на гг. и на период до 2020 года Целью Программы является обеспечение доступности.
Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Функции Совета по качеству Обсуждение документов по управлению качеством (Подготовка для утверждения ректором) Обсуждение результатов внутренних аудитов.
Южный федеральный университет Сопоставление показателей Программы развития ЮФУ на годы с международными и российскими методиками оценки эффективности.
Стандарты ISO в Образовании Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Строительный колледж.
Транксрипт:

Концепция создания с истемы гарантии качества образования Московского государственного университета путей сообщения 1 > 2009 г.

2 > Актуальность темы Переход к комплексной оценке деятельности образовательных учреждений по утвержденному перечню показателей аккредитации, включающего наличие внутривузовских систем качества образования. Реальное снижение качества подготовки в российских ВУЗах. Усиление конкуренции между образовательными учреждениями на рынке образовательных услуг и рынке трудовых ресурсов. Намерения России вступить в общее европейское образовательное пространство (Болонский процесс), требующее унификации процессов и гарантии качества предоставляемых услуг. Регулярное проведение с 2001 г. конкурса Рособрнадзора и Рособразования систем качества подготовки специалистов и других региональных конкурсов по качеству.

ГОСТ Р ИСО EFQM ……….. Типовая модель СК образовательного учреждения Модель премии Правительства РФ 3 > Модели систем качества Модель конкурса Минобразования РФ

4 > принципы всеобщего менеджмента качества (TQM) требования международных стандартов ISO серии 9000 Рекомендации Министерства образования России

5 > Основополагающие принципы систем качества (ГОСТ Р ИСО серия 9004 версия 2001) Основополагающие принципы систем качества (ГОСТ Р ИСО серия 9004 версия 2001) 8 Подход к принятию решений на основе фактов Взаимовыгодные отношения (с внешними и с внутренними поставщиками) 567 Непрерывное улучшение Системный подход к менеджменту 1234 Лидерство руководителя Вовлечение и участие всех сотрудников Процессный подход организации и управления Ориентация на потребителя

6 > Стратегическая цель университета в области качества образования Переход на новый уровень подготовки специалистов, научных и научно - педагогических кадров, отвечающих международным квалификационным требованиям, получение права сертификации систем качества образования на транспорте Сертификация системы гарантии качества образования Московского государственного университета путей сообщения Сертификация системы гарантии качества образования Московского государственного университета путей сообщения

7 > Действующая система оценки качества образования университета К1 - качество цели образования (её видение менеджментом, преподавателями и студентами). К2 - качество организационно-правового обеспечения образования. К3 - качество студента и студенческой группы. К4 - качество преподавательского состава и работы преподавателей. К5 - качество материально-технического обеспечения учебного процесса. К6 -качество информационного (библиографического) и методического обеспечения. К7 - качество образовательной программы и технологии образования. К8 - качество воспитательной работы в университете.

8 > Действующая организационная модель обеспечения качества образования

9 > Новый подход к организации системы качества образования

10> Показатели качества образования Качество содержания образовательных программ – Р1. Качество абитуриентов и студентов – Р2. Качество мотивации обучающихся – Р3. Качество методического и материально-технического обеспечения – Р4. Качество профессорско-преподавательского состава – Р5. Качество мотивации персонала – Р6. Качество технологий обучения – Р7. Качество технологий тестирования и проверки знаний и навыков студентов – Р8. Качество менеджмента – Р9.

11> ENQA -European Network for Quality Assurance in Higher Education (Европейская сеть гарантии качества в высшем образовании) ГОСТ Р ИСО 9000–2008 ГОСТ Р ИСО 9001–2008 ГОСТ Р ИСО 9004–2001 ENQA Типовая модель СК образовательного учреждения Система гарантии качества Московского государственного университета путей сообщения

