Материалы Журина А. А., заместителя директора Института содержания и методов обучения Чему учить в школе ?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Advertisements

Особенности составления рабочих программ по иностранному языку в основной школе Особенности составления рабочих программ по иностранному языку в основной.
Требования к разработке рабочих программ по предмету.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательного учреждения.
Филонова Л.В., зав.кафедрой теории и методики обучения и информатике Амурского областного ИРО.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Основные требования к рабочей программе Презентацию выполнила Учитель русского языка и литературы МБОУ ВСОШ при ФКУ ИК16 ГУФСИН России по Нижегородской.
Примерная (типовая) учебная программа Авторская программа Рабочая программа.
Структура рабочей программы. Рабочая программа имеет следующие составляющие: Титульный лист; Пояснительная записка; Календарно-тематическое планирование.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Разработка учебных рабочих программ (краткие методические рекомендации для написания рабочей программы учителя)
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Туркина М. А., учитель технологии МБОУ СОШ 59.
Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Современные учебно- методические комплексы, соответствующие ФГОС, как элемент информационно- образовательной среды ОУ.
Рабочая программа педагога предметной области «Искусство» как одно из средств реализации ФГОС в образовательном учреждении.
Особенности проектирования рабочих программ учителя Масюкова Н.Г., руководитель кафедры гуманитарных дисциплин СКИРО ПК и ПРО.
Создание рабочих программ в рамках ФГОС – обязательный компонент планирования деятельности учителя Зауташвили Е.Е. МБОУ СОШ 2 г. Лакинск.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Транксрипт:

Материалы Журина А. А., заместителя директора Института содержания и методов обучения Чему учить в школе ?

Учебный план Русский язык Литература Иностранный язык История Обществознание Математика Естествознание VVIVIIVIIIIXXXI Итого

предметные результаты = цели изучения предмета Результаты освоения программы 1) совершенствование видов речевой деятельности ( аудирования, чтения, говорения и письма ), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения ; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования ; 3) использование коммуникативно - эстетических возможностей русского и родного языков ; и т. д.

Фундаментальное ядро Основное назначение Фундаментального ядра состоит в определении : 1) системы основных понятий, относящихся к областям знаний, представленным в образовательных учреждениях общего образования ; 2) состава ключевых задач, обеспечивающих формирование универсальных видов учебной деятельности, адекватных требованиям к результатам освоения основных образовательных программ общего образования.

ИТАК, Учебный план Предметные результаты освоения ООП Фундаментальное ядро содержания Программы Уровень конкретизации содержания увеличивается Уровень обобщённости содержания увеличивается

Учебные программы

Виды программ 1936 Дальтон - план

Виды программ 1936 Стабильные программы Дальтон - план

Виды программ Стабильные программы Авторские программы Дальтон - план

Виды программ Стабильные программы Авторские программы Дальтон - план

Виды программ Стабильные программы Авторские программы Примерные программы Дальтон - план

Виды программ Стабильные программы Авторские программы Примерные программы Рабочие программы Дальтон - план

Различия в программах Авторская программа Примерная программа Рабочая программа определяет инвариантную ( обязательную ) часть учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ), за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования

Различия в программах Авторская программа Примерная программа Рабочая программа определяет инвариантную ( обязательную ) часть учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ), за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля )

Различия в программах Авторская программа Примерная программа Рабочая программа определяет инвариантную ( обязательную ) часть учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ), за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ) нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учётом необходимых требований к её построению

Различия в программах Авторская программа Примерная программа Рабочая программа определяет инвариантную ( обязательную ) часть учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ), за пределами которого остаётся возможность авторского выбора вариативной составляющей содержания образования документ, созданный на основе государственного образовательного стандарта и Примерной программы и имеющий авторскую концепцию построения содержания учебного курса, предмета, дисциплины ( модуля ) нормативно - управленческий документ образовательного учреждения, конкретизирует соответствующий образовательный стандарт с учётом необходимых требований к её построению

Анализируем определения Авторская программа Рабочая программа разрабатывается одним или группой авторов

Анализируем определения Авторская программа Рабочая программа Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания

Анализируем определения Авторская программа Рабочая программа Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания Рабочая программа … учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении

Анализируем определения Авторская программа Рабочая программа Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания Рабочая программа … учитывает возможности методического, информационного, технического обеспечения учебного процесса, уровень подготовки учащихся, отражает специфику обучения в данном образовательном учреждении Философская энциклопедия : Концепция ведущий замысел, конструктивный принцип деятельности

Анализируем определения Авторская программа Рабочая программа внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений предшествуют экспертиза и апробация

Анализируем определения Авторская программа Рабочая программа внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений предшествуют экспертиза и апробация Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей - предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям

Анализируем определения Авторская программа Рабочая программа внедрению в практику работы общеобразовательных учреждений предшествуют экспертиза и апробация Учитель представляет рабочую программу на заседание методического объединения учителей - предметников для экспертизы соответствия установленным требованиям Большой словарь иностранных слов : Апробация, ж. [ лат. approbatio] ( книжн.). Одобрение, имеющее официальный характер

примерных, авторских и рабочих программ Основные характеристики

Сфера применения Авторская программа Примерная программа Рабочая программа Все школы Российской Федерации

Сфера применения Авторская программа Примерная программа Рабочая программа Все школы Российской Федерации Все школы, в которых используются учебники Федерального перечня

Сфера применения Авторская программа Примерная программа Рабочая программа Все школы Российской Федерации Все школы, в которых используются учебники Федерального перечня Только школа, в которой работает учитель - автор программы

Нормативность Авторская программа Примерная программа Рабочая программа Не является нормативным документом

Нормативность Авторская программа Примерная программа Рабочая программа Не является нормативным документом Локальный нормативный документ Локальный нормативный документ

Нормативность Авторская программа Примерная программа Рабочая программа Не является нормативным документом Локальный нормативный документ Локальный нормативный документ

Уровень конкретизации Авторская программа Примерная программа Рабочая программа

Уровень конкретизации Авторская программа Примерная программа Рабочая программа

Уровень конкретизации Авторская программа Примерная программа Рабочая программа « Набросок » минимумов дидактических единиц без логической структуры

Уровень конкретизации Авторская программа Примерная программа Рабочая программа « Набросок » минимумов дидактических единиц без логической структуры Конкретизация и структуризация в расчёте на « среднего » ученика

Уровень конкретизации Авторская программа Примерная программа Рабочая программа « Набросок » минимумов дидактических единиц без логической структуры Конкретизация и структуризация в расчёте на « среднего » ученика Конкретизация и структуризация с учётом условий работы учителя

Ошибка 1: согласованность Очень часто содержание, включаемое учителями в рабочие программы, похоже на рассыпанную мозаику. Это происходит из - за того, что, приступая к составлению рабочей программы, учитель не озаботился чёткой формулировкой того, чего он хочет получить « на выходе ».

Ошибка 2: объёмы время содержание Несоответствии объёма содержания объёму учебного времени.

Ошибка 3: задачи Приобретение знаний о строении вещества и основных механических явлениях, физиче ­ ских величинах, характеризующих эти явления, основных законах, их применении в технике и повседневной жизни, методах научного познания Овладение способами деятельности по применению полученных знаний для объяснения физических явлений и процессов Освоение ключевых, предметных компетенций Построение логически последовательного курса физики, создающего целостное непротиворечивое представление об окружающем мире на основе современных научных знаний

Ошибка 4: стабильность Рабочая программа обновляется ежегодно … Приложение 1 к приказу 819 Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области от 23 марта 2010 года Программа это, прежде всего, нормативный документ. Будучи составлена, утверждена и принята учителем к использованию, она определяет всю систему его работы на годы, потому что в основе программы лежит определённая концепция, комплекс идей, и их нельзя менять в течение всего срока обучения, на который рассчитана программа

Ошибка 5: структура Копирование структуры с программ высшей школы

КОМПОНЕНТЫ РАБОЧИХ ПРОГРАММ и их функции

Части программы Нормативная часть Констатирующая часть Информационно - методическая часть

