Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ОЩУЩЕНИЕ.
Advertisements

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ. Картина мира у человека складывается благодаря функционированию познавательных процессов Картина мира у человека складывается.
Психические процессы.. Психические процессы – это одна из групп психических явлений, условно выделяемых в целостной структуре психики.
Психические процессы: внимание и память 1. Характеристика и функции внимания 2. Виды и свойства внимания 3. Память и представления. Основные мнемические.
Память – это отражение прошлого опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим.
- это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающей действительности. К психическим процессам относятся.
Психические познавательные процессы Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. Мышление, воображение, речь.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Память 1. Понятие памяти 2. Теории памяти 3. Функции памяти 4. Виды памяти.
Лекция 2 Психология познавательных процессов. Структура приема информации Раздражитель (Р) Органы чувств (ОЧ) Нервные импульсы (НИ) Головной мозг (ГМ)
Память это способность мозга запоминать, сохранять и впоследствии воспроизводить то, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. это отражение.
ВНИМАНИЕ Выполнил: Вартумян С.Г. Проверил: Шишкина И.В.
Подготовил Голобородько Евгений.
«Скажи мне, и я забуду; Покажи мне, и я может быть, запомню; Вовлеки меня, и я пойму.» Конфуций (450г. до н.э.)
Внимание детей с нарушениями речи. Нарушения речи это- собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в данной языковой среде,
Память.Механизмы и виды памяти.. Память одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить.
Психология памяти. Память это психический процесс запечатления, сохранения, воспроизведения, узнавания и утраты прошлого опыта, который делает возможным.
Коррекционная работа по развитию памяти старших дошкольников с ОВЗ (с задержкой психического развития) Учитель – дефектолог МС(к)ОУ VIII вида Ростова Г.
ТЕМА 10. ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ, ВООБРАЖЕНИЕ. ВНИМАНИЕ – это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающие повышение уровня сенсорной,
Транксрипт:

Авторы: к.п.с. н., доцент кафедры ППВШ Михалец И.В. Зав. НППЛ Рогашова И.Ю. ПСИХИЧЕСКИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ: ПАМЯТЬ И ВНИМАНИЕ

Цель лекции: сформирование представления о памяти и внимании как психических познавательных процессах 1. Знать: определения памяти, внимания; основные психические процессы; характеристики внимания; классификацию памяти и внимания; формы и процессы памяти. 2. Иметь представление: о мнемонике ( приемы запоминания); о факторах, способствующих привлечению и снижению внимания. Изучив данную тему студент должен:

Основные вопросы: 1. Понятие о психических познавательных процессах. 2. Внимание. 3. Память. 3

Основные понятия: познавательные процессы, память, внимание, мнемоника, мнемические действия. 4

ПОНЯТИЕ О ПСИХИЧЕСКИХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССАХ Вопрос 1. 5

Познавательные психические процессы – это психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды. 6

Психические процессы обеспечивают отражение и осознание людьми воздействий окружающей действительности. 7

Первоначальная картина окружающего мира складывается у человека благодаря функционированию психических познавательных процессов. 8

ВНИМАНИЕ Вопрос 2. 9

Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. 10

Свойства внимания Объем Устойчивость Концентрация Переключение Распределение Предметность 11

Объем внимания 12

Устойчивость внимания 13

Концентрации и устойчивости 14

Распределение внимания 15

Классификация внимания По предмету, материалу деятельности По предмету, материалу деятельности По направленности активности По направленности активности По ведущему анализатору По ведущему анализатору По характеру отраженных связей и отношений По характеру отраженных связей и отношений Сенсорно- перцептивное Сенсорно- перцептивное Интеллектуальное Двигательное Внутренне- направленное Внутренне- направленное Внешне- направленное Внешне- направленное Зрительное Эмпирическое Теоретическое Слуховое 16

17 Классификация внимания по произвольности познавательных процессов Виды вниманияУсловие возникновения Особенности проявления НепроизвольноеВоздействие сильного или значимого раздражителя Осуществляется непреднамеренно, не требует волевых усилий; легко происходят переключение и прекращение ПроизвольноеПостановка и принятие задачи как пути решения проблемы Требует волевых усилий, сохранения контроля за поведением, при длительной концентрации вызывает утомление ПослепроизвольноеУвлеченность процессом решения Высокая сосредоточенность на решении задачи при снятии напряжения, не требует значительных волевых усилий

Факторы, способствующие привлечению внимания - характер раздражения (новизна, контраст, физические характеристики); - отношение раздражителя к потребностям. 18

Факторы, снижающие устойчивость внимания монотонность и стереотипность выполняемых действий; однообразие и недостаточность (избыток) информации. 19

ПАМЯТЬ Вопрос 3. 20

Память - это процесс, обеспечивающий построение всестороннего образа мира, связывающий разрозненные впечатления в целостную картину, прошлое с настоящим и будущим. 21

Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. ( Цит. по Реан) 22

Уровни хранения информации физический (узелки на память, записная книжка и т.д.); биологический (преобразования биологических структур, например молекул ДНК, РНК; физиологический (информация хранится и преобразуется на основе динамичных физиологических процессов); психологический (происходят качественные преобразования информации, ее организация и хранение, которые основываются на преобразовании смысловых структур). 23

Классификация памяти По ведущему анализатору По ведущему анализатору По форме психической активности По форме психической активности По продолжительности протекания процесса По продолжительности протекания процесса Зрительная Слуховая Осязательная Обонятельная Вкусовая Образная Эмоциональная Двигательная Вербальная Непроизвольная Кратковременная Оперативная Долговременная Произвольная 24 По предмету, материалу деятельности По предмету, материалу деятельности

Процессы памяти запоминание; хранение; воспроизведение; забывание; припоминание. 25

Система памяти по Р. Аткинсону, Р. Шиффину Входящая информация Период перекодирования Долговременная память Долговременная память Кратковременная память Кратковременная память Вытеснение 26 Повторение

Причины, влияющие на продуктивность памяти Субъективные Объективные Тип запоминания Предыдущий опыт Установка Интерес Состояние организма Обстановка Количество материала Характер материала Осмысленность Связанность Понятийность Наглядность 27

Усвоение информации при разовом выполнении действия При чтении При чтении При помощи слуха При помощи слуха При помощи зрения При помощи зрения При помощи слуха, зрения При помощи слуха, зрения При помощи слуха, зрения и обсуждения При помощи слуха, зрения и обсуждения При помощи слуха, зрения и обсуждения и выполнения других действий При помощи слуха, зрения и обсуждения и выполнения других действий 10% 20% 30% 50% 70% 90% 28

Состав мнемического действия Выделение опорных пунктов Группировка Структурирование Схематизация Аналогия Мнемотехника Мнемоника - приемы управления памятью или искусство запоминания. План Классификация Ассоциации Повторение 29

Этапы логического запоминания Осознание цели запоминания Понимание смысла запоминаемого Анализ материала Выявление наиболее существенных мыслей Обобщение Осознание цели запоминания 30

1. Каково значение познавательных процессов в жизнедеятельности человека? 2. Что такое внимание? 3. Какие виды и свойства внимания вы можете назвать? 4. Дайте характеристику памяти как психическому познавательному процессу. 5. Какие классификации памяти вы знаете? 6. Назовите и охарактеризуйте процессы памяти. 7. Назовите причины, влияющие на продуктивность памяти. 8. Перечислите основные этапы логического запоминания. 9. Что такое мнемотехника? 10. Какие приемы продуктивного запоминания информации вы знаете? Контрольные вопросы