УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: «ЛИШАЙНИКИ» Автор: учитель биологии МОУ СОШ 2 с. Арзгир Сологуб Елена Владимировна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что это могло быть? Существует библейская легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, обратились к богу с просьбой.
Advertisements

Лишайники Бадретдинова Венера Абдуллаевна, учитель химии и биологии МОУ «СОШ 64» Ленинского района г. Саратова.
Линийчук Ирина Ивановна учитель биологии и химии МОУ СОШ 4 гп. Пойковский.
Урок биологии в 6 классе Цель урока Познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиоза гриба и водоросли; Показать приспособленность.
Литвина Полина Александровна учитель биологии и химии Гимназия 10 г. Гомеля Гимназия 10 г. Гомеля.
Общая характеристика и внешнее строение Лишайники – особая группа живых симбиотических организмов. Произрастают на всех континентах. Более видов.
ЛИШАЙНИКИ Учитель: Коротаева Гульнара Рашитовна МОУ Аргаяшская СОШ 1.
Лишайники В природе встречается более 26 тысяч видов лишайников, они разнообразны по внешнему виду и цвету. Произрастают на всех континентах, в том числе.
МОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа 2» Урок «Лишайники» 6 класс Автор: Пепеляева Надежда Самойловна, Учитель биологии Карагайской средней.
ЛИШАЙНИКИ Что такое лишайники Лишайники – организмы, вегетативное тело которых – слоевище, или таллом, – состоит из гриба и водоросли. Известно около 26.
Лишайники занимают особое место в системе органического мира. Тело лишайника –слоевище - единый организм, состоящий из гриба и водоросли,живущих в симбиозе.
Лишайники: строение и практическое значение Биология 7 класс «Выступает ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный.
УРОК БИОЛОГИИ 5А КЛАСС УЧИТЕЛЬ БИОЛОГИИ ОВЧИННИКОВ ПЁТР ЮРЬЕВИЧ.
Урок биологии в 6 классе Наследницкая СОШ учитель биологии Смирнова С.П. МОУ.
1. Общие признаки Общие признаки 2. Внешний вид Внешний вид 3. Строение Строение 4. Размножение Размножение 5. Значение Значение.
26 тыс. видов Распространение: почва, деревья, скалы, кости, скелет, кожа, фаянс, картон, линолеум,… Величина: от мм до нескольких см Наука - лихенология.
Лишайник (греч.) – чешуйчатый. Free Powerpoint Templates Лишайники – своеобразная группа живых организмов, обитающих на всех континентах, включая Антарктиду.
?????????????. Живые организмы Прокариоты Эукариоты Бактерии Растения Животные Грибы.
Работу выполнила ученица 6 класса МОУ СОШ 36 Охлопкова Полина.
Отдел Лишайники ( Уроки РК по биологии 7 класс ) Роль и практическое значение лишайников в природе и хозяйстве края.
Транксрипт:

УРОК БИОЛОГИИ В 6 КЛАССЕ ТЕМА: «ЛИШАЙНИКИ» Автор: учитель биологии МОУ СОШ 2 с. Арзгир Сологуб Елена Владимировна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: рассмотреть особенности организации лишайников, показать многообразие, их роль; РАЗВИВАЮЩИЕ: формировать умения и навыки работать с источниками информации; ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: ответственное отношение к выполнению заданий; экологическое воспитание.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ : Учащиеся должны знать: строение слоевища лишайника; понятие симбиоза; способы размножения лишайников; значение лишайников в природе, использование их человеком. Учащиеся должны уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза; объяснять фразу: «Лишайники – индикаторы чистоты воздуха».

ПЛАН УРОКА: ОРГАНИЗА- ЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ИЗЛОЖЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

ВОПРОС ? Кто такие сфинксы ? С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, туловищем льва и крыльями птицы – о сфинксе. И само чудовище таинственное, к тому же оно постоянно подстерегало путников и загадывало им загадки. Поэтому слово «сфинкс» - стало символом чего-то таинственного и загадочного. С давних времен по свету ходит легенда о чудовище с лицом человека, туловищем льва и крыльями птицы – о сфинксе. И само чудовище таинственное, к тому же оно постоянно подстерегало путников и загадывало им загадки. Поэтому слово «сфинкс» - стало символом чего-то таинственного и загадочного.

ИСТОРИЯ. Но есть и другие «сфинксы»: К.А.Тимирязев назвал «сфинксами» лишайники. И не случайно – лишайники загадали людям множество загадок. Одни считали мхом, другие - разновидностью гриба, третьи - водорослью. В старину их называли «лишаями». И только в 1867 году было доказано: это и гриб и водоросль, живущие вместе около 70 млн. лет. Что же такого особенного в этих небольших (от нескольких миллиметров до нескольких десятков сантиметров) и, с виду ничем не примечательных организмах? Лишайники обычно pассматpиваются отдельно от грибов, хотя и принадлежат к ним, являясь специализированной группой. Они довольно многообразны по внешнему виду и окраске и насчитывают 26 тысяч видов, объединённых более чем в 400 pодов.

ОПОРНЫЕ ПОНЯТИЯ: ГЕТЕРОТРОФЫ. Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами.

МИКОРИЗА. ГРИБНИЦА. Симбиоз грибов с корнями высших растений.

ПАРАЗИТИЗМ. Тип гетеротрофного питания, когда один организм живет в другом организме или на его поверхности, и получает от него питательные вещества.

ТИПЫ СЛОЕВИЩ ЛИШАЙНИКОВ: Среди лишайников тоже есть свои «травы», «кустарники» и «деревья».

