Кашина Ольга Андреевна, руководитель Центра дистанционного обучения Департамента образования КФУ, доцент кафедры экономической кибернетики Института вычислительной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс А.Н.Юраш Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Advertisements

Опыт применения электронных учебных курсов в Череповецком государственном университете Румянцев Вадим Владимирович, начальник отдела дистанционных образовательных.
Организация дистанционного обучения ( ДО ) Санкт-Петербургский Государственный Архитектурно-Строительный Университет курс для преподавателей © Michael.
ПОДГОТОВКА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ Первый проректор по учебной работе В.И.ЛИТВИН ©Российский государственный аграрный заочный университет.
Что такое Moodle? Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment) модульная объектно - ориентированная динамическая учебная среда свободно.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Молдова. Комратский государственный университет СИБОВА ОЛЬГА.
УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС. Под учебно-методическим обеспечением понимается создание и применение соответствующих учебно-методических документов,
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Иркутский государственный технический университет Центр технологий дистанционного обучения ДО в современном образовании Кирилл Сергеевич Лебедев Руководитель.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
НОУ ВПО «Международный юридический институт» Проект Ф-146 «Реализация комплекса мероприятий по созданию сети сертификационных центров оценки профессиональной.
Опыт реализации асинхронного обучения на экономическом факультете ЮФУ Никитаева Анастасия Юрьевна д.э.н., директор НОЦ «Академическая мобильность» профессор.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ В СПО КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Гудырева Людмила Николаевна, к.п.н., ГПОУ «КРАПТ»
Презентация по плану работы по проекту на 2015 год РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОЕКТА: Н.О. Верещагина – начальник учебно- методического управления ОТВЕТСТВЕННЫЕ.
Рубец Елена, Менеджер по развитию направления электронного обучения
Система дистанционного обучения в сфере довузовской подготовки в Челябинской области Челябинский государственный университет Мартынова Е.А., д.п.н., профессор.
Некоторые возможности использования LMS Moodle в очном обучении Маняхина В. Г.
Подготовила учитель физики ВСШ 4 О.В. Казакова 2010 (отредактированное 2012)
Транксрипт:

Кашина Ольга Андреевна, руководитель Центра дистанционного обучения Департамента образования КФУ, доцент кафедры экономической кибернетики Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Устюгова Виктория Николаевна, начальник Отдела организации дистанционного обучения Центра дистанционного обучения Департамента образования КФУ, старший преподаватель кафедры системного анализа и информационных технологий Института вычислительной математики и информационных технологий КФУ Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. До недавнего времени оно развивалось, во многом, стихийно: отсутствовала общая концепция электронного обучения электронные средства обучения создавались «энтузиастами-одиночками» не было нормативно-правовой базы отсутствовало организационное и программно-аппаратное обеспечение электронные ресурсы не обеспечивали обратную связь в учебном процессе Электронное обучение в вузах, входящих ныне в состав КФУ, имеет давнюю историю.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент страницы «Электронные ресурсы» сайта ИВМиИТ

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Качественным скачком в развитии электронного обучения в КФУ стало внедрение системы управления обучением (LMS MOODLE) и включение электронного образования в число приоритетных направлений, предусмотренных программой развития КФУ. Система управления обучением (СУО, LMS - Learning Management System) - комплекс программно-технических средств на базе Интернет-технологий, методик обучения и организационных мероприятий, которые обеспечивают доставку образовательного контента обучаемым, реализуют контроль знаний (посредством ответов на задания, промежуточного и контрольного тестирования и других форм обратной связи). Использование системы управления обучением является основой дистанционного обучения. Дистанционное обучение – одна из современных мировых тенденций развития образования. Дистанционное обучение осуществляется как в традиционном (очном), так в удаленном (заочном) обучении, - как в программах высшего профессионального образования, так и в программах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. СУО предоставляет возможность обучения в синхронном и асинхронном режимах. В синхронном режиме занятия проходят по расписанию, с привлечением преподавателя (например, видеолекции, вебинары, видеоконференции, чаты). В асинхронном режиме обучаемые в удобное для себя время используют заранее подготовленные преподавателем учебные материалы: лекции, презентации, видеоролики, тесты, задания для самостоятельного выполнения, упражнения. СУО также предполагает общение обучаемых с преподавателем или между собой (по электронной почте, на форуме или чате и т.д.).

