Исследование молодежных социальных сетей Рунета средствами культурной антропологии (на примере неоязычников) Кавыкин Олег Игоревич МГГУ им. М.А. Шолохова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Через реализацию программы ЦГО «Перспектива». 4. Стандарт направлен на обеспечение: формирования российской гражданской идентичности обучающихся; 9. Личностные.
Advertisements

Система – (греч. – целое, составленное из частей) – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность,
Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся.
Работу выполнил ученик 10 А класса Монаков Сергей.
Международные отношения Автор: Козлова Евгения. Содержание: Международные отношения –Особенность –Ядро Межгосударственные организации –Примеры –ООН.
Этнические общности Подготовили студентки группы 1-9-Б Задремайлова Ирина, Кожан Юлия и Немкина Ульяна Преподаватель: Исалова А. А.
Политика и управление есть две взаимосвязанные сферы человеческой деятельности, которые на протяжении истории по- разному соотносились друг с другом в.
Субкультуры в России. Отношение современной молодежи к обществу на примерах «Нашистов» и уличных молодежных группировок Автор: Аксенова А.Д. Руководитель:
Политическое сознание и политическое поведение цель урока: ? Д/З §
НА ТЕМУ: ЧТО ТАКОЕ ОБЩЕСТВО Выполнил работу Бондарев Даниил 8 а.
Т РЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ПО ИСТОРИИ. (В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ ) Подготовила учитель истории МБОУ.
Правовые системы современности. Система права это внутренняя структура права (строение, организация), которая складывается объективным образом как отражение.
Социальные взаимодействия. Социальная связь- совокупность зависимостей между людьми, реализованных через социальные действия, их взаимные отношения, которые.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: опыт МГГУ им. М.А. Шолохова.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
Усиление роли культуры во всех сферах общественной жизни диктует необходимость сохранения и познания личностью своей культуры. В современной социокультурной.
Борьба за идентичность и новые институты коммуникаций Проект кафедры политических наук ПермГУ, При поддержке Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров, 2010-
Политическая система общества – это совокупность организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть и управляющих делами общества 1. Институциональная.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Исследование молодежных социальных сетей Рунета средствами культурной антропологии (на примере неоязычников) Кавыкин Олег Игоревич МГГУ им. М.А. Шолохова

Что такое неоязычество? «…Неоязычество – идейно-политическое движение, направленное на реанимацию доавраамических локально-этнических верований и культов и связанных с ними традиционных социальных институтов» Яшин В.Б. «Церковь Православных Староверов-Инглингов». ingling.htm

Социальные сети. Определение «Устойчивые неформальные социальные связи, имеющие когнитивную природу. Социальные сети (доверия, влияния, информации) выстраиваются между людьми, которые доверяют друг другу, согласны взаимодействовать друг с другом на основе общих ценностей, онтологии или операционального опыта. Социальные сети как носители культуры особо важную интегративную роль начинают играть в переходные периоды, когда единство общества рассыпается, а транзакциональные издержки в социуме в целом оказываются запредельно высокими. Причиной этого является появление серых зон, то есть зон, не регулируемых четко государственными органами в силу разрывов между законами, административными практиками и культурой общества ». Казанцев А.А. Глобализация социальных сетей и феномен коррупции на постсоветском пространстве // Вторая международная конференция «Иерархия и власть в истории цивилизаций». Тезисы докладов / Отв. редакторы: Д.Д. Беляев, Д.М. Бондаренко, С.А. Французов. М., С. 198.

Социальные сети. Определение II Под социальной сетью на качественном уровне понимается социальная структура, состоящая из множества агентов (субъектов – индивидуальных или коллективных, например, индивидов, семей, групп организаций) и определенного на нем множества отношений (совокупности связей между агентами, например, знакомства, дружбы, сотрудничества, коммуникации). Губанов Д., Новиков Д., Чхартишвили А. Социальные сети: Модели информационного влияния, управления и противоборства. М., С. 4.