( Пояснительная записка ) Нормативная часть программы

Структура пояснительной записки 1. Актуальность разработки курса 2. Причины введения учебной дисциплины ( курса, факультатива ) 3. Особенности программного материала 4. Специфика данной учебной дисциплины обусловлена … 5. Особенность изучаемого курса состоит в … 6. Программа … ориентирована на применение широкого комплекса … 7. Отличительными чертами данной программы являются … 8. Особый акцент в программе сделан на использование …, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса

Нормативная часть Нормативные ссылки Цели и задачи обучения Ведущие идеи

Нормативные ссылки

Вариант 1 Данная программа разработана на основе примерной программы по русскому языку … …[ Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М. : Просвещение, с. ( Стандарты второго поколения )] ….[5] Данная программа разработана на основе примерной программы по русскому языку 1 __________________________________ 1 Примерные программы основного общего образования. Русский язык. М. : Просвещение, с. ( Стандарты второго поколения )

Вариант 2 В основу рабочей программы положена программа Л. М. Рыбченковой и О. М. Александровой 1. _________________________________ 1 Рыбченкова Л. М. Александрова О. М. Русский язык. 5-9 классы рабочие программы : предметная линия учебников Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской и других : пособие для учителей общеобразовательных учреждений М. : Просвещение, с.

Вариант 3 В качестве рабочей программы используется программа С. И. Львовой 1. _________________________________ 1 Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 классы : основной курс, элективные курсы / [ авт.- сост. С. И. Львова ]. М. : Мнемозина, с.

Цели и задачи Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Вот как могут быть конкретизированы основные задачи преподавания русского языка как родного : 1)формирование лингвистической компетенции ; 2)совершенствование языковой компетенции ; 3)совершенствование коммуникативной компетенции ; 4)формирование культуроведческой компетенции. Е. А. Быстрова Цели и задачи обучения конкретизация общих целей и задач обучения предмету, определённых Федеральным государственным образовательным стандартом и уточнённых Основной образовательной программой образовательного учреждения, с учётом особенностей работы учителя. Цели обучения не могут вступать в противоречие с общими целями на федеральном уровне. Задачи должны обеспечивать достижение поставленных целей

Ведущие идеи СодержательныеМетодические Направленность курса русского ( родного ) языка на формирование компетенций определяет содержание примерной программы Направленность на достижение единства процессов познания окружающего мира через родной язык

Результаты обучения ЛИЧНОСТНЫЕ результаты МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ результаты ПРЕДМЕТНЫЕ результаты

Личностные результаты Сформированность основ российской, гражданской идентичности : осознание себя и представителями своего народа, и гражданами многонационального российского государства … Е. А. Быстрова

Метапредметные результаты Коммуникативные навыки, готовность выслушать и понять другую точку зрения, корректность и толерантность в общении, участие в дискуссиях, в том числе в социальных сетях …

Предметные результаты ОБЩИЙ ВЗГЛЯД Коммуникативная сфера Интеллектуальная сфера Ценностно-ориентационная сфера Трудовая сфера Сфера физической культуры Эстетическая сфера

Предметные результаты описание и объяснение закономерностей использования языка в разных условиях общения, освоение основных понятий и категорий практической стилистики, выявление специфики использования языковых средств в текстах разной стилевой и жанровой направленности ; способность точно, выразительно говорить и писать, соблюдая языковые и речевые нормы современного русского литературного языка ; владение различными видами чтения и слушания, способами информационно - смысловой переработки прочитанного и прослушанного текста

Итак, Пояснительная записка : метапредметные личностные предметные Нормативные ссылки 1 1 Цели и задачи обучения 2 2 Ведущие идеи 3 3 Результаты обучения 4 4

Итак, Пояснительная записка : Отличительные особенности рабочей программы 4 4 Обоснование включения и описание места учебного предмета в учебном плане 1 1 Описание методов, средств и форм обучения 2 2 Описание межпредметных связей 3 3 Обоснование внесённых дополнений и изменений 5 5

( содержание обучения ) Констатирующая часть

Принцип научности Дидактический принцип научности представляет собой исторически определённую форму проявления более универсального принципа культуросообразности. Мифологичность, религиозность, научность ступени исторического становления образования, последовательно достигающего все большего соответствия развивающейся культуре. А. Я. Данилюк

Принцип доступности : трудность

Трудность информации субъективная характеристика, которую, однако, следует учитывать при отборе содержания обучения.

