Как спроектировать и оценить результаты гражданского воспитания Автор: Климина Е.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема: «Формирование личностных образовательных результатов учащихся при изучении физики»
Advertisements

Психологические особенности подросткового возраста.
Деловая игра : «Стандарты второго поколения». ДЕВИЗ ПЕДСОВЕТА: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому.
Поговорим о ФГОС. Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской.
О преемственности между ФГОС НОО и ФГОС ООО. 2 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
"Реализация требований ФГОС ООО на уроках истории "
Муниципальное общеобразовательное учреждение Вятская средняя общеобразовательная школа Духовно-нравственное воспитание в условиях перехода к ФГОС второго.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Формы организации воспитательной работы с учащимися основной школы в рамках ФГОС ООО Выступление заместителя директора по ВР Аношиной Н.Ю.
ФГОС Приоритеты и ориентиры начального общего образования современной школы Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ5Н.Л.Дьяченкова г.Пыть-Ях.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент.
Формирование универсальных учебных действий учащихся.
Тарханова Ирина Юрьевна кандидат педагогических наук доцент
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" 1.Переход на новые образовательные стандарты 2.Развитие системы поддержки талантливых детей.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «СОШ 16»
«Духовно-нравственное воспитание школьников как ключевое требование ФГОС» Духовно-нравственное развитие – важнейший компонент социального заказа для образования.
Транксрипт:

Как спроектировать и оценить результаты гражданского воспитания Автор: Климина Е.С.

Проблемы (риски ) 1. Раздел оценивания личностных результатов во ФГОСе оставлен без конкретизации: нет инструментария, критериев и способов оценки: «…итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования;... К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований» (ФГОС) отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися …должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований

Проблемы (риски) 2. Встречаются случаи попытки внедрения КИМов в школы без предварительного профессионально-общественного обсуждения оценочной процедуры (критерии и содержание оценки, спецификация теста, форматы представления данных и т. д.). «КИМы для неперсонифицированной оценки личностных результатов учащихся» (Учительская газета, 09 от 26 февраля 2013 года).

Проблемы (риски) 3. В школе нет системности и преемственности в работе. В оценивании личностных результатов необходима система

Проблемы (риски) 4. Непрофессиональное диагностирование и использование методик оценивания может привести к пагубным результатам

Проблемы (риски) 5. Большая часть работы ложится на плечи учителя. Эталон оценивания результатов гражданского воспитания – это не внешние стандарты, а личностный потенциал учащегося

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. (из Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ) «Портрет выпускника основной школы»: любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; (из ФГОС) Требования к личностным результатам: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме (по ФГОС ) История России. Всеобщая история: 1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур; 4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества; 5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней; 6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве. (по ФГОС) Обществознание: 1) формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; 3) приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; 4) формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; 5) освоение приемов работы с социально значимой информацией, её осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; (по ФГОС) Уровни «формирования гражданина» Духовно-ценностный уровень - «оформление» ценностей, установок, намерений, желаний Деятельностно – практический уровень – поведение, деятельность в соответствии с мировоззрением Когнитивный уровень – «внутренняя составляющая» формирующегося гражданина (осознание) Что оценивать? Способность к умственному восприятию и переработке внешней информации, гражданские чувства, намерения, желания Гражданские качества Гражданская деятельность, активность

Что оценивать? Результаты гражданского воспитания - определенные качества личности, которые проявляются в деятельности Гражданская сознательность Гражданская ответственность Правосознание Единство гражданского сознания и поведения Гражданская совестливость Гражданская активность, инициативность Гражданское достоинство Чувство патриотизма Стремление формировать свою позицию Способность критически мыслить Как результат – воспитание гражданственности

Как фиксировать результаты оценки? листы гражданского роста (в результате анализа решения проблемных заданий, работы над социальным проектом) *Оцениванию подлежат интеллектуальные творческие и инициативные проявления ребенка: умные вопросы, самостоятельный поиск, изучение дополнительного материала и т.п. Возможна демонстрация достижений. дневники наблюдения учителя (классного руководителя, родителя). Дискуссии, круглые столы портфель достижений оценивание по системе райтинга– аналитическая таблица 1. Анализ решения проблемных заданий, оценка результатов гражданского воспитания ученика по определенным критериям Листы гражданского роста Оценивание по системе райтинга

Необходимые условия для осуществления оценки результатов гражданского воспитания 1. Проектирование и формирование инструментария, содержания и критериев оценки личностных результатов (ГВ) должны обязательно строится с учетом мнения профессионалов – психологов. 2. Для оценки личностных результатов в школе должна быть создана система, в которую включены учителя, классные руководители, психологи, родители, дети, кураторы. Должна быть преемственность между начальной школой и средней. В начальной школе необходимо научить способам самооценки. 3. Эталон для оценивания - не внешние стандарты, а личностный потенциал учащегося. 4. Необходимо учитывать «правила безопасного оценивания». 5. Сформированные «методики оценивания», «руководства» должны быть легки в обращении, накладываться на любой коллектив, использоваться при желании любым учителем – непрофессиональным психологом.