12> Рекомендации Европейской сети гарантии качества в высшем образовании

13>

14> План мероприятий 1 этап Разработка системы гарантии качества образования университета 1 этап Разработка системы гарантии качества образования университета Формирование организационной структуры Анализ документации университета и его основных процессов Определение, описание, оптимизация рабочих процессов Разработка документации системы гарантии качества 2 этап Внедрение системы гарантии качества образования университета 2 этап Внедрение системы гарантии качества образования университета Разработка плана внедрения системы Расчет потребности в ресурсах Апробация, уточнение системы показателей Проведение семинара по системе гарантии качества для сотрудников 3 этап Реализация запланированных мероприятий 3 этап Реализация запланированных мероприятий Переход подразделений на работу в системе ГКО Аттестация рабочих мест Разработка должностных инструкций Проведение внутреннего аудита качества образования Назначение ответственных Обучение Идентификация всех несоответствий продукции и процессов университета, разработка системы корректирующих и предупреждающих действий Назначение и обучение уполномоченных по качеству подразделений университета, аудитов Внедрение системы гарантии качества образования университета в о всех подразделениях университета Реализация плана, разработка корректирующих мероприятий

15> Документы системы гарантии качества образования университета Положение об Управлении мониторинга лицензионного, нормативного и методического обеспечения учебного процесса университета. Положение о Центре компетенций, менеджмента качества университета. ………………………………………………………………………………………………………….………… Информационные карты процессов и документированные процедуры. Стандарт учебно-методических комплексов университета. Методика оценки качества образования в университете. Положение об организации контроля качества обучения студентов в университете. ……………………………………………………………………………………………………………………. Положение о поощрении студентов университета по результатам университетского рейтинга. Положение о поощрении профессорско-преподавательского состава университета по результатам университетского рейтинга. …………………………………………………………………………………………………………..……….. Программа повышения квалификации менеджмента университета - «Управление качеством образования». Положение об Управлении мониторинга лицензионного, нормативного и методического обеспечения учебного процесса университета. Положение о Центре компетенций, менеджмента качества университета. ………………………………………………………………………………………………………….………… Информационные карты процессов и документированные процедуры. Стандарт учебно-методических комплексов университета. Методика оценки качества образования в университете. Положение об организации контроля качества обучения студентов в университете. ……………………………………………………………………………………………………………………. Положение о поощрении студентов университета по результатам университетского рейтинга. Положение о поощрении профессорско-преподавательского состава университета по результатам университетского рейтинга. …………………………………………………………………………………………………………..……….. Программа повышения квалификации менеджмента университета - «Управление качеством образования».

16> Измерение элементов качества образования ЭТАЛОНЫ выявляются на первом этапе внедрения системы гарантии качества выявляются на первом этапе внедрения системы гарантии качества лучшая учебная программа лучший учебник/контент лучший учебный курс лучшая деловая игра лучший практикум лучший тест лучший студент преподаватель «года» лучший дипломный проект/работа лучший курсовой проект/работа и т.п. лучшая учебная программа лучший учебник/контент лучший учебный курс лучшая деловая игра лучший практикум лучший тест лучший студент преподаватель «года» лучший дипломный проект/работа лучший курсовой проект/работа и т.п.

17> Принципы оценки качества образования выпускников фундаментальность образования целевая специализация образования наличие творческих навыков и способности к генерации нововведений умение и способности реализации знаний и инновационно- инвестиционных проектов в производственной и социальной сферах общественно-нравственные качества выпускников и уровень образования в социально-политической и гуманитарной сфере

18> Эффект для государства Эффект для работодатиеля Эффект для университета Эффект для индивида Ожидаемые результаты от внедрения системы гарантии качества образования в университете

> > Приложение

> > Список сокращенийСписок сокращений ………………………………………………3 ВведениеВведение …………………………………………………………………………....….4 1.Миссия, цели и задачи университета в области качестваМиссия, цели и задачи университета в области качества…………..…..7 2.Анализ действующей модели качества образования в университетеАнализ действующей модели качества образования в университете …………… Элементы системы качества образованияЭлементы системы качества образования..……………………………….……… Действующая модель организации и контроля качестваДействующая модель организации и контроля качества.……… Спецификация основных и дополнительных процессов качества университетаСпецификация основных и дополнительных процессов качества университета … Оценка уровня менеджмента качества в университетеОценка уровня менеджмента качества в университете ……… Условия, механизмы обеспечения качества образования в университетеУсловия, механизмы обеспечения качества образования в университете ………… Новый подход к организации системы качества образованияНовый подход к организации системы качества образования … Организационная модель системы качества образования университетаОрганизационная модель системы качества образования университета … Архитектура системы гарантии качества образования в университетеАрхитектура системы гарантии качества образования в университете ………….…25 4.План мероприятий по разработке и внедрению системы гарантии качества образования в университетеПлан мероприятий по разработке и внедрению системы гарантии качества образования в университете ………………………………………… 28 5.Принципы и механизмы оценки качества образованияПринципы и механизмы оценки качества образования……….……… Информационная поддержка системы гарантии качества образованияИнформационная поддержка системы гарантии качества образования ……… Документация системы гарантии качества образованияДокументация системы гарантии качества образования ………………………..… Информационная система качества образованияИнформационная система качества образования …………………………...………35 7.Индикаторы качества образования университетаИндикаторы качества образования университета …………………..…….………36 8.Ожидаемые результаты от внедрения системы гарантии качества образования в университетеОжидаемые результаты от внедрения системы гарантии качества образования в университете ………………………….………………......…………..… 38 Список использованных источниковСписок использованных источников ……………..…………………………40

