Психолого-педагогические технологии работы с несовершеннолетними девиантного поведения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины правонарушений у подростков. Девиантное поведение- социальное поведение, не соответствующее установившимся в данном обществе нормам.
Advertisements

Семинар классных руководителей «Психотерапия по профилактике правонарушений» г.
Технологии работы с кризисными состояниями Шульга В.В. социальный педагог Центра ДиК.
Страшней ребенка зверя нет. ТЕОРИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Педагогическая коррекция подростков.
ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Методы и приемы психолого- педагогического воздействия при сопровождении детей «группы риска» Подготовила: Педагог-психолог МОУ Белая СОШ Климентьева И.В.
«Работа социального педагога с различными видами девиаций в поведении детей». Социального педагога МАОУ СОШ 1 г. Р.п.Красные Баки Жолобовой В.В.
Системный подход в работе с учащимися, склонными к девиантному поведению.
МОУ «Вурнарский РЦДК» п.Вурнары РАЗРАБОТЧИКИ: Андреева Н.В. – социальный педагог Кузнецова Л.Н. – старшая вожатая МЕСТО РАБОТЫ: МОУ «Янгорчинская СОШ»
Неблагополучная семья, как фактор формирования девиантного поведения детей. Направления психической помощи этим детям.
Влияние уровня конфликтности в семье на формирование девиаций у подростка Педагог-психолог ГАОУ СПО МО ГПК Плахова О.Е г.
Девиантное поведение подростков Подготовилапедагог-психолог Артемьева Т.А.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Серпуховского района общеобразовательная «Дашковская средняя школа»
Изменения, которые в течение последних лет происходят в системе образования и в обществе в целом, требуют от современной школы новых подходов к созданию.
ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ 34 В 1-11 КЛАССАХ.
Работа социального педагога по профилактике асоциального поведения обучающихся.
Сопровождение обучающихся «группы риска» в учебно-воспитательном процессе Кондукова Н.В., социальный педагог МБОУ ООШ 4 города Белово.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Деятельность Психологического Центра МПК НовГУ Великий Новгород 2009.
Функционирование Социально-психологической службы в МОУ «Староалейская СОШ 2»
Транксрипт:

Психолого-педагогические технологии работы с несовершеннолетними девиантного поведения

Отклоняющееся (девиантное) поведение - система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе право- вым и нравственным нормам. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного социального развития, нарушений социализации, возникающих на разных возрастных этапах. В соответствии с концепцией адаптивного поведения любая девиация приводит к нару- шениям адаптации (психической, социально- психологической, средовой).

Социальные отклонения в девиантном поведении - корыстной ориентации: правонарушения, проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кража, спекуляция, мошенничество и др.); - агрессивной ориентации: действия, направленные против личности (оскорбление, хулиганство, побои, убийство, изнасилование); социально-пассивного типа: стремление уйти от активного образа жизни, уклониться от гражданских обязанностей, нежелание решать личные и социальные проблемы (уклонение от работы, учебы, бродяжничество, алкоголизм, наркомания, токсикомания, суицид). Таким образом, асоциальное поведение, различающееся и содержанием, и целевой направленностью, может проявляться в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений.

Причины и факторы девиантного поведения Группы причин: а) социально-педагогическая запущенность, б) неблагополучие семейных взаимоотношений, отрицательный психологический микроклимат в семье, в) отклонения в состоянии психического и физическо- го здоровья, г) отсутствие условий для самовыражения, д) безнадзорность.

Факторы, порождающие различные формы девиантного поведения I. Процессы, происходящие в обществе. II. Состояние семьи, ее атмосфера. III. Несовершенная организация жизни образовательного учреждения.

Внутренние факторы риска. К ним относятся: ощущение собственной незначимости и ненужности, низкая самооценка, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплина, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства и реакции на себя самого и других людей. Для решения этих задач необходима выработка политики образовательного учреждения, направленной на создание социально-педагогических условий, нейтрализующих и корректирующих негативные воздействия общественного кризиса.

Политика образовательного учреждения, включает следующие направления: 1) выявление распространенности различных типов и форм отклоняющегося поведения детей и подростков; 2) анализ результатов изучения мнений учеников, родителей и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся; 3) подготовка педагогических кадров, владеющих методами предупреждения и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся; 4) создание в учреждении психолого-педагогических условий, свободных от внешних факторов риска.

Профилактика отклоняющегося поведения Формы психопрофилактической работы. Первая - организация социальной среды. Вторая - информирование. Третья - активное социально - психологическое обучение социально - важным навыкам. Четвёртая - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Пятая - организация здорового образа жизни. Шестая - активизация личностных ресурсов Седьмая – минимизация негативных последствий девиантного поведения.

Формы тренингов: 1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. 2. Тренинг ассертивности или аффективно- ценностного обучения. 3. Тренинг формирования жизненных навыков. Третья форма психопрофилактической работы

1-й тип педагогическая запущенность; 2-й тип особенности в развитии высшей нервной деятельности; 3-й тип подростки с ложной или ситуативной трудновоспитуемостью; 4-й тип функциональные новообразо- вания личности (собственно трудновоспитуе- мость). Типы девиантных подростков:

(1) Программы творческой реализации. (2) Программы трудовой реализации. (3) Программы социальной реализации. (4) Программы ресоциализации. (5) Комплексные программы ресоциализации. Программы:

Приемы и методы коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. 1) Информирование 2) Метафора (метод аналогий) 3) Установление логических взаимосвязей 4) Проведение логического обоснования 5) Самораскрытие 6) Конкретное пожелание 7) Парадоксальная инструкция 8) Убеждение 9) Эмоциональное заражение 10) Помощь в отреагировании неконструктивных эмоций 11) Релаксации

Приемы и методы коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. 12) Переоценка 13) Домашнее задание 14) Ролевое проигрывание 15) Анализ ситуаций 16) Внутренние переговоры 17) Трансформация личной истории 18) Целеустроение 19) Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий 20) Социальные пробы 21) Оказание помощи в поисках идентичности

Последовательность шагов по изменению отклоняющегося поведения 1. Восстановление у ребенка позитивного самовосприя- тия, его доверия к себе и к миру. 2. Анализ проблемы, ее проявлений, выявление прово- цирующих источников и причин. 3. Постановка позитивной цели, описание желаемого поведения. 4. Построение шагов роста: описание конкретных достижений через день, неделю, месяц… 5. Уточнение параметров желаемого результата. 6. Определение союзников - тех, кто поможет достичь поставленной цели. 7. Проработка возможных рецидивов старого поведения с использованием стратегии устранения рецидивов.

«Господи, дай мне силы - изменить то, что я могу изменить, терпения - принять то, что я не могу изменить, и ума - отличить одно от другого». Народная мудрость