Гражданская сознательность Способность отдавать себе отчет в том, КАК надо действовать (в соответствии с моральными и правовыми нормами) Выбор средств, путей достижения целей, расстановка приоритетов в пользу общественного блага Осознанное выполнение обязанностей перед семьей и государством Проявляется в способности обосновать мотивы своих действий (действие в соответствии с моральными и правовыми нормами), давать самооценку Проявляется в стремлении действовать во благо общества Проявляется в стремлении к самообразованию, самосовершенствованию Проявляется в сознательной включенности в проблемы общества

Ситуация, которую надо решить 1) Видеоролик от По инициативе России впервые проходит гражданский саммит «Группа двадцати». На ней обсуждались акции антиглобалистов, а также радикалов различных мастей, часто перерастающие в уличные беспорядки, и о том, что властям необходимо вести диалог и с ними тоже, так как они называют себя "гражданскими активистами" и являются ими. «Многие воспринимают участников гражданского общества как сумасшедших, которые только и делают, что бегают, а мы считаем, что гражданское общество – это легитимный и ответственный институт", - заявил исполняющий директор организации World Vision Australia Тим Костелло. Выскажите свое мнение по поводу того, можем ли мы считать антиглобалистов гражданскими активистами, по поводу собрания саммита, согласны ли вы с позицией Тима Костелло, обоснуйте свое мнение. (как вариант, можно показать видеоролики с уличными беспорядками Турции, Рио де Жанейро)

Критерии оценки Проверяется: 1) сформированность гражданского самосознания. ГО – это ответственный и легитимный институт, который позволяет гражданам влиять на жизнь в государстве, защищать свои права. Инициативные и активные граждане завязывают диалог с властью с целью улучшить жизнь. Саммит – форма легализации ГО. 2)Степень уважения к правам других людей, и степень стремления к сохранению правопорядка. Люди, которые совершают уличные беспорядки – не ведут конструктивный разговор с властью и не смогут донести в цивилизованной форме о своих предложениях. Кроме того, они портят имущество других людей (страдают машины, магазины), они нарушают движение транспорта (люди не могут добраться до работы).

Гражданская ответственность Стремление и умение оценивать свое поведение с точки зрения пользы или вреда для общества, соответствует ли оно устоявшимся нормам и правилам Адекватная оценка своего поведения Осознание последствий своих действий и готовность отвечать за них Проявляется в стремлении ребенка поступать так, чтоб своими действиями не навредить Проявляется в таком поведении, которое не нарушает норм и законов Проявляется в принятии ребенком справедливого наказания, либо награды

Ситуация, которую надо решить 4 ноября 2012 г., в день Народного единства, по улицам Перми прошел «Русский марш», под лозунгами «Россия для русских», «Россия – русский порядок» и т.п. Ваши одноклассники собрались пойти на него и поддержать своих друзей, утверждая, что шествие разрешено администрацией, что все легально, и это лишь выражение своего мнения, что не запрещено. А чурки пусть убираются в свою страну. Ваши действия? Обоснуйте, почему вы поступили так или иначе? Что вы по этому поводу думаете?

Критерии оценки Проверяется: Степень гражданской ответственности. Даже если нормы права и не нарушены, морально- нравственные ценности общества нарушены. Если ученик пойдет с одноклассниками – он поддержит националистов, что будет способствовать разжиганию национальной розни, либо к другим последствиям. Соглашаясь на встречу, ученик говорит, что он безответственен в своих действиях. Толерантность. Терпим или не терпим к другим национальностям в России. Уровень гражданской сознательности. Приведет ли участие в акции улучшению состояния общества или наоборот?

Гражданская активность и инициативность Активное участие человека в решении общественно значимых задач Стремление изменить окружающий мир в лучшую сторону, сделать жизнь свою и своих близких более легкой и комфортной Проявляется в неравнодушном отношении к обществу, труду, к другим людям, к самому себе; Проявляется в участии в школьном самоуправлении, общественной жизни, социальном проектировании Проявляется в глубокой и сильной заинтересованности и мотивации к общественно- значимому труду

Ситуация, которую надо решить Конечная остановка. Чтобы перейти через дорогу, выйдя из автобуса, нужно либо пройти назад на 300 метров, либо выйти на дорожку, пройти через автомобильную стоянку и выйти к пешеходному переходу, который впереди на 100 метров. Если обходить – получается в раза 3 длиннее. Некоторые люди не обходят, а проходят вдоль дороги до пешеходного перехода по обочине (с обочины уйти некуда, ограждения). Другие переходят здесь же, на другую сторону. Как поступите вы? Объясните, почему вы так поступите, руководствуетесь ли вы чем-либо в своем поступке?

Критерии оценки Проверяется: 1) Инициативность, социальная активность, ценность человеческой жизни. Неудобно идти до перехода, долго идти до светофора. Заботясь о большом количестве людей, которые все равно будут переходить в неположенном месте, ребенок выступает с инициативой перенести пешеходный переход ближе к остановке 2) Сформированность правосознания, ценность своей и чужих жизни и здоровья. Знание законов, ПДД, нежелание их нарушать, стремление избежать риска погибнуть/знание ПДД, но их игнорирование, возможность создания аварийной ситуации на дороге/ Незнание законов и ПДД

Лист гражданского роста Критерии оценкиРезультат решения проблемных задач/реальный результат (в непредвиденных для ученика условиях) Гражда нская сознат ельнос ть Способности обосновать мотивы своих действий (в соответствии с моральными и правовыми нормами), давать самооценку Стремление действовать во благо общества, стараясь не нарушать нормы права и морали, традиции Стремление к самообразованию Сознательная включенность в проблемы общества Гражда нская ответст веннос ть Стремлении ребенка поступать так, чтоб не навредить Поведение, не нарушающее норм и законов Готовность отвечать за последствия

Лист гражданского роста Критерии оценкиОценка результата решения проблемных задач/оценка проявлений качеств в жизни и деятельности (в непредвиденных для ученика условиях) Гражда нская активн ость, инициа тивнос ть Неравