Формирование профессиональных и личностных качеств, умений и навыков с помощью метода активного обучения – метод кейсов Шулдяков Александр Владимирович.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Применение метода кейс-стади в учебном процессе. Одна из важных особенностей современного образования, это его постоянное совершенствование. Изменения.
Advertisements

Новые педагогические технологии Метод кейсов. Определение Метод кейсов – это обучение посредством пакета ситуаций для принятия решений, то есть изучение.
Дидактические возможности кейсового метода в образовательном процессе М.Г. Сергеева, кандидат педагогических наук, зав. лабораторией модернизации системы.
МЕТОД КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙ CASE от латинского casus «случай, обстоятельство, происшествие» 1) случай; обстоятельство, положение;
КЕЙС-МЕДОД: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В ОБРАЗОВАНИИ Бирюкова Т.И., к.п.н., доцент кафедры иностранных языков с курсом латинского языка.
Ситуационная задача. Кейс-задача.. ШАНС НА УСПЕХ умение сотрудничать, способность к общению, жизни в обществе и участию в нем; способность решать проблемы,
Кейс – технологии в учебном процессе Кейс – технологии в учебном процессе Шарко Дарья Борисовна, учитель русского языка и литературы вышей категории.
Семинар 2 Метод кейс-стади в образовании Разработка и использование кейсов в учебном процессе.
МЕТОД КЕЙСОВ (ОБУЧЕНИЕ МЕТОДОМ СИТУАЦИЙ ИЛИ ПРЕЦЕДЕНТОВ)
Интерактивные формы проведения занятий Методика проведения занятий с применением интерактивных форм обучения.
Проект Tempus-Tacis CASE – STUDY ( В технологии проблемного обучения ) г. Великий Новгород.
Использование кейс – технологий на уроках информатики учитель информатики и математики МОУ лицей 32 г. Белгорода Идрисова А.А.
Технологиякейс-стади. (от англ. case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных.
Мастер-класс Применение кейс – технологии на основе деятельностного подхода при обучении физике Учитель физики МБОУ «СОШ 14» имени А. М. Мамонова Попова.
Применение метода казуса (кейса) в педагогической практике.
Кейс – технологии в учебном процессе. Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных.
О применении интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов ИФК ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.
Презентация «Метод проектов». Проекты в бизнес-обучении Определение проекта в бизнес-обучении: Задание, не имеющее однозначного решения, которое предстоит.
(case study). МЕТОД КЕЙСОВ - это…. Анализ конкретных учебных ситуаций т.е. метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта.
КЕЙС-МЕТОД (метод конкретных ситуаций, конкретного примера, ситуационный анализ, методика ситуационного обучения, case-study (кейс-стади )
Транксрипт:

Формирование профессиональных и личностных качеств, умений и навыков с помощью метода активного обучения – метод кейсов Шулдяков Александр Владимирович доцент кафедры маркетинга РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева

2 Кейс –это практическая ситуация, которая содержит некоторые проблемы. В переводе с английского языка кейс – случай, а case-study – это обучающий случай. Его содержание и возможные решения должны анализироваться и обсуждаться совместно: преподавателем и студентами. Понятие case-study метода обучения и история его возникновения Классическое определение понятия «кейс- представляет собой описание деловой ситуации, которая реально вставала или стоит перед ответственными менеджерами, описание, включающее сопутствующие данной ситуации факты, мнения, суждения, на которые обычно на практике и опирается решение менеджеров».

3 В период с 1909 по 1919 гг. обучение происходило по следующей схеме: учеников-практикантов просили изложить конкретную ситуацию (проблему), а затем дать анализ проблемы и соответствующие рекомендации. Ведущая роль в распространении case-study метода принадлежит Гарвардской Школе Бизнеса. Метод case- study впервые был применен в Гарвардской Школе Бизнеса в 1921 году и до сих пор Гарвард является флагманом «кейс-индустрии» всего мира – его преподаватели пишут в год по 600 высококачественных кейсов. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1921 году в «Отчётах Гарвардского университета о бизнесе» Сase-study метод обучения начал применяться ещё в начале 20-го века в области права и медицины.