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ. НАКИПНОЙ – ПИСЬМЕННЫЙ.

ЛИСТОВАТЫЙ - ПАРМЕЛИЯ

ЛИСТОВАТЫЙ - ПЕЛЬТИГЕРА ПУПЫРЧАТАЯ

КУСТИСТЫЙ - КЛАДОНИЯ

КУСТИСТЫЙ – КЛАДОНИЯ.

КУСТИСТЫЙ - ЯГЕЛЬ «ОЛЕННИЙ МОХ»

КУСТИСТЫЙ – «БОРОДАЧ»

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ НА ЗЕМЛЕ. Лишайники чрезвычайно широко распространенны в природе; они обитают по всему миру – от аридных пустынь до Арктики: на голой почве, на заборах и обдуваемых ветрами альпийских пиках

ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЛИШАЙНИКОВ Лишайники вездесущи. Они могут выживать в условиях среды, столь не неблагоприятных для любой другой формы жизни. Антарктида

ГНЕЗДО КОЛИБРИ НА МЕРТВОЙ ВЕТКЕ ДЕРЕВА ПОКРЫТОЕ ЛИШАЙНИКОМ ПАРМЕЛИЯ.

СТРОЕНИЕ ЛИШАЙНИКА: Под микроскопом они похожи на ковер, основная войлокоподобная ткань которого состоит из бесцветных нитей – грибных гифов, а рисунок – из вкраплений отдельных окрашенных клеток – водорослей

РАЗМНОЖЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ: Размножение лишайников осуществляется половым и бесполым (вегетативным) способами. В результате полового процесса образуются споры гриба лишайника, которые развиваются в закрытых плодовых телах. Пpоpосшие споры, встретив соответствующую своему виду водоросль, образуют с ней новое слоевище. Вегетативное размножение заключается в pегенеpации слоевища из небольших его участков (обломков, веточек). У многих лишайников есть специальные выросты – изидии, которые легко отламываются и дают начало новому слоевищу. В других лишайниках образуются крошечные гранулы (соредии), в которых клетки водоросли окружены плотным скоплением гиф; эти гранулы легко разносятся ветром. Рисунок Кустистый лишайник «борода» (Ramalina menziesii) растёт на деревьяхРисунок Кустистый лишайник «борода» (Ramalina menziesii) растёт на деревьях. Рисунок Кустистый лишайник «борода» (Ramalina menziesii) растёт на деревьяхРисунок Кустистый лишайник «борода» (Ramalina menziesii) растёт на деревьях

ФИЗМИНУТКА Ветер дует нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише, тише. Деревцо все выше, выше.

ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ В ПРИРОДЕ.

ЛИШАЙНИКИ Первопоселенцы безжизненных пространств. Первичное почвообразование. Важный элемент природных систем. Защита деревьев от спор грибов-паразитов. Убежище для насекомых -вредителей. Пища для диких животных. Участвуют в разрушении горных пород.

БЕЛКА ОБЫКНОВЕННАЯ Поедает семена ели, сосны, орехи, почки, побеги, кору, лишайники, грибы,

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ Большую часть года олени поедают лишайники, богатые углеводами

ОВЦЕБЫК Пища овцебыка – лишайники, трава, мхи.

ПЕРВОПОСЕЛЕНЦЫ – ПИОНЕРЫ СУШИ Впервые поселяясь на бесплодных местах, лишайники образуют при отмирании перегной, на котором потом могут поселиться другие растения.

ЭЛЕМЕНТЫ ПРИРОДНЫХ ЭКОСИСТЕМ

ЗНАЧЕНИЕ ЛИШАЙНИКОВ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА.

ЛИШАЙНИКИ Некоторые используются в пищу. Используют в парфюмерной промышленности. Сырье для химической промышленности (лакмус). Являются индикаторами загрязнения воздуха. Используют в медицине. Корм для одомашненных копытных на севере (олени).

ОХРАНА ЛИШАЙНИКОВ. Лишайники – это организмы-биоиндикаторы; они растут только в экологически чистых местах, поэтому их не встретишь в больших городах и промышленных зонах. Если воздух отравлен заводами, фабриками, выхлопными газами автомобилей, лишайники не могут нормально жить и развиваться. В дыму, гари и копоти болеют и погибают.

ЛИШАЙНИКИ НАШЕГО СЕЛА Ученица 10 класса Чернышова Мария проводит исследование «Индикация степени загрязнения воздуха по видовому составу лишайников»

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ. ДОПОЛНИТЕ СХЕМУ: ТИПЫ СЛОЕВИЩ ЛИШАЙНИКОВ ???

ДОПИШИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ: Лишайники – это __________ организмы. Они состоят из гриба и ___________. Зеленая _________ образует _________ вещества, используемые ________, который снабжает ________ водой и растворенными в ней ________ солями. Лишайники размножаются в основном _________ - частями слоевища.

ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНЫЕ УТВЕРЖДЕНИЯ: 1. Лишайники – это организмы- симбионты. 2. Тело лишайника называется слоевищем, или талломом. 3. Различают два основных типа слоевищ лишайников. 4. Наиболее простой тип лишайника – кустистый. 5.Автотрофный компонент лишайника – гриб. 6.Лишайники размножаются только половым путем. 7.Лишайники очень требовательны к чистоте воздуха.

Рассмотрите рисунок строения лишайника, подпишите названия его частей. 1. __________________2. ________________. 1 2

ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА. Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, - это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная».

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Изучить параграф 13, выполнить задание 45 в рабочей тетради.