Использование инновационных технологий в процессе преподавания иностранных языков в Казанском институте (филиале) РГТЭУ Презентация электронного учебника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В государственном образовательном стандарте по иностранному языку (ИЯ) предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум.
Advertisements

Активные формы и методы учебной деятельности. Дисциплина:Английский язык Дисциплина:Английский язык Преподаватель:Сазонова С.В.
Анализ результатов анкетирования преподавателей и студентов МОУ ВПО ЮУПИ «Реализация компетентностного подхода в организации самостоятельной деятельности.
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Интерактивные формы обучения в свете ФГОС III-го поколения д.п.н. Артюхина А.И. Волгоград 2012 Волгоград.
Free Powerpoint Templates Page 1 Free Powerpoint Templates НЕДЕЛЯ КАФЕДРЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН НОЯБРЬ 2012.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ Изучение иностранного языка в основной школе направлено на достижение следующих.
1 Кафедра иностранных языков «Разработка методик использования инновационных технологий обучения, активных и интерактивных форм проведения занятий» Исполнитель.
Страноведение. АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ СТРАНЫ. ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ для учащихся классов КУРС РАССЧИТАН НА 34 ЧАСА Составитель: Ольга Александровна.
Инновационные методы обучения Ставрополь Три бомбы под систему образования компетентностный подход Этот подход может и сохранить культурно- исторические,
Балльно-рейтинговая система как фактор повышения качества преподавания социологии в ТувГУ Хурума Ю.К. Кызыл, 2011 г.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ МБОУ «СОШ18» г.Балаково Учитель немецкого языка Котунова М.Н
Важно! Одной из главных целей урока с применением мультимедиа становится повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка. ИКТ позволяют учителю.
Использование мультимедийных средств обучения иностранному языку в начальной школе.
Организация интерактивных форм проведения занятий в соответствии с ФГОС Гришина С.Н. заместитель директора по УМР ГБОУ СПО ПТ 2 октябрь 2013г.
Языковая подготовка аспирантов и молодых ученых Advanced level of Scientific English Intensive kourse of Deutsch.
Тема, над которой работает М О Развитие ведущих учебных умений (орфографической зоркости, умения работать с текстом в условиях личностно – ориентированного.
Иностранный язык для специальных целей Рабочая программа Направление «Регионоведение России» Профиль подготовки «Сибирский регион в России и мире»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный государственный Университет физической.
Использование интерактивных методов в обучении учащихся на уроках английского языка Учитель английского языка МБОУ гимназии 4 Иванова Яна Романовна.
Коммуникативная направленность обучения, изучение языковых явлений в их функционировании, взаимосвязанное обучение различным видам речевой деятельности.
Транксрипт:

Использование инновационных технологий в процессе преподавания иностранных языков в Казанском институте (филиале) РГТЭУ Презентация электронного учебника Докладчик: Зав. кафедрой иностранных языков, к.филол.н., профессор Мазитова Ф.Л.

Подготовка в неязыковом вузе в короткий срок специалиста, на хорошем уровне владеющего одним или несколькими иностранными языками, - это один из основных социальных заказов общества и реальное требование времени. Цель учебного процесса по кафедре иностранных языков неязыкового вуза : Подготовка специалистов со сформированной профессионально- ориентированной коммуникативной иноязычной компетенцией, которые способны жить и работать в условиях поликультурной среды. Задачи кафедры иностранных языков : Обучение студентов пониманию речи носителей языка и умению говорить о проблемах своей специальности (языковая подготовка студентов с ярко выраженным профессионально-направленным и коммуникативно- ориентированным характером); Формирование межкультурной компетенции, воспитание толерантного отношения к народу, культуре и национальным традициям страны изучаемого языка; Привитие студентам навыков творческого самообучения, самосовершенствования и саморазвития как в языке, так и в будущей профессии.

Важная роль, отводимая инновационным методикам и технологиям в процессе изучения иностранных языков обусловлена, прежде всего: сложностью практических иноязычных умений и навыков, которыми студенты должны овладеть; отсутствием иноязычной речевой среды и естественной потребности использовать иностранный язык как средство общения; ограниченностью часов, предусмотренных на дисциплину Иностранный язык ФГОС и др. (В таблице ниже показано сокращение часов по профилям бакалавриата)

Разница часов, отводимых на дисциплины кафедры иностранных языков по учебным планам специалитета и бакалавриата (показаны 3 профиля): Специалитет Менеджмент Бакалавриат, профиль Менеджмент организации торговли Разница в часах Иностранный язык 1 курс Иностранный язык 2 курс Деловые переговоры и деловая переписка на иностранном языке Специалитет Бух. учет, анализ и аудит Бакалавриат, профиль Бух. учет, анализ и аудит Иностранный язык 1 курс Иностранный язык 2 курс Деловые переговоры и деловая переписка на иностранном языке Специалитет Коммерция Бакалавриат, профиль Коммерция Иностранный язык 1 курс Иностранный язык 2 курс Деловые переговоры и деловая переписка на иностранном языке Итого:

Широкое и методически правильное использование инновационных методик и технологий, органически включаемых в традиционный процесс изучения иностранных языков, позволяет интенсифицировать учебный процесс и компенсировать недостаточное количество часов для полноценного изучения иностранного языка и даже повысить качество успеваемости (см. таблицу ниже).

