Восточно-казахстанский государственный университет (ВКГУ), г. Усть-Каменогорск, Казахстан, 5 – 15 ноября 2012 г. Е.Н. Быданова, PhD, Международный центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Восточно-казахстанский государственный университет (ВКГУ), г. Усть-Каменогорск, Казахстан, 5 – 15 ноября 2012 г. Е.Н. Быданова, PhD, Международный центр.
Advertisements

Оценка эффективности деятельности общеобразовательных учреждений по итогам комплектования-2010 Л.Е. Загребова, руководитель Тольяттинского управления министерства.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Федоров М.В., вице-президент СОСПП, ректор ФГБОУ ВПО «УрГЭУ» д.г.-м.н., д.э.н., профессор Основные концептуальные направления развития трудовых ресурсов.
Анализ воспитательной работы В ГБС(К)ОУ школе учебный год.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______.
Организация питания школьников города Иванова в учебном году. Проблемы и пути решения.
Фрагмент карты градостроительного зонирования территории города Новосибирска Масштаб 1 : 4500 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Результаты проведения региональных диагностических контрольных работ по русскому языку, математике и физике для учащихся 9 и 11 классов в общеобразовательных.
Итоги самооценки деятельности вуза ( уч. год) Отчет заслушан на расширенном ректорате г. Отдел менеджмента качества образования.
Масштаб 1 : Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от
Реализация комплексного проекта модернизации образования в Еврейской автономной области Председатель комитета образования ЕАО Е.А. Сильянов.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от Масштаб 1 : 5000.
Курсы повышения квалификации (общие показатели в %)
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ ОЦП «Р АЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ,
Информационное обеспечение науки в Казахстане: состояние и перспективы Болат Султангазин Национальный центр научно-технической информации РК Science Online.
Вариант ВВП второй первый 4.74,45 Промышленность второй первый Инвестиции второй
Результаты ФЭПО по направлениям и специальностям В разрезе факультетов.
Приложение 1 к решению Совета депутатов города Новосибирска от _____________ ______ Масштаб 1 : 5000.
Число зарегистрированных преступлений. Уровень преступности.
Транксрипт:

Восточно-казахстанский государственный университет (ВКГУ), г. Усть-Каменогорск, Казахстан, 5 – 15 ноября 2012 г. Е.Н. Быданова, PhD, Международный центр педагогических исследований г. Севр, Франция DEVELOPING LEADERS FOR MANAGING EDUCATIONAL TRANSFORMATION

Часть Система образования Франции 4.2. Образовательная политика и реформы последних лет

Франция: общая информация Франция / Французская республика – конституционная республика Основная территория на европейском континенте, а также заморские департаменты и территории Территория : кв.км. Население: 65,3 млн. чел. Экономика: капитализм с довольно сильным вмешательством государства По уровню ВВП 5ое место в мире Основные отрасли: сельское хозяйство, аэронавтика, машиностроение, атомная энергетика, предметы роскоши, туризм Важная роль в мировой истории благодаря своим принципам республиканства, демократии и светского устройства общества © CIEP

Структура системы образования Франции

2 (20%) возраст Начальное образование Среднее образование La « maternelle » Подготовительная школа « Lécole élémentaire » Начальная школа « Le collège » Средние классы « Le lycée » Старшие классы Система среднего образования Франции

Подготови тельная школа Началь ная школа Средние классы Collège Старшие классы Lycée Воз раст Классы Оценка УЧИТЕЛЯ 2 Petite Section 3 4 Moyenne S 5 Grande S 1 6 (*) CP 2 7 CE1 TEST Основная 3 8 CE2 задача = 4 9 CM1 преобрете ние 5 10 CM2 TEST базисного ème набора ème знаний ème и ème BREVET навыков nde ère Terminale BAC Началь ное образо вание Средни е и стар шие классы Базисный набор знаний и навыков Один учитель для всех предметов Разный учитель по каждомупредмету * Compulsory education Обязательноеобучение

ВозрастГод Классы 11/12 лет 6« Sixième »6ой класс 12/13 лет 7« Cinquième »5ый класс 13/14 лет 8« Quatrième »4ый класс 14/15 лет 9« Troisième « 3ий класс COLLÈGE Общий или технологический лицейПрофессиональный лицей Длинный цикл обучения Академически- ориентированные программы Короткий цикл обучения Практически- ориентированные программы 15/16 лет 10 2 nde 1 16/17 лет 11 1 ère L1 ère S1 ère ES1 ère T1 ère 2 17/18 лет 12 T. LT. ST. EST. Tterminale baccalauréat CAP « seconde »

Второгодничество в разных странах ОСЭР

Проблема «школьного распределения»

Структура высшего образования : до и после Болонского процесса

Типология высших учебных заведений 2 основных вида вузов : An open system in the universities. A selective system with a limited number of places (Grandes écoles). А также «короткие» профессионально ориентированные программы: at special technical institutes (Instituts universitaires de technologie – IUT) and at special vocational programmes provided in high schools (section de technicien supérieur – STS).