M Modular O Object O Oriented D Distance L Learning E Environment – Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. LMS MOODLE Дистанционное обучение в КФУ реализуется разными способами, в т. ч. на базе LMS MOODLE: Модульная объектно-ориентированная среда дистанционного обучения Свободно распространяемое веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для дистанционного обучения (дистанционные курсы). Лидер и идеолог MOODLE – Martin Dougiamas из Австралии Проект является открытым, в нём участвует множество других разработчиков. MOODLE переведена на десятки языков, в том числе и русский. MOODLE используется в 200 странах, в 50 тыс. организаций. MOODLE_имеет в России более 1000 инсталляций. MOODLE_имеет (в некоторых инсталляциях) до 500 тысяч пользователей Финансирование MOODLE осуществляется, в основном, за счет сети официальных партнеров, которые оказывают услуги установки, техподдержки, хостинга, консультирования, интеграции, и доработки системы. Официальные партнеры выплачивают членские взносы и процент с продаж в пользу компании MOODLE PTY LTD, руководимой М.Дугласом. Официальный партнёр MOODLE в РФ – ООО «Открытые технологии». Существует_Российская_ассоциация_пользователей_MOODLE_ Последняя_версия (сентябрь 2012) : 2.3.2

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. По_состоянию_на_ : Всего_зарегистрировано пользователей :7851 Разработан_и_активно_ис- пользуется_в_учебном процессе_дистанционных курсов (ДК):341 В_стадии_разработки ДК : Обучено работе в MOODLE ППС 125 Подано заявок на обучение :406

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Система управления обучением, в частности, MOODLE, предполагает использование дистанционных курсов. Дистанционный курс – разновидность электронного образовательного ресурса, соответствующая рабочей программе учебной дисциплины и «охватывающая» большую часть ее содержания. Характерные особенности дистанционных курсов : использование технологии гипертекста, обеспечивающей простоту навигации между представленными материалами интерактивность (различные формы обратной связи, реализуемой в процессе обучения между обучаемым и преподавателем и между обучаемыми, включая автоматизированный контроль знаний) мультимедийность (использование видео-, аудио-, растровой и векторной 2D и 3D графики, анимаций (технологии Adobe Flash, Microsoft SilverLight), вебинаров, 3D-миров, объектов VRML виртуальной реальности и пр.) нелинейность, адаптивность, индивидуализация траекторий обучения мониторинг преподавателем (тьютором) «движения» обучаемых по индивидуальным траекториям модульная структура Модуль дистанционного курса – часть ДК, имеющая самостоятельное учебно-методическое значение. Модуль ДК включает одну или несколько компонент, предусмотренных СУО (например, одна или несколько лекций, справочно-информационный блок, задание, тест для самоконтроля, контрольный тест). Близкие по тематике дистанционные курсы могут использовать общие модули.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Дистанционный курс в СУО снабжаются метаданными, включающими название ДК, название института, кафедры, шифр и название направления подготовки, дисциплины, количество часов (с «разбивкой» по видам занятий), список тем и ключевых слов и т.д.. Фрагмент ДК «Историческая геология с основами палеонтологии». Метаданные

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Основы управленческого учёта» (автор – Соколов Андрей Юрьевич). Метаданные

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Основы управленческого учёта» (автор – Соколов А.Ю.). Метаданные Фрагмент ДК «Основы управленческого учёта» (автор – Соколов Андрей Юрьевич). Метаданные. Схема возможной образовательной траектории

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Центр дистанционного обучения : Сбор метаданных дистанционных курсов (от авторов) Размещение метаданных в MOODLE (на площадках «Зилант», «Барс», «Тулпар») Разработка технического задания на информационно-поисковую систему по ДК КФУ

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «История русской литературы XVIII века (заочное отделение)» (автор – Пашкуров Алексей Николаевич). Данные хорошо структурированы. Использованы разнообразные элементы MOODLE

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Бухгалтерский учёт» (автор – Соколов Андрей Юрьевич). Элемент «Форум» «История русской литературы XVIII века (автор – Пашкуров Алексей Николаевич). Элемент «Лекция».

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «История русской литературы XVIII века (автор – Пашкуров Алексей Николаевич). Элемент «Лекция». Для перехода к следующей части лекции студент должен ответить на предлагаемые вопросы. В зависимости от правильности ответов осуществляется переход к следующей части или возврат к предыдущей. Тем самым обеспечивается индивидуализация образовательной траектории.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Историческая геология с основами палеонтологии (авторы – Сунгатуллина Гузедь Марсовна, Сунгатуллин Рафаэль Харисович, Зорина Светлана Олеговна). В каждой теме есть элемент «Тест». На рисунке справа – фрагмент одного из тестов с разными типами вопросов.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Практический курс русского языка. Часть I. Орфография» (автор – Мингазова Лейсан Садыйковна ). Разнообразные элементы MOODLE. В каждой теме есть элемент «Тест». На рисунке справа – фрагмент одного из тестов с Диктантом.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Практический курс русского языка. Часть I. Орфография» (автор – Мингазова Лейсан Садыйковна ). Разнообразные элементы MOODLE. В каждой теме есть элемент «Тест». На рисунке справа – фрагмент кроссворда (элемент « HotPotatoes » ).

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Государственное устройство России, Великобритании и США: Discover Law Worldwide» (автор – Айнутдинова Ирина Наилевна ). Разнообразные элементы MOODLE. Элементы «HotPotatoes». Ресурс находится в открытом доступе.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Государственное устройство России, Великобритании и США: Discover Law Worldwide» (автор – Айнутдинова Ирина Наилевна ). Тест на основе элемента «HotPotatoes». Технология «Drag & Drop»

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Английский язык для международников IV – european Union» (автор – Макаров Владимир Сергеевич ). Ведомость оценок.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Бухгалтерский учёт» (автор – Соколов Андрей Юрьевич). Элемент «Форум»

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Историческая геология с основами палеонтологии». Анимированные иллюстрации (технология FLASH)

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Историческая геология с основами палеонтологии». Анимированные иллюстрации (технология FLASH)

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Оптимизация и математические методы принятия решений». (Авторы : Кашина О.А., Кораблёв А.И.)

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Фрагмент ДК «Оптимизация и математические методы принятия решений». Анимированные иллюстрации (более 30)

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Тенденция развития интерактивных форм обучения в КФУ: Переход количества в качество Проблемы и решения: Необходимость координации деятельности многих подразделений КФУ Методико-педагогический аспект Организационные вопросы Юридическое обоснование Техническая и технологическая база Этический аспект Методический аспект занимает центральное место, заслуживает отдельного и наиболее пристального внимания. Внедрение дистанционных образовательных технологий, использование СУО требует пересмотра устоявшихся традиционных методов и форм обучения. Кардинально меняется роль преподавателя. Теперь преподаватель выполняет, фактически, две функции: автора электронного образовательного ресурса (дистанционного курса) тьютора (того, кто непосредственно осуществляет процесс обучения). Если в традиционном учебном процессе контакты преподавателя со студентами ограничиваются аудиторными занятиями и проверкой домашних заданий, то в системе дистанционного обучения преподаватель осуществляет мониторинг учебного процесса.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Применение дистанционных образовательных технологий позволяют преподавателю совместно со студентом вырабатывать индивидуальную траекторию обучения, обеспечивающую достижение основной цели – формирования компетенций в рамках выбранного направления подготовки. Современные системы управления обучением (MOODLE, BlackBoard, ILIAS и пр.) предлагают широкий спектр интерактивных объектов. Модель : «Студент Интерактивный контент Преподаватель» становится основной моделью организации современного учебного процесса. С одной стороны, дистанционное обучение предполагает смещение акцентов на самостоятельную работу студентов, с другой – расширение форм и усиление роли обратной связи в процессе обучения. Присутствие преподавателя в этой модели указывает на то, что основным методом обучения является интерактивное управляемое, непрерывно контролируемое обучение. Необходимо реформирование нормативно-правовой базы учебного процесса. Происходит реструктуризация труда (как преподавателя, так и обучаемого).

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Требуются соответствующие изменения в документах: учебные планы направлений подготовки, рабочие учебные программы дисциплин, должностные инструкции профессорско-преподавательского состава, Положение о порядке замещения должностей научно-педагогического состава, квалификационные требования к должностям профессорско-преподавательского состава, Положение о выборах заведующего кафедрой, регламент расчёта нагрузки профессорско-преподавательского состава, регламент разработки и ввода в эксплуатацию электронных образовательных ресурсов, регламент учебно-методического комплекса КФУ, регламент выдвижения соискателей ученых званий профессора (доцента) по кафедре (специальности), регламент проведения планового внутреннего аудита факультетов (институтов) в КФУ, регламент подготовки и защиты курсовой работы. Необходимо улучшение информационного обеспечения учебного процесса на всех его стадиях – от довузовского до послевузовского. Необходимо наличие информационно-поисковой системы по базе электронных образовательных ресурсов КФУ, обеспечивающей расширенные возможности поиска по метаданным ресурсов. Для реализации данного проекта требуются безотлагательные организационные решения – в частности, необходимо создать систему сбора и предоставления метаданных об электронных образовательных ресурсов, разрабатываемых в подразделениях университета.

Современная модель интерактивного обучения: опыт КФУ Кашина О.А., Устюгова В.Н. Проблема аппаратно-технического обеспечения дистанционного обучения: функционирование серверов 24х7х365, наличие высокоскоростного Интернет-соединения, наличие WiFi в учебных корпусах и общежитиях университета, оснащение всех учебных аудиторий мультимедийным оборудованием, создание оборудованных лабораторий для разработки мультимедийного контента наличие подготовленного персонала для консультаций преподавателей и разработки мультимедийных элементов учебных курсов развёртывание системы быстрого реагирования на все возникающие проблемы, связанные с дистанционным обучением. Центру дистанционного обучения, Департаменту образования КФУ предстоит большая работа по развитию системы дистанционного обучения на основе интерактивной модели. Выполнение этой задачи возможно лишь при участии всех подразделений Казанского федерального университета.

Спасибо за внимание!