Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Мониторинговое исследование потребностей личности, общества и государства в общем образовании
Исполнители Константиновский Д.Л. (рук.) Вахштайн В.С. Куракин Д.Ю. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Концепция
Образовательные потребности: это социальные потребности, социальное отношение между теми или иными субъектами образовательного процесса
Субъекты образовательной потребности: любой субъект образовательного процесса, предъявляющий свой запрос к системе образования, если этот запрос тем или иным образом может влиять на функционирование системы
Субъекты образовательного процесса: Обучающиеся Их семьи Социальные и профессиональные группы Социальные институты Институты гражданского общества
Аспекты образовательных потребностей: государственные общественные индивидуальные
Самосогласование потребностей: когда эти процессы не регулируются напрямую управляющими субъектами Согласование потребностей: когда эти процессы являются предметом управленческого регулирования
Фигурации потребностей: переплетение социальных взаимодействий, в которых происходит взаимоопределение потребностей
Локусы согласования образовательных потребностей: социальные институты, образующие узловые точки взаимоопределения социальных потребностей
Чтобы выявлять и согласовывать потребности в образовании, нужно фиксировать различные типы фигураций образовательных потребностей
Школы – локусы соотнесения индивидуальных, общественных и государственных аспектов потребности в образовании
Нужно выделить группы школ – кластеры – соответствующие типам фигураций, в рамках которых происходит взаимоопределение социальных потребностей в образовании
Кластерная модель типологизации учебных заведений
2007
Начальное образование Мониторинг Разработка рекомендаций по согласованию потребностей личности, общества и государства в начальном образовании
Основное общее образование Разработка и апробация пилотной модели мониторинга Обоснование (по результатам апробации) приоритетных направлений согласования потребностей личности, общества и государства в основном общем образовании
Методика
Опросы Учащихся (9 классов) Родителей учащихся Учителей
Интервью Учителя Директора школ Работники муниципальных органов власти Сотрудники региональных организаций /фондов, связанных с образованием Депутаты региональной Думы (Комитет по образованию) Заместитель губернатора Региональный министр образования
Фокус-группы Педагогическая общественность Родители детей-инвалидов Родители одаренных детей Сотрудники общественных организаций, связанных с образованием
Отчет регионального эксперта по проблематике состояния и направлений согласования потребностей
Инструментарий мониторинга
Сотрудничество Подготовка команды Проведение 1 этапа обследования Проведение 2 этапа обследования Подготовка рекомендаций (оn-line коммуникации) Обсуждение результатов мониторинга и разработок по рекомендациям (семинар)
Контакты Константиновский Давид Львович Телефон Факс Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Спасибо за внимание! Надеемся на плодотворное, взаимозаинтересованное сотрудничество
Проект «Разработка и апробация государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения» Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я Мониторинговое исследование потребностей личности, общества и государства в общем образовании