LOGO Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Семинар 1 Городское методическое сообщество.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Графические способы представления информации Денотатные графы Автор презентации: Лебедева М. Б.
Advertisements

Опарина О.А.,учитель истории МОУ СОШ 2. : - способность ставить новые, полные смысла вопросы; - вырабатывать разнообразные, подкрепляющие аргументы; -
Графические способы представления информации о проекте.
Графические способы представления информации Кластеры Автор презентации: Лебедева М. Б.
Техники работы с источниками информации. Двойной дневник Выписки из текстаВопросы и комментарии 1.Цитата 2.Фраза 3.Ключевое понятие 4.….. 1.Что заставило.
1 Государственное специальное ( коррекционное ) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии Специальная ( коррекционная.
Графические способы представления информации Причинные диаграммы (Схема «Рыбий скелет») Автор презентации: Лебедева М. Б.
. Уроки общеметодологической направленности посвящены структурированию и систематизации изучаемого материала.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Семантические отношения как основа построения электронных тезаурусов Докладчик: аспирант КФУ Мансурова Гульнара Камилевна.
Методы работы с источниками информации Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился при этом учиться.
Формирование универсальных учебных действий на уроках информатики Босова Людмила Леонидовна
Лекция 14 Анализ и отбор учебного материала, его структурирование и формализация ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО.
Технология построения урока на основе ИКТ (теоретический семинар)
Цель проекта. Повторить и обобщить курс информатики. Форма проекта. Многостраничный html-документ (сайт), содержащий ссылки на иллюстративный материал.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
Гипертекст как модель организации поиска информации Цель: создание условий, способствующих развитию умения поиска, преобразования /структурирования/и представления.
Презентацию подготовил студент 5 курса Группы ПДД-13 Мосин Виктор.
Графические способы представления информации Ментальные карты Автор презентации: Лебедева М. Б.
Транксрипт:

LOGO Технология интенсификации обучения информатике на основе схемных и знаковых моделей учебного материала Семинар 1 Городское методическое сообщество учителей информатики Омск-2008

Преимущества графических способов представления информации с использованием графических схем можно представить целиком учебный материал по теме; графика помогает наглядно и понятно представить логику изложения учебного материала; когда информация представлена графически, легче генерировать новые идеи, формулировать проблемы; повышается мотивация, иногда легче запоминаются графические образы; С помощью графических схем можно обобщать и систематизировать учебный материал.

Схематические способы представления информации Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание» Логическая структура учебной информации в форме графа Лист опорных сигналов Схемы Фишбоун (рыбьи косточки). Ментальные карты (МК) Кластеры Денотатный граф

Ментальные карты (МК)

Интерференци я Дифракци я Дисперси я ЧТО ТАКОЕ СВЕТ? Свет – это частица? Свет – это волна? Давление света Фотоэффект

Ментальные карты (МК) Ментальные карты применяют в процессе обучения с целью создания ясных и понятных конспектов лекций; получения максимальной отдачи от прочтения книг/учебников; в процессе написания рефератов, при подготовке к экзаменам. Использование ментальных карт в презентациях позволяет за меньшее время представить больше информации, для лучшего восприятия информации

Схемы Фишбоун (рыбьи косточки)

Факты Причины Почему мы говоримо глобальномэкологическомкризисе?

Схемы Фишбоун (рыбьи косточки) Применение схемы позволяет уточнить проблему, выявить причины ее возникновения, ключевые факты. Целесообразно использовать, когда проблема плохо поддается структурированию. Этот вид схем широко используется в менеджменте, так как позволяет эффективно находить решения в сложных ситуациях, вырабатывать новые свежие идеи.

Процедура составления схемы: провести горизонтальную стрелку через середину листа; дать название главной стрелке. Это главная (хребтовая) кость схемы; от главной кости нарисовать дополнительные «косточки» под углом 45, каждая из них посвящена одной проблеме или группе проблем, подписать каждую из «косточек»; добавить дополнительные «косточки»; идеально, если разные части проблемы расположены так, что наиболее важная находится в голове рыбы.

Логическая структура учебной информации в форме графа Граф можно эффективно использовать в качестве ориентировочной основы деятельности на вводном занятии, либо как «резюме» на заключительной лекции. Овладев методикой составления графов понятий, ученики легко могут самостоятельно справляться с большими объемами работы с текстом, а учитель - осуществлять оперативный контроль усвоения ими учебного материала.

Логическая структура учебной информации в форме графа Информационные процессы (три составляющие) ХранениеПередачаОбработка Носители информации Внутренняя память Внешняя память Хранилище информации ИсточникПриемникКанал связи Без применения технических средств С применением технических средств

Кластеры Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации (ключевые слова, идеи). Кластер позволяет структурировать, группировать и подавать информацию в обобщенном и систематизированном виде, что делает работу более четкой и логически выстроенной. В центральном овале располагается ключевое слово, понятие, фраза, в дополнительных слова, раскрывающие смысл ключевого

Пример кластера

Поисковые услуги Internet КаталогиПоисковые системы Метапоисковые системы Хранят информацию от серверов Информация разбита на классы Информация не самообновляется Ежедневно прочесывают сеть Информация самообновляется Обращение к нескольким средствам поиска Информация из многих источников

Пример кластера

Денотатный граф

Способ создания денотатного графа: Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова "веточки". Соотнесение каждого слова "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.

