Д.К. САБИРОВА АПРЕЛЬ, 2011 ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ МЕНЕДЖЕРОВ
Цель - формирование ключевых компетенций Задачи: Усилить роль методик, обеспечивающих успешную социализацию; Установить контакт обучающихся с практиками; формировать навыки использования информационных каналов; и др. 2
3 «Европейское пространство высшего образования» - это единство образовательного процесса. Единство образовательного процесса – не унификация, а прозрачность (понятность) образовательных систем разных стран по отношению друг к другу.
4 Из документов об образовании каждой страны (от законов об образовании до приложений к диплому и учебных планов отдельных учебных заведений) должно быть ясно ЧЕМУ именно, КАК именно и на КАКОМ УРОВНЕ (с какой глубиной) обучен тот или иной гражданин
5 Разработаны, наряду с другими требованиями, единые принципы контроля результатов образования: какие именно профессиональные действия способно совершать обученное лицо? => то есть оценка приобретенных КОМПЕТЕНЦИЙ
6 Компетенции выражают идущие в мировом образовании процессы – переход от понятия «квалификация» к понятиям «результат обучения» и «компетентность» (документы ЮНЕСКО «Реформирование и развитие высшего образования», 1995; «Образование: сокрытое сокровище», 1997; Всемирная конференция по высшему образованию ЮНЕСКО, 1998)
7 Компетенция – это способность, выходящая за рамки владения знаниями и умениями. Она состоит из: Познавательной компетенции, включающей в себя использование теории и понятий, неформальные знания, приобретенные опытным путем;
8 Функциональной компетенции (умений и ноу- хау). Это- то, что люди должны уметь успешно выполнять в конкретной сфере деятельности; Личной компетенции, включающей в себя мотивацию к действиям и знание того, как вести себя в определенной ситуации; Этической компетенции, включающей в себя определенные личностные и профессиональные ценности
9 В современных видах профессиональной деятельности менеджера : усиливается информационный и творческий подход; Однотипность и взаимозаменяемость работников уступает место персонализации задач; Возрастает роль гибких краткосрочных проектов и коллективов (временный состав вместо кадрового);
10 Исчезают рабочие места, на которых находятся в течение всей жизни; Разрушается профессиональная замкнутость, нарастает динамика профессий, их глобализация; Профессиональное образование утрачивает ориентировку на единственную дальнейшую специализацию.
11 Происходит изменение профессиональных качеств, востребованных на рынке труда; Ценится не квалификация, а компетентность, т.е. обладание определенными способностями; Компетенция не означает отказа от категории «квалификация», компетенция включает квалификацию, т.е. профессиональные знания и умения (по: Байденко В.И. Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: экспериментальная учебная авторская программа. М., 2007)
12 Таким образом: Компетенции – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы.
13 В процессе обучения для формирования компетентности используются инновационные технологии, в частности, интернет.
Вопрос использования интернет технологий можно рассматривать с двух сторон: а) формирование конкретных коммуникационных и технических компетенций. б) использование интернета как методики обучения, дополняющий имеющийся образовательный инструментарий; 14
Средствами информационной системы реализуется специфика педагогических целей по развитию общих компетенций. Эти цели формируются не в виде действий преподавателя, а с точки зрения результатов деятельности обучаемого. Освоение знаний и умений происходит в комплексе. 15
Основные отличия компетентностного подхода обучения состоят в том, что студенты учатся не только у преподавателя, но и друг у друга, коммуникационные средства. 16
Пример: Использование интернет технологий в подготовке менеджеров по дисциплине: «Связи с общественностью» Студентам дается отправная точка – создание блога команды для ведения сетевого дневника разработки проекта. 17
Первичные материалы располагаются на сайте кафедры в разделе «Мастерская» Первичные материалы располагаются на сайте кафедры в разделе «Мастерская» 18
Блоги команд и сообщество на площадке блог- сервиса «Живой Журнал». 19
По каким-то вопросам студенты сами были вовлечены в создание инструкций для своих коллег. 20
В ходе реализации проекта в блоги команд, разрабатывающих кампанию, выходят практики, которые высказывают свои комментарии, замечания. 21
Степень вовлеченности и результативности полностью зависит от студентов и их личных амбиций и возможностей. Возможность получения комментариев от преподавателей играет ключевую роль 22
Наиболее распространенные ошибки: Слишком длинные записи Отсутствие иллюстраций к записям Отсутствие ссылок на публикуемые материалы Скупость рассуждений, анализа, выводов к собственным записям, слабо представляют возможности Web 2.0 и интеграции сервисов и др. 23
На основе этих ошибок были сделаны выводы: - данная форма обучения актуальна и востребована; - этот метод формирует среду, где студенты могут овладеть навыками, необходимыми в ХХI веке; - преподавателю легче координировать процесс обучения; - формируются интегрированные компетенции. 24
Другой пример. Разработан лабораторный практикум в формате интернет-сайта – рис.1. (текущее размещение: и DVD-носителей. 25
Интерфейс сайта «Грани рекламы» 26
Таким образом, идеальной моделью обучения становится дополнение и разработка методик и инструментов, способствующих формированию интегрированных компетенций будущего специалиста. 27
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 28