Анализ качества успеваемости студентов дневного отделения по дисциплине Иностранный язык Дисциплина 2009 – 2010 уч. год «4» и «5» в % 2010 – 2011 уч. год «4» и «5» в % уч. год «4» и «5» в % Иностранный язык 76.6%78.2%82.2%

Пункт 7.3. ФГОС нового поколения определяет, что «реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных технологий, деловых и ролевых игр, разборов конкретных ситуаций, различного рода тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».

Инновационные технологии и методики, позволяющие повышать качество языковой подготовки студентов: Методика разноуровневого обучения: Диагностика с помощью входного теста уровня знаний студентов и последующее деление аудитории на относительно равные по уровню владения языком группы. Методика развивающего обучения: Использование в процессе обучения иностранным языкам полезного профессионально-ориентированного (межпредметные связи) и расширяющего кругозор студентов иноязычного информативного материала. Методика креативного обучения: Использование творчества как наиболее эффективного средства в создании положительных эмоций, повышения мотивации к изучению иностранных языков и овладения навыками самостоятельной работы (проектная методика в рамках кружковой работы, участие в Неделе кафедры иностранных языков, творческие задания, подготовка докладов-презентаций на студенческую научную конференцию и т.д.). Методика адаптивной системы обучения: Адаптация к индивидуальным особенностям студентов (работа в индивидуальном режиме по обучающим программам, проведение индивидуальных дополнительных занятий с отстающими студентами и т.д.) Методика обучения в имитационно-деятельностной игровой форме: Ролевая и деловая игра используются для моделирования реальной ситуации общения и способствуют обучению навыкам диалогической и монологической речи, активизации речемыслительной деятельности, формированию навыков и умений самостоятельного выражения мысли («кейсовая» методика).

Телекоммуникационные технологии: Использование на занятиях аудио-визуальных ресурсов, мультимедийных средств, компьютерных обучающих программ, компьютерных тестов, электронных учебников, проектной технологии, элементов дистанционного обучения, веб-презентаций, интернет-ресурсов в сочетании с традиционными формами обучения позволяет обеспечить более высокий уровень усвоения иноязычного материала, усилить познавательную активность студентов, раскрыть их творческий потенциал, создать комфортную обстановку и атмосферу взаимопонимания и взаимоподдержки в процессе его изучения, избавиться от шаблонного характера занятий, сделать обстановку на них более интересной, а мотивацию к изучению иностранных языков более высокой.

В Казанском институте (филиале) РГТЭУ созданы хорошие условия для полноценного использования инновационных технологий и методик в учебном процессе: несколько компьютерных классов, почти во всех аудиториях телевизоры, на кафедрах имеются в распоряжении преподавателей ноутбуки, CD и DVD плееры. (См. слайды ниже)

1.Аудио – и видеоматериалы: Интенсификация учебного процесса преподавания иностранных языков, призванная повысить мотивацию и языковую компетентность студентов, включает в себя комплексное использование аудиовизуальных средств. С целью развития навыков аудирования и разговорной речи, знакомства с бытом, культурой и традициями страны изучаемого языка в учебном процессе кафедры широко используются аудиозаписи и видеоматериалы: аудио- и видеокассеты и диски с обучающими программами, видеозарисовками на бытовые, страноведческие и экономические темы, познавательные красочные видеоэкскурсии по странам и городам мира.

2. Обучение с компьютерной поддержкой – Computer-assisted Language Learning (CALL). Компьютер выступает в качестве тренажёра для индивидуальной работы студента под руководством преподавателя. При помощи различных готовых обучающих программ, которые обеспечивают поэтапную процедуру усвоения учебного материала на основе алгоритма обучения, проводится отработка пройденного на занятиях материала.

3. Компьютерный грамматический или/и лексический пост-тест – тест на проверку качества усвоения грамматического и лексического материала по пройденным темам. Широкое применение на кафедре иностранных языков получило программированное тестирование. Преподавателями кафедры в сотрудничестве с кафедрой математики разработаны тесты на контроль качества усвоения пройденного лексического и грамматического материала по учебникам и учебным пособиям кафедры. Кроме того, тестирование проводится и в рамках работы по обучающим программам.

4. Круглый стол – презентация - это один из наиболее эффективных способов обсуждения актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, представления новой информации, обмена опытом и творческими инициативами. Идея «Круглого стола» на занятии по иностранным языкам по пройденным темам позволяет студентам лучше усвоить материал и ярче проявить свои творческие способности. Студенты готовят самостоятельно вопросы по пройденной теме, находят дополнительную информацию и обмениваются ею в рамках «круглого стола», всегда информация сопровождается презентацией.

5. Доклад-презентация – способ наглядного представления информации с использованием аудио- визуальных и мультимедийных средств. Данная технология широко используется студентами и преподавателями во время выступлений с докладами на научных преподавательских и студенческих конференциях. Этот вид самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя в большей степени помогает раскрыть их творческие способности.

6. «Мозговой штурм» (brainstorming) – метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения поставленной или возникшей проблемы. В «мозговом штурме» участвует вся группа и преподаватель, выполняющий роль ведущего. Данный метод используется в учебном процессе чаще всего в связи с просмотром обучающего видеосюжета. Он направлен на формирование самостоятельного мышления студентов и способствует закреплению пройденного материала.

7. «Электронная почта»: Использование компьютера как средства доставки сообщений для межгруппового общения под руководством преподавателя или без него с помощью локальной или глобальной телекоммуникационных сетей. В процессе этого вида работы студенты обмениваются письменными сообщениями, составляют диалоги и т. д. Такая форма компьютерного обучения прекрасно вписывается в традиционные формы обучения как практическое применение иноязычных знаний.

8. Дистанционное обучение: Использование компьютера как средства хранения и доставки пакета учебной информации обучающемуся в режиме самостоятельного доступа по телекоммуникативным сетям с участием преподавателя для организации процесса обучения.

9. Использование в учебном процессе элементов инновационных интенсивных методик и новых учебников: Для активизации познавательной деятельности студентов преподавателями кафедры осуществляется работа по поиску и внедрению наиболее эффективных форм обучения языку. На занятиях по иностранному языку по мере необходимости и возможности используются элементы инновационных методик, в том числе и элементы интенсивного обучения, например, по методике Китайгородской, по методике Зайцева и др., осуществляется информирование студентов по последним или наиболее популярным методикам изучения иностранных языков, например: методика Илоны Давыдовой, «25 кадр» и др.

10. Театрализация в обучении – игровая технология, основанная на инсценировке продолжительных по времени, с декорациями и прочими атрибутами театральных представлений во внеучебное время с большим числом участников. Театрализованные представления регулярно проводятся в рамках «Недели кафедры иностранных языков». Например, были проведены мероприятия в виде театрализованных представлений на английском языке (сценки из сериала «Friends»), на немецком языке по теме «Творчество Гёте» (сцены из трагедии «Фауст»), на татарском языке по теме «Традиции татарского народа», на французском языке по теме: «Юбилей Дома Кристиан Диор» и мн. др.

11. Электронный учебник: Среди множества научных и методических задач, связанных с процессом оптимизации обучения, важнейшей является разработка и внедрение в учебный процесс учебных ресурсов, адаптированных для использования в телекоммуникационных сетях учебного заведения. К числу таких ресурсов относятся электронные учебники. ЭУ по иностранному языку построен таким образом, что обучение затрагивает все важнейшие аспекты: чтение, аудирование, говорение (монологическая и диалогическая речь), письмо. Он поможет сделать процесс обучения иностранному языку интересным, творческим, занимательным и высокоэффективным.

Преподавателями кафедры иностранных языков разработано 2 электронных учебника: «Немецкий язык для экономистов» (Получено регистрационное свидетельство, см слайд ниже) «Английский язык» В стадии разработки находится ЭУ по страноведению. В основу учебников положен коммуникативно- деятельностный подход в сочетании с принципами лингвострановедения, что является целесообразным в условиях межкультурной коммуникации. Структура электронных учебников как форма реализации содержания учебного материала отличается от структуры традиционного книжного учебника значительным усилением роли внетекстовых компонентов, а также появлением специальной системы управления процедурой представления учебной информации.

Содержание электронных учебников соответствует целям и задачам, реализуемым в процессе обучения студентов иностранному языку. Основная задача ЭУ - дать студенту хорошие знания по иностранному языку за счёт: Повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка благодаря большой информативности представленного материала и его профессиональной направленности; Интенсификации и индивидуализации учебного процесса обучения иностранным языкам, что обусловлено легкостью и простотой навигации по структуре электронного учебника (под навигацией понимается возможность быстро перейти от одной темы к другой, получить необходимую справку, комментарий, просмотреть презентации, видеофильмы, протестировать лексические и грамматические знания и т.д.); отлаженной обратной связью (идет регулярная оценка каждого шага обучения: упражнения, электронные тесты и т.д.); возможностью работы в индивидуальном режиме; возможностью использования в рамках электронного учебника аудио- и видеоматериалов; Закрепления и расширения профессиональных знаний обучающихся благодаря использованию в ЭУ иноязычного профессионально-ориентированного материала, согласованного в рамках межпредметных связей с профилирующими кафедрами; Привития студентам навыков творческого самообучения, самосовершенствования и саморазвития как в языке, так и в будущей профессии; Формирования межкультурной компетенции, воспитание толерантного отношения к народу, истории, культуре и национальным традициям страны изучаемого языка.

Презентация электронных учебников, разработанных на кафедре иностранных языков Казанского института (филиала) РГТЭУ: «Немецкий язык для экономистов» «Английский язык»