Опорный конспект или лист опорных сигналов (В.Ф. Шаталов) представляет собой наглядную схему, в которой отражены подлежащие усвоению единицы информации, представлены различные связи между ними, а также введены знаки, напоминающие о примерах, опытах, привлекаемых для конкретизации абстрактного материала. В этом методическом инструменте есть элементы, сохраняющие свойства конспекта (законченные фразы, угадываемые сокращения, словарные пояснения и пр.), но рядом с ними присутствуют символы, знаки, графы, рисунки ­ смысловые опоры.

Опорный конспект или лист опорных сигналов

Опорный конспект

Правила формирования опорных сигналов (В.Ф. Шаталов, В. Кольченко, Е. Хилтунен, В.П. Симонова) структурность (7+-2 логических блоков) лаконичность ( печатных знаков для учащихся в возрасте 6-9 лет, для учащихся в возрасте лет и для лиц старше 14 лет) смысловой акцент (рамки, отделение одного блока от другого, оригинальное расположение символов) унификация печатных знаков (должны быть узнаваемы учащимися, выполнены в одном стиле) автономность блоков (каждый из блоков должен быть самостоятельным) ассоциативность (должны вызывать конкретные ассоциации) цветовая наглядность и образность (использование ярких и четких образов, привлекающих внимание и усиливающих восприятие).

Содержательные требования полнота или адекватность предметной области (схема должна в полной мере отражать содержание материала, на основе которого она создается, все основные понятия, закономерности и процессы); связность или логическая непротиворечивость (отношения между понятиями должны быть логически необходимыми и достаточными для определения понятия любого уровня абстракции); обозримость схемы (минимизированное представление системы знаний, те учебный материал должен быть обозрим в рамках данной схемы за определенное время с определенной глубиной).

Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание» При построении важна последовательность основных компонентов в изучаемой теории: основание - ядро – приложение. В основании, как правило, представлены опорные понятия, факты, способы действий, актуализация которых необходима для изучения ее ядра. Данные модели представления учебного материала эффективно влияют на процесс обучения, так как техника их построения основывается на методе восхождения от абстрактного к конкретному. «Здание» темы целесообразно использовать для отражения структуры какой-либо фундаментальной теории, изучение которой необходимо в дальнейшем при изучении многих тем. Схематично «Здание» состоит из «фундамента» (методологический уровень), «корпуса» (теоретический уровень), «крыши» (прикладной уровень)

Когнитивно-графические элементы «Древо» и «Здание»

Разработка динамического тезауруса Тезаурус (от греч. θησαυρός сокровище) в современной лингвистике – особая разновидность словарей общей или специальной лексики, в которых указаны семантические отношения (синонимы, антонимы, паронимы, гипонимы, гиперонимы и т. п.) между лексическими единицами. Таким образом, тезаурусы, особенно в электронном формате, являются одним из действенных инструментов для описания отдельных предметных областей. Пример динамического тезауруса представлен на сайте «Визуальный словарь» (

Динамическая схема -Представляет собой систему динамических опорных сигналов, их связей и отношений, выстраиваемых в движении, несущих в себе информацию и способствующих восстановлению ее содержания посредством фиксации образов в сознании учащихся. -Динамические схемы обеспечивают последовательное раскрытие темы, позволяют легче запоминать изучаемый материал, усваивать связи и закономерности понятий.

Интерактивные эффекты для разработки динамических схем Анимация для последовательного появления фрагментов. (razmnogenie) Увеличение картинки (Любимый город). Выделение при наведении (Фотоальбом). Меню с закраской кнопок (afrika.ppt). Меню с подсказками всплывающими (afrika_commentarij.ppt). Активный фрагмент картинки.(nevidimka). Меню-карта (Ostrova).

Перечень тем школьного курса информатики 1. Пропедевтический курс информатики: Понятие «алгоритм». Понятие «исполнитель алгоритмов» Основные устройства компьютера. Виды информации. Информационные процессы. Способы организации информации. Курс информатики основной школы: Понятие информации, роль информации в жизни людей. Информационные процессы. Измерение количества информации. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. Системы счисления. Понятие «алгоритм». Свойства алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции. Классификация языков программирования. Курс информатики в старших классах: Дискретное (цифровое) представление результатов измерений, текстовой, графической, звуковой, видео информации. Графы, графы переходов, графы взаимодействия Управление, обратная связь Информационные модели. Логический язык. Программная и аппаратная организация компьютера. Архитектура компьютерных сетей. Профессиональная информационная деятельность человека.