> > Модель анализа требований внешней и внутренней среды

> > Реестр процессов и видов деятельности университета в области качества * - под образовательной средой в концепции ENQA понимается комплекс факторов и услуг, определяющих условия обучения: обеспеченность учебными помещениями, библиотечным обслуживанием, доступ к компьютерам и Интернет, возможность использования оргтехники, наличие помещений для самостоятельных занятий и отдыха обучающихся и т. п.[9].

> > Матрица состояния процессов и видов деятельности в области качества Условные обозначения 0 – отсутствует звено, элемент системы качества, не решается задача. 1 – процесс не оптимизирован. 2 – не требуется оптимизация организационно-функциональной модели.

> > Базовые индикаторы качества образования университета 1.Индикаторы успешности образовательной деятельности Доля студентов, окончивших бакалавриат в других Вузах, в общей численности магистратуры и аспирантуры Доля выпускников университета, закрепленных в сферах науки, образования и высоких технологий в течении не менее чем 3 лет по окончании обучения Доля магистров и аспирантов в общей численности обучаемых Количество принятых на стажировку аспирантов, молодых ученых и преподавателей в расчете на одного научно-педагогического работника Количество преподавателей других Вузов, прошедших переподготовку и повышение квалификации Результаты тестирования студентов (средний балл группы по результатам тестирования в системе РИТМ, АСТ, ФЭПО) Результаты защиты дипломных проектов (процент дипломных проектов, выполненных по заказам предприятий). 2.Индикаторы результативности научно-инновационной деятельности Доля доходов от НИОКР из всех источников в общих доходах университета Уровень публикационной активности и цитируемости (измеряется по источникам, индексируемым международными и национальными службами) Отношение доходов от реализованной университетом и организациями его инновационного пояса научно-технической продукции, включая права на результаты интеллектуальной деятельности, к затратам федерального бюджета на выполнение университетом НИОКР Доля завершенных прикладных научно-исследовательских работ, перешедших в стадию опытно-конструкторских разработок. 3.Индикаторы развития кадрового потенциала Доля научно-педагогических и инженерно-технических работников возрастных категорий лет и лет Доля научно-педагогических работников с ученой степенью Доля аспирантов и научно-педагогических работников, имеющих опыт работы (прошедших стажировки) в ведущих мировых научных и университетских центрах Эффективность работы аспирантуры и докторантуры по профилю научно-образовательного центра. 4. Индикаторы роста международного и национального признания Место в национальном рейтинге/ среди Вузов транспортного профиля) Перспективы попадания в международные рейтинги университетов Минимальная доля иностранных обучающихся (без учета стран СНГ) Минимальная доля обучающихся из стран СНГ Объем финансирования проектов в рамках международных научных программ. 5. Индикаторы финансовой устойчивости. 5.1.Доходы университета из всех источников (бюджет, внебюджет, международная деятельность) на одного научно-педагогического работника. 5.2.Доля внебюджетного финансирования в доходах университета от научной, образовательной и консультационной деятельности Объем целевых фондов университетов Отношение доходов 10% самых высокооплачиваемых сотрудников к доходам 10% самых низкооплачиваемых сотрудников. 5.5.Соотношение среднего уровня доходов научно-педагогических работников университета и среднего уровня заработной платы в регионе.