Социальные сети. Определение III Социальная сеть (от англ. social networking service) платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений.англ.платформаонлайн сервисвеб-сайтсоциальных взаимоотношений Социальная сеть : Материал из Википедии свободной энциклопедии : Версия , сохранённая в 19:30 UTC 20 ноября 2012 // Википедия, свободная энциклопедия. Электрон. дан. Сан-Франциско: Фонд Викимедиа, Режим доступа:

Некоторые разновидности неоязычества Культизм (Нигерия) Сантерия (в США и Европе) Индеанизм Викка Одинизм Неошаманизм Родноверие

Фото Д.М. Бондаренко. Источник:

Доброслав. Источник: ivanov.livejournal.com/ html

Источник: veleslava-v-nevograde.html

Основная проблема данного исследования – как происходит конструирование этнической и конфессиональной идентичности указанных сообществ, каковы способы и механизмы самоидентификации, предлагаемых идеологами неоязычества? Объектом исследования является культурно- идеологический комплекс русских неоязычников, отправляющих культы славянских божеств. Предметом исследования является влияние этно- конфессиональной самоидентификации и связанных с ней образов мира неоязычников- «родноверов» на совокупность ориентаций личности на прошлое (изобретение традиции), настоящее и будущее.

Методом исследования является анализ этно-политического дискурса изучение случая (case study), в качестве которого было выбрано конструирование идентичности русских неоязычников- «родноверов Методом анализа эмпирических источников исследования явился качественный подход.

Характеристики Родноверия Наличествует значительное число незарегистрированных общин или общин, зарегистрированных как общественные организации; некоторые общины могут входить в состав языческих объединений других стран (Русский Языческий Фронт, к примеру, входит в состав Всегерманского Языческого Фронта). Часть общин не стремится проходить какую бы то ни было государственную регистрацию. Из-за автономности общин, а зачастую их анонимности не может быть определено точное число русских неоязычников. Отсутствует единый для всех общин руководящий центр.

Существующие контакты между общинами не приводят к возникновению каких-либо проектов всероссийского масштаба; межобщинные договоры не имеют юридической силы и представляют собой скорее «декларации о намерениях»; наличие таких договоров свидетельствует о начале консолидации неоязычников вокруг наиболее авторитетных лидеров. Отсутствует единая иерархия жречества (волхвов): «каждый сам себе волхв». Отсутствует унифицированная система праздников и ритуалов. Отсутствует унифицированный, общий для всех неоязычников пантеон.

Из-за отсутствия единого руководящего центра и фиксированных канонов распространен синкретизм разных традиций язычества (славянской, индоевропейской, скандинавской) и православия, западного или восточного оккультизма, литературы «фэнтэзи».

Основные выводы: Разрушение советской картины мира привело к кризису идентичности; в таких условиях наблюдалась активизация архаических (архетипических) составляющих человеческой психики, ответственных за мифотворчество.

Основные выводы: Для компенсации последствий кризиса идентичности обществами на территории бывшего СССР были востребованы мифологизированные этнические идентичности (представления о принадлежности к воображаемому сообществу – «своему» народу), используемые для создания этноцентричных образов мира.

Основные выводы: Важную роль при создании такого рода образов играет мифологема «золотого века». Мировоззрение неоязычников- «родноверов» является попыткой создания упорядоченной картины мира путем осуществляемой ими же «реконструкции» религиозного мировоззрения древних славян.

Основные выводы: Субкультура неоязычников - «родноверов» представляет собой конгломерат социальных сетей, служащих средой бытования различных мифологий, образов мира и, соответственно, этноконфессиональных идентичностей, распространенных среди части русских.

Основные выводы: Объединенные самоназванием и дискурсом «родноверы» не демонстрируют единодушия, создавая образы мира и идентичности.

Основные выводы: Позитивный тип идентификации (признание прав на существование «чужого») связан с толерантностью, негативный (акцентирование границы «Мы» – «Враги», конструирование образа «своих» на основе противопоставления изначальному негативному образу «чужих») – с ксенофобией. Мифологии различных течений русского неоязычества отражают различные способы конструирования идентичности членов указанных сообществ.