ПЛАН 1.Что такое теория поэтапного формирования умственных действий?Что такое теория поэтапного формирования умственных действий? 2.Основные положения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поэтапного формирования умственных действий.
Advertisements

Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина Студетки 2 курса 1 группы Факультету украинской филологии Золотаревой Анжелики Алексеевны.
НАГОРНОВА М.А., УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ МОУ ГИМНАЗИИ 26 Г. ТОМСКА Формирование умственных действий.
Теория планомерно-поэтапного формирования умственных действий и понятий.
Памятка как алгоритм действия и инструмент оценивания В контексте формирования универсальных учебных действий (УУД)
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Сиренко С.Н.
Теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина Сиренко С.Н.
МОУ СОШ 5 «Обыкновенное чудо» г. Йошкар-Ола 2010 год.
Т.В. Гаврилова, заместитель директора ИМЦ Фрунзенского района Деятельностный подход в обучении Теория поэтапного формирования умственных действий (по П.Я.
Реализация принципа опоры на предметную деятельность на уроках в младших классах учитель Голубева Н.Н. Педагогический совет.
Рефлексивный подход в обучении слабоуспевающих школьников Автор работы: Н.Н.Калашникова, учитель истории и обществознания МБОУ ООШ 28 с.Кирпичное.
Критерии Снежанна Владиславовна учитель высшей квалификационной категории МОУ «СОШ 2» г.Краснотурьинск.
Сформулируйте определение универсальных учебных действий. (УУД)
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Использование теории поэтапного формирования умственных действий в работе учителя математики.
СОДЕРЖАНИЕ Сущность программированного обучения Сущность программированного обучения Сущность программированного обучения Сущность программированного.
Проблемное обучение это научно обоснованная система развития мыслительной деятельности и способностей учащихся в процессе обучения, охватывающая все основные.
Федорова Наталия Александровна, учитель начальных классов «Моделирование в начальных классах на уроках русского языка» МБОУ «Цнинская СОШ 1»
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
Транксрипт:

ПЛАН 1.Что такое теория поэтапного формирования умственных действий?Что такое теория поэтапного формирования умственных действий? 2.Основные положения теорииОсновные положения теории 3.Понятие ООДПонятие ООД 4.Основные типы ООДОсновные типы ООД 5.Критерии ООДКритерии ООД 6.Этапы формирования знаний, умений и умственных действийЭтапы формирования знаний, умений и умственных действий 7.Три типа ученияТри типа учения 8.Результаты исследованийРезультаты исследований 9.В чем заключается практическое значение теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий?В чем заключается практическое значение теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий?

Теория поэтапного формирования умственных действий - учение о процессах и условиях, определяющих формирование осмыленных действий, а на их основе - представлений и понятий об их объектах Она сформулированная и Исследованная Петром Яковлевичем Гальпериным [ ] в середине XX века.

П.Я. Гальперин поставил перед обучением принципиально новые задачи: описать любое формируемое действие совокупностью его свойств, подлежащих формированию; создать условия для формирования этих свойств; разработать систему ориентиров, необходимых и достаточных для управления правильностью формирования действия и избегания ошибок. П.Я. Гальперин разграничил две части осваиваемого предметного действия: его понимание и умение его выполнить. Первая часть играет роль ориентировки и названа ориентировочной, вторая исполнительная. П.Я. Гальперин придавал особое значение ориентировочной части, считая ее и «управляющей инстанцией», позднее он назовет ее «штурманской картой».

Основные положения теории выполнение нового действия вначале требует активной ориентировки субъекта в условиях действия среди них особую роль играют средства действия, которые у человека выделяются в своеобразные орудия психической деятельности (эталоны, меры, знаки) образование действий (восприятия, мышления и др.) происходит путем перехода внешних предметных действий в план восприятия или в умственный план

Что такое ООД? ООД – ориентировочная основа действий. ООД – это процесс и результат первоначального ознакомления обучаемого с формируемым у него действием, а так же с качествами и условиями его успешного и правильного выполнения.

Основные типы ООД Первый тип присутствует при выполнении действия по методу проб и ошибок. Используется, когда задача обучения определенному действию специально не ставиться. Второй тип предполагает постановку такой задачи и разумное изучение внешних сторон действия прежде, чем оно начнет выполняться. При этом тип ООД учащемуся задает учитель, сам же ученик не в состоянии сориентироваться во вновь выполняемом действии. Третий тип ООД характеризуется тем, что учащийся, встретившись с новым для него действием, в состоянии сам составить и реализовать его ориентировочную основу.

ООД может определяться по трем критериям: Степени ее полноты(полная - неполная); Мере обобщенности (обобщенная - конкретная); Способу получения обучаемым (самостоятельно – в готовом виде);

Мотивация (привлечение внимания обучаемого, побуждение его интереса и желания получить соответствующие знания) Уяснение ООД Выполнение действия в материальной (материализованной) форме Выполнение действия в плане громкой речи Выполнение действия в плане речи про себя Выполнение действия в плане внутренней речи, или в уме Этапы формирования знаний, умений и умственных действий

ПРИМЕР «Например, нужно кого-то обучить не делать определенные грамматические ошибки. На карточки выписываются те грамматические правила, на которые делаются ошибки. Они организуются на карточке в той последовательности, в которой их следует применять к написанной фразе. Сначала требуется, чтобы обучаемый вслух читал первое правило и применял его к фразе, затем вслух читается второе правило и так далее до конца карточки. На втором этапе, когда правила выучены наизусть, можно отложить карточку, но все еще следует произносить правила вслух. На следующем этапе предполагается произнесение правил про себя при их применении. Наконец, на заключительном этапе человек способен применить правила, не произнося их ни вслух, ни про себя и даже не осознавая, в свернутом и погруженном виде».

Три типа учения I тип учения Ученикам дается в готовом виде неполная ООД - однократная демонстрация обрезка и неполное словесное описание. Учение в этом случае проходит с ошибками, действие остается не полностью осознанным, перенос действия на новые объекты и задачи затруднен. Например, и учебник, и учитель по русскому языку дают образцы слов и предложений, демонстрируют какое-либо грамматическое явление, анализируют его и формулируют правило написания. Аналогично делается в геометрии, физике и пр. II тип учения В готовом виде дается полная ООД. Пример с той же русской грамматикой. Дается алгоритм применения правила на безударную гласную в корне или написание "н" в прилагательном. Усвоение действия протекает без ошибок (исключение - ошибки по "невнимательности"), ясно осознаются действия и существенные/несущественные признаки объекта изучения. Перенос действия на новые задачи ограничен конкретностью ООД. III тип учения ООД имеет полный состав, ориентиры представлены в обобщенном виде, годном для целого класса явлений. ООД в конкретных случаях составляется учеником на основе известного ему общего знания. Например, даются общие схемы и алгоритмы находящие применение во многих случаях: анализ слова по составу и как части речи, анализ предложения по наличию основы и другим характеристикам. Учение протекает сравнительно быстро, без ошибок, с уяснением существенных (несущественных) признаков объекта и условий действия с ними, обеспечивается перенос знаний и действий на все конкретные случаи в данной области.

В результате проведенных П.Я. Гальпериным и его учениками исследований было установлено, что: a.Вместе с действиями формируются чувственные образы и понятия о предметах этих действий. Формирование действий, образов и понятий составляет разные стороны одного и того же процесса. Более того, схемы действий и схемы предметов могут в значительной мере замещать друг друга в том смысле, что известные свойства предмета начинают обозначать определенные способы действия, а за каждым звеном действия предполагаются определенные свойства его предмета. b.Умственный план составляет только один из идеальных планов. Другим является план восприятия. Возможно, что третьим самостоятельным планом деятельности отдельного человека является план речи. Во всяком случае, умственный план образуется только на основе речевой формы действия. c.Действие переносится в идеальный план или целиком, или только в своей ориентировочной части. В этом последнем случае исполнительная часть действия остается в материальном плане и, меняясь вместе с ориентировочной частью, в конечном счете превращается в двигательный навык. d.Перенос действия в идеальный, в частности в умственный план, совершается путем отражения его предметного содержания средствами каждого из этих планов и выражается многократными последовательными изменениями формы действия. e.Перенос действия в умственный план, его интериоризация составляют только одну линию его изменений.

В чем заключается практическое значение теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий? Практическое значение применения теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий заключается в том, что в процессе обучения формирование новых действии, представлении и понятий происходит без предварительного заучивания нового материала (он усваивается путем непроизвольного запоминания в действии), без использования так называемого метода (приема) проб и ошибок, при обеспечении заданных показателей; усвоение новых знаний и умений происходит гораздо легче, скорее и становится доступным в гораздо более раннем возрасте, чем при использовании др. форм обучения.

В работах Н.Ф. Талызиной, А.И. Подольского и др. развернуто описаны те дополнительные, промежуточные шаги, которые должны быть произведены психологами и педагогами, чтобы от общепсихологического знания о функциональном генезисе, содержащемся в концепции П.Я. Гальперина, перейти к построению собственно процесса обучения. Практическое применение концепции поэтапного формирования умственных действий дает высокие результаты, что неоднократно было продемонстрировано применительно к общему, высшему, профессиональному, специальному образованию, как отечественными, так и зарубежными педагогами и психологами.