4 Кейс играет большую роль в обучении студентов бизнес- школ, поэтому все бизнес-школы указывают, какую часть времени обучения выделяют для case-study, например, в Wharton – это 30%. В среднем, изучению типовых ситуаций в западных бизнес- школах посвящается 35-40% учебного времени. В школе бизнеса Чикагского университета на долю кейсов приходится 25% учебного времени, а в бизнес-школе Колумбийского университета -30%, в знаменитом Уортоне -40%. Лидирует же по количеству часов, отводимых занятиям по этому методу - Гарвардская Школа Бизнеса. Рядовой студент за время учёбы в Гарварде разбирает до 700 кейсов, тратит до 90% учебного времени на разбор конкретных ситуаций. 3

5 1.закрепление знаний, полученных на предыдущих занятиях (после теоретического курса); 2.отработка навыков практического использования концептуальных схем и ознакомление слушателей со схемами анализа практических ситуаций (в ходе семинарских занятий, в процессе основного курса подготовки); 3.отработка навыков группового анализа проблем и принятие решений (в рамках тренинговых процедур); 4.экспертиза знаний, полученных слушателями в ходе теоретического курса (в конце программы обучения); 5.развитие навыков анализа и критического мышления; 6.связывание теории и практики; 7.представление примеров принимаемых управленческих решений; 8.представление примеров последствий принимаемых решений; 9.представление различных точек зрения; 10.формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости. Цели и области применения метода анализа кейса:

6 Кейсы-случаи. Это очень краткие кейсы, описывающие один случай. Кейсы этого типа могут использоваться во время лекции или урока для демонстрации того или иного понятия или как тема для обсуждения. Их можно быстро прочитать, и обычно они не требуют от студентов специальной подготовки до начала занятий. Кейсы-случаи полезны при знакомстве с методом кейсов. Вспомогательные кейсы. Основная цель такого кейса – передать информацию. Это интереснее, чем традиционное чтение или изучение раздаточного материала. Студенты гораздо лучше воспринимают информацию, представленную в виде кейса, чем если бы она была в безличном документе. Типичный вспомогательный кейс может быть использован как основа, на базе которой обсуждаются другие кейсы. Кейсы-упражнения. Такие кейсы дают студенту возможность применить определенные приемы и широко использовать материал кейсов, когда необходим количественный анализ. Манипулировать цифрами в контексте реальной ситуации гораздо интереснее, чем делать простые упражнения. Типы кейсов (ХИТ ДЖОН, European Case Clearing House (ECCH)

7 Кейсы-примеры. При упоминании слова «кейс» обычно на ум приходят именно этот тип кейсов. Студенту необходимо проанализировать информацию из кейса и выявить наиболее важные связи между различными составляющими. Обычно здесь встает вопрос: почему все произошло неправильно, и как этого можно было избежать? Комплексные кейсы. Такие кейсы описывают ситуации, где значимые аспекты спрятаны в большом количестве информации, большая часть которой несущественная. Задача студента – отделить важные аспекты от мало значимых и не отвлекать на них внимания. Сложность может состоять в том, что выделенные аспекты могут быть взаимосвязаны. Кейсы-решения. Эти кейсы – сложнее. Студентам необходимо решить, что они будут делать в сложившихся обстоятельствах, и сформулировать план действий. Для этого студенту необходимо разработать ряд обоснованных подходов и потренироваться в выборе подхода, который больше всего нацелен на успех

8 Кейс должен удовлетворять следующим требованиям - соответствовать четко поставленной цели создания - иметь соответствующий уровень трудности - иллюстрировать несколько аспектов экономической жизни - не устаревать слишком быстро - быть актуальным на сегодняшний день - иллюстрировать типичные ситуации - развивать аналитическое мышление - провоцировать дискуссию - иметь несколько решений Требования предъявляемые к разработке Кейсов

9 Метод, интегрированный в метод «кейс-стади» Характеристика его роли в методе «кейс-стади» Моделирование, структуризация, декомпозиция Построение модели объекта, взаимосвязи его элементов, факторов, ситуации Системный анализСистемное представление и анализ ситуации Мысленный экспериментСпособ получения знаний о ситуации посредством ее мысленного преобразования Методы описанияСоздание описания ситуации Проблемный методПредставление проблемы, лежащей в основе ситуации Метод классификацииСоздание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации Игровые методыПредставление вариантов поведения героев ситуации «Мозговая атака» и другие аналогичные методы Получение и осмысление данных, определение проблемы, цели, критериев, выдвижение гипотез, определение источников ресурсов ДискуссияОбмен взглядами по поводу проблемы и путей ее решения Метод кейсов как интеграция методов

10 1) структурированный кейс (highly structures) содержит минимум дополнительной информации, изучив которую, студент должен применить определённую модель или формулу, причём подразумевается, что существует оптимальное решение, и «полет фантазии» не вполне уместен; 2) «маленькие наброски» (short vignettes) содержит от 1 до 10 страниц краткого описания некоторой ситуации, плюс 1-2 страницы приложений. Кейс содержит только ключевую информацию и понятия, работая с которыми, студент опирается ещё и на собственные знания; 3) классические кейсы – это небольшие по объёму и очень простые ситуации, которые можно использовать исключительно в начале курса; 4) большие неструктурированные кейсы (до 50 страниц) используются для самостоятельных творческих заданий. В зависимости от времени, выделенного для изучения кейса, и от уровня сложности содержания, можно различить 4 вида кейсов: В зарубежной практике в case-study обучении выделяются три вида кейсов: демонстрационный, тренинговый и инновационный.

11 Цель демонстрационного кейса – продемонстрировать отработанные методы решения управленческих задач различной категории сложности, обобщить управленческий опыт на основе структурированных фактов. Описание ситуации Методы решения Анализ Обобщение Модель демонстрационного кейса

12 Модель тренингового кейса Тренинговый кейс предусматривает приобретение опыта анализа простых и сложных структурированных проблемных ситуаций, разработки управленческих решений, использование социальных технологий. Описание ситуации Анализ проблем Простые структурные ситуации Сложные структурные ситуации Разработка и принятие решения(управленческого, маркетингового…)

13 Цель инновационного кейса - развитие аналитических способностей при анализе сложных слабо структурированных ситуаций, решения которых так и не были найдены или развитие которых не завершилось в момент подготовки соответствующего кейса. Описание ситуации Анализ 1Анализ 2Анализ 3 Структурирование и обобщение Вариант решения Модель инновационного кейса

14 1. По степени новизны ситуации и применяемым в зависимости от этого методам решений; 2. По этапам принятия решения, для обработки которых применено рассмотрение конкретных ситуаций; 3. По иерархическому уровню принятия решений (конкретная ситуация рассматривается и оценивается по- разному руководителями различного уровня); 4. По специализации (одна и та же ситуация может рассматриваться с позиций различных специальностей по-разному); 5. По способу проведения занятий (методом инцендента, ролевой игры, производственной задачи, разбора почты и т. д.). Классификацию кейсов, возможно, проводить по различным признакам:

15 -общественная жизнь во всем своем многообразии выступает источником сюжета, проблемы и фактологической базы кейса; -образование – определяет цели и задачи обучения и воспитания, интегрированные в метод case-study; - наука – третий источник кейса, как отражательного комплекса задает ключевые методологии, которые определяются аналитической деятельностью и системным подходом, а также множество других научных методов, которые интегрированы в кейс и процесс его анализа. Кейс представляет собой результат научно-методической деятельности преподавателя, которые можно представить следующим образом

16 Процесс обсуждения кейсов зависит от следующих факторов: 1. Степени сложности рассматриваемой ситуации; 2. Объёма и качества предоставленной информации; 3. Уровня (масштаба) ситуации (отдельное мероприятие или целый проект); 4. Предмета ситуации; 5. Вида кейса; 6. Уровня компетенции ведущего и/или экспертов; 7. Выбора ролей обучаемыми.