Некоторые специфические особенности « Validation des acquis de lexpérience (V.A.E.) » / «Признание профессионального опыта», введено с 2002 г. Существует также в форме « Validation des acquis professionnels (V.A.P.) » / «Признание профессиональных достижений», введено с 1985 г.

Высшее образование In , 2.3 million students, out of these: in universities ; in Grandes écoles; in IUTs and in STSs, etc. Higher education institutions: 91 universities; 240 engineering schools and 210 business, management and accountants higher education schools, etc.

Система управления образованием

Государство Лицей Колледж Начальная школа

Избираемые школьные советы Лицей Колледж Начальная школа РЕГИОНАЛЬНЫ Й ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ Ректор «RECTORAT DACADÉMIE» « Recteur » АКАДЕМИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ Академический инспектор МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Органы региональ- ной власти Органы районной власти Городские власти Децентрализация Государственное учебное учреждение

Районы /«департаменты » 100 районов P.Charle Регионы 22 региона Управление образованием и административная организация Франции

Карта региональных департаментов образования Франции: 26+4

Финансирование

Общие расходы: 135 млрд. евро в год Гос. расходы на образование во Франции в 2010 г.: 7% (Норвегия, Дания, Исландия – от 7 до 9 %, Япония – 3,4%) евро в среднем на каждого гражданина Франции.

Расходы на каждого учащегося Во сколько обходится каждый учащийся государству ? – школьник начальных классов, – средних классов – высшее образование ( – высшие школы, университет) – среднее профессиональное

Динамика роста расходов на образование во Франции, 1980 – 2010 гг.

Результаты учащихся в международных исследованиях

4.2. Образовательная политика и реформы последних лет

Франция и ее социальные контрасты 1) Растущая иммиграция и социальное напряжение 2) Неравенство доходов: За чертой бедности : от 4,5 миллионов до 8,2 миллионов в 2009 г. (

Начинается уже со школьной скамьи: Заканчивают школу по общему профилю : 85% детей, чьи родители занимают управляющие позиции или являются работниками интеллектуальной сферы, и только 37% детей рабочих. Получают диплом о высшем образовании: 72% детей, чьи родители занимают управляющие позиции или являются работниками интеллектуальной сферы, и только 22% детей рабочих Получают диплом о начальном профессиональном образовании: 6% vs. 32 %. Особое положение выпускников некоторых вузов: Ecole polythenique, Ecole Centrale de Paris, Ecole des ponts et chaussés Ecole nationale supérieur de ladministration publique (ENA) Социальное расслоение

Социология образования Зарождается во Франции в 60ые годы XX века: Пьер Бурдьё и Раймон Будон, знаменитые французские социологи послевоенного периода Пьер Бурдьё: школа – это механизм воспроизводства социальной иерархии. Социальный лифт больше на работает! Понятие «социального капитала»

Массификация среднего образования % заканчивающих среднюю школу (получение baccalauréat) : в 1950 г. 5%, в 1970 г. 21 %, 1985 г. 36%, 1995 г. 66%, сегодня - около 88% Источник: Marie Duru-Bellat (2006), «Linflation scolaire. Les desillusions de la méritocratie/ Инфляция школы. Расстворение иллюзий меритократии», Editions du Seuil et la République des idées, pp

Массификация высшего образования Франция Источник: Global Education Digest Comparing education statistics across the world, UNESCO Institute for Statistics, pp Динамика роста количества студентов в вузах Франции, 1970 – 2005 гг. (в тыс. человек)

Bienvenu en France! Франция и ее республиканские принципы («valeurs républicaines »). Франция и ее демократия Франция и вина Франция и сыры Франция: длинная продолжительность жизни и спортивный образ жизни Любимое занятие французов?

Мин. образования и профсоюзы учителей Франция : Бесконечные дебаты и забастовки

Студенты и правительство Франция : Крупная забастовка весны 2006 г.