Принцип доступности : сложность Затруднения связаны с семантикой сообщения. В основе возникновения семантического барьера лежит объективная характеристика информации её сложность. Для школьников оказываются сложными тексты, взятые из оригинальных работ учёных прошлого.

Интенсивность I = N t

Структурирование содержания

Экспериментальная проверка 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 7 год Как создавались курсы, для которых уже существуют и программы, и учебники ? Эти курсы создавались и создаются с привлечением к экспериментальной проверке большого числа школ и учителей. Понятно, что одному учителю решить такую задачу не по силам.

Информационно - методическая часть

Компоненты части Календарно - тематическое планирование Учебно - методическое обеспечение Материально - техническое обеспечение

Осторожно ! 1. Дата 2. Номер урока по теме 3. Тема урока 4. Тип урока 5. Триединая задача урока 6. Методы обучения 7. Повторяемый материал 8. Виды контроля знаний и обратной связи 9. Планируемые знания, умения и навыки 10. Реализация воспитательного потенциала 11. Связь учебного материала с жизнью 12. Дидактические средства урока 13. Самостоятельная работа учащихся на уроке 14. Методы закрепления пройдённого 15. Домашнее задание

Осторожно ! чтение текста учебника, первоисточника, дополнительной литературы ; составление плана текста ; графическое изображение структуры текста … составление библиографии, кроссвордов, тестирование (!?)… подготовка курсовых работ и выпускных квалификационных работ и др.

Содержание планирования Задачами составления календарно - тематического планирования являются : определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме ; определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса Смешивают совершенно разные дидактические категории : « содержание обучения » и « методы обучения », вводя требование включить в тематическое планирование « Способы организации деятельности учащихся ( лекции, практикумы, семинары, игры …)»

Содержание планирования ДатаНазвание Впервые вводимые понятия Виды деятельности Оборудова ние 10/ ( Как будетНовые знания, умения 11/ записано в 12/ журнале ) Тема 3. ……………………….. (5 ч ) 13/ /226.09

Учебно - методическое обеспечение

Структура

УМК и УМК Учебно - методический комплекс – это НЕ Учебно - методический комплект.

Подразделы Средства обучения на печатной основе Натуральные объекты Отображения натуральных объектов ( муляжи ) Изображения натуральных объектов Технические средства обучения ( диапроекторы, графопроекторы, кинопроекторы, телевизоры, видеопроекторы, компьютерная техника )

Подробности Журин А. А. Рабочая программа по учебному предмету : разработка, экспертиза, утверждение : Учебное пособие М. : Вентана - Граф, с. [ Сер. Современное образование ]

Оригинальная программа Анализ существующих программ по учебному предмету 2. Разработка концепции рабочей программы 3. Написание пояснительной записки 4. Отбор содержания 5. Структурирование содержания 6. Составление календарно - тематического планирования 7. Описание обеспечения учебного процесса 8. Оформление текста программы 9. Экспертиза 10. Доработка 11. Утверждение 12. Написание завершённой линии учебников 13. Изготовление оригинал - макетов учебников 14. Экспертиза учебников в РАН и РАО 15. Печать учебников 16. Использование программы в учебно - воспитательном процессе

Рабочая программа 1. Нормативная часть – пояснительная записка нормативные ссылки ; цели и задачи ; концепция – содержательные и методические идеи ; результаты обучения – личные, метапредметные, предметные 2. Констатирующая часть принципы, экспертная проверка … 3. Информационно - методическая часть КТП, учебно - методическое обеспечение, материально - техническое обеспечение