17 1. Не менее чем за две недели до проведения занятий преподаватель доводит до участников обучения содержание кейса либо тему кейса и список рекомендуемой литературы; 2. Если в процессе подготовки к занятию у участников возникли вопросы по прочитанной литературе или по условиям кейса, они могут задать вопросы преподавателю; 3. Обучаемые, проработав над кейсом индивидуально, могут обсудить его в малых группах; 4. В процессе обсуждения и анализа ситуации преподаватель выбирает модератора – ведущего, который руководит обсуждением проблемы, направляя ход дискуссии. Преподаватель может вмешиваться в ход дискуссии, комментировать выступления участников, давать дополнительные сведения; 5. По окончании обсуждения кейса участники обобщают результаты дискуссий, выделяя основные подходы к решению обсуждаемой проблемы. Существуют различные сценарии обсуждения кейсов: Сценарий 1. Мотивированные участники

18 1.Разработка конкретной ситуации непосредственно в аудитории; 2. Формулирование участниками основных проблем; 3. Распределение обучаемых по малым группам; 4. Работа в малых группах; 5. Представление «решений» каждой малой группы; 6. Общая дискуссия, вопросы; 7. Выступление преподавателя, его анализ ситуации. Сценарий 2. Слабо мотивированные участники

19 1. Разработка конкретной ситуации непосредственно в аудитории; 2. Анализ ситуации в общей группе; 3. Разработка вариантов решения в ходе общей дискуссии; 4. Разработка критериев выбора наиболее эффективного решения; 5. Выбор наиболее приемлемого варианта; 6. Комментарии приглашённых экспертов; 7. Представление выводов каждым из участников; 8. Комментарии преподавателя. Сценарий 3. Обсуждение с привлечением экспертов Работа над кейсом может строиться и по уникальному сценарию, поэтому однозначного рецепта не существует и всё зависит от опыта и компетентности преподавателя и характеристик группы обучаемых.

20 получают навыки устной коммуникации и аргументирования своей позиции приходят к выводу, что в большинстве реальных ситуаций не бывает одного единственно верного решения, и что желание прочитать ещё одну книгу, изучить ещё один метод и после этого решить все проблемы в ходе дискуссий вырабатывают уверенность в себе и в своих силах, убежденность в том, что в реальной производственно- финансовой ситуации они смогут справиться с любой проблемой формируют устойчивые навыки рационального поведения в условиях неполной информации, что является характерным для большинства практических ситуаций формируют навыки рационального поведения при разрешении многопараметрических, комплексных проблем знакомясь с описанием кейса в ходе анализа его информации, получают представление о том, какая исходная информация может им понадобиться при решении аналогичных практических задач При использовании Сase-study метода студенты

21 Оценить ситуацию; Выбрать и организовать ключевую информацию; Правильно сформулировать запросы; Определять запросы и возможности; Прогнозировать пути развития ситуации; Взаимодействовать с другими управляющими; Принимать решения в условиях неопределённости; Уметь критиковать; Конструктивно реагировать на критику. Использование case-study в обучении позволяет уменьшить разрыв между теорией и практикой, а также позволяет обучить слушателей способностям:

22 1) кейс-метод не предусмотрен в учебном плане обучения; 2) административные препятствия; 3) консерватизм, не поддерживается кейс-метод обучения; 4) отсутствие в достаточном количестве специальной литературы о кейс- методе обучения; 5) отсутствие каталога рекомендуемых кейсов для обучения; 6) отсутствие стимулов разработки кейсов; 7) отсутствует методика составления кейсов; 8) отсутствуют технические возможности (размножение материалов, составление плакатов и т. д.); 9) аудиторный фонд не отвечает требованиям и др. На сегодняшний день внедрение современных интерактивных методов обучения является наиболее актуальной проблемой в системе образования Для всестороннего использования в системе обучения кейс- метода обучения существуют следующие ограничения и проблемы:

Спасибо за внимание.