Реформы в высшем образовании С 90-ых годов контрактная система: 4 year contracts with the Ministry for HE and Research Введение автономии: Since 2006, reinforcement of university autonomy (the « LRU » law – « Liberty and Responsability of Universities ») / Введение независимой оценки результатов работы вузов: Since 2006, creation of independent agency for quality assurance - AERES Объединение вузов: Since 2006, creation of PRES – Poles for Research and Higher Education Акцент на трудоустройство выпускников : In 2006, the government made graduate employment a priority: creation for Centers for employment and career guidance in all HEIs

« Dans un monde bouleversé par une crise économique sans précédent, le savoir est notre arme principale pour comprendre une réalité de plus en plus complexe et dessiner dans ce champ des possibles un nouveau modèle de progrès. Depuis l'origine, il y a un pacte entre la République et la science. Il faut renouveler ce pacte. » Николя Саркози Пожелания работникам образования и науки Научная платформа Сакле, 11 января Николя Саркози Пожелания работникам образования и науки Научная платформа Сакле, 11 января Высшее образование и наука во Франции

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ Поднять нашу систему высшего образования и науки на самый высокий мировой уровень Обеспечить устойчивое финансирование ВО и науки Модернизировать университеты Реформировать науку

ПРОВОДИМЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ Современные и привлекательные вузы Открытые и автономные вузы: Закон о свободе и ответственности вузов – Loi sur les libertés et les responsabilités des universités (LRU) Повышение финансовых средств : Программа «Большой заем» Дополнительные средства для вузов на развитие научных исследований в области здравоохранения

Высшее образование: реформа LRU Последствия закона : A STRONGER GOVERNANCE AND A BETTER STRUCTURATION Расширение полномочий Ректоров : Finance, Human Resources and Property In Human Resources : new responsibilities mean recruitment of new staff with different skills, in particular about salary management, workforce control,… In Finance : salary control, financial and accounts control, management control… About Property: engineers specialized in property management and maintenance, pluriannual investment programs… 42

Управление вузом President/ Президент Teacher or researcher Elected by members of the Administrative Council by absolute majority for 4 years (with possibility to renew for 4 more years, but not more) Secretary general / Генеральный секретарь Nominated by the Ministry on the proposition of the President Administrative management Participates in AC as a consultative member 3 Councils / 3 Совета Administrative Council (20-30 members: academic staff, external people, students, administrative staff) Scientific Council (20 – 40 members: academic staff, doctorate students, external people) Council for Academic Programmes and University Life (20 – 30 members: academic and admin. staff, external people)

Управление вузом « Unité de formation et de recherche (U.F.R.) »/ Научно-педагогические подразделения UFRs Director (elected by the UFR council for 5 years, renewable only once) UFRs Council (40 members, elected from academic staff, students and external persons) Comité dhygiène et de sécurité / Комитет по гигиене и технике безопасности Propositions to AC for security and hygien measures Comité technique paritaire / Представительный технический комитет Representatives of all permantent staff (civil servants) for admisnitrative and other current issues Commission partitaire détablissement / Представительный комитет учреждения Representatives of all staff

Высшее образование Франции Проблема международной привлекательности: With this strong competition between universities worlwide, they have to find new ways of attracting students: - original courses in specific sectors - bilingual courses - good accommodation facilities - renovated or new campuses - dynamic student life - e learning, open universities… - integration of students with reduced mobility 45

Высшее образование Франции Иностранные студенты во Франции: France is the 4th country favoured by students as their main destination. Figures are as follows: 2009: United States ,9% United Kingdom ,1% Australia ,7% FRANCE ,5% Germany ,9% Russia ,1% Japan ,0% Canada ,8% Italy ,1% China ,8% 46

Высшее образование Франции Выезд французских студентов за рубеж: 2009: United Kingdom % United States % Germany % Belgium % Switzerland % Canada % Spain % Australia % Italy % Japan % 47

Высшее образование Франции Над чем еще предстоит работа в будущем? Дальнейшая работа по введению культуры оценки качества в вузах Оценка занятий студентами Повышение роли преподавателей и научных сотрудников во внеклассной работе Укрепление связи с другими организациями и промышленными предприятиями, привлечение дополнительных финансовых средств из частного сектора Региональная привлекательность: необходимость сотрудничества с региональными властями и организациями, для повышения привлекательности и имиджа в своем регионе 48

Мониторинг трудоустройства выпускников

Мониторинг трудоустройства выпускников во Франции Традиционно, французские университеты не занимались вопросами трудоустройства своих выпускников. Основная функция: просветительская, а не профессионально-ориентированная В период экономического подъема страны, это не вызывало проблем, но ситуация ухудшается в 90ые годы и в рамках введения Болонского процесса и автономии вузов министерство обязывает университеты отчитываться по трудоустройству выпускников На национальном уровне мониторинг трудоустройства выпускников проводится Национальным центром по проблемам рынка труда, г. Марсель, каждые три года Ряд крупных исследований на европейском уровне

Роль университета: просветительство и наука или трудоустройство? « Dès le Moyen Age, lUniversité se trouve confrontée à deux exigences: diffuser le savoir et produire le savoir. Elle est une corporation, un « corps », une union des professeurs et des étudiants voués à létude. Elle fournit également des cadres à toute lEurope, et à toutes les sociétés. Fière de son autonomie face aux pouvoirs politiques, religieux ou financiers, lUniversité sinterroge: faut-il dabord priviligier la recherche ou faut-il former à des métiers et à la vie pratique. Sans cesse relancé, le débat nest toujours pas clos. Science pure ou débouchés? » (M.-L. Le Foulon et J.-M. de Montrémy, « Leurope des universités », Gallimard, 2008, p. 108)

Необходимо усиливать связь между университетами и предприятиями Образование как ключевой элемент экономики. Повышение конкуренции предприятий = необходимость искать новые знания в университетах Болонский процесс : новая задача - трудоустройство выпускников вузов

Содействие трудоустройству на уровне университетов во Франции С принятием закона о свободе и автономии вузов 2006 г. введение «Платформ по трудоустройству»: усиление работы по проф.ориентации во время учебы в вузе помощь в поиске стажировок, летней работы и первого места работы Взаимодействие с работодателями: в составлении учебных планов программ участие в Административном Совете университетов региональный налог на поддержку вузов для предприятий С 2006 г. возможность создания фондов с частными предприятиями (н-р, в 2007 г. Университет Лион 1 с грантом компании Microsoft на евро) По инициативе Министерства образования сближение университетов с региональными центрами науки и технического развития: создание региональных научно-технических кластеров

Содействие трудоустройству на уровне университетов Спец. контракты с предприятиями для докторских программ с получением заработной платы – CIFR Введение новых программ : программ дуального обучения; программ «профессионального бакалавра». Переработка учебных планов с учетом компетенций, выдача Приложения к диплому. Но проблемы с оценкой уровня компетенций Неравное положение университетов и высших школ Объединение университетов и высших школ в региональные кластеры, по инициативе министерства

Компетенции, востребованные на рынке труда All European graduatesFranceGermanyRussia знания по специальности 5,45,35,84,8 знания в других областях 4,23,44,34,6 аналитическое мышление 5,15,35,25,5 быстро преобретать новые знания 5,45,25,65,7 эффективно вести переговоры 4,74,14,75,1 работать в стрессовых ситуациях 5,65,36,05,5 видеть новые возможности 4,83,85,14,4 руководить работой других 5,45,15,64,7 эффективно использовать свое время 5,65,75,86,06,0 работать с другими людьми 5,55,35,65,3 мобилизовывать навыки и знания других людей 4,94,84,94,8 ясно выражать свои мысли 5,55,65,25,6 проявлять свой авторитет 4,74,8 5,6 использовать компьютерные технологии и интернет 5,44,95,55,7 находить и предлагать новые идеи и решения 5,24,95,34,9 подвергать сомнению идеи 4,94,74,94,6 представлять широкой публике товары и идеи 4,74,654,1 составлять документы 5,14,85,35,8 писать и говорить на иностранном языке 3,83,23,72,5 N=1429N=1651N=300

Merci pour votre attention!

Франция – единое государство при ярком разнообразии регионов

Élèves, apprentis et étudiants (nombre total d'inscrits) Nombre de personnels Écoles, collèges et lycées Enseignants (y compris privé) dont enseignants des établissements publics Non- enseignants Enseignement supérieur public Enseignants Non- enseignants Nombre décoles, de collèges et de lycées (EN) dont public dont écoles dont collèges dont lycées professionnels dont autres lycées, y compris polyvalents dont écoles régionales denseignement adapté Dépense globale (État, collectivités territoriales, entreprises et ménages) pour léducation en milliards deuros 116,3 (2004)121,4 (2006)

Количество учебных часов в школе Начальные классы: En primaire, les élèves ont en moyenne 24 heures de classe par semaine (les enseignants consacrent en outre 2 heures par semaine à une aide personnalisée aux élèves rencontrant des difficultés d'apprentissage). Désormais, tout le territoire est soumis au même calendrier scolaire établi sur 4 jours, mais cela va à l'encontre des recommandations. L'année scolaire des écoles primaires françaises est limitée à 144 jours, ce qui en fait l'une des plus courtes du monde Средние и старшие классы: En collège, les élèves ont 25 à 28 heures de cours (parfois plus en 4 e et 3 e selon les options choisies), et en lycée environ 30 à 40 heures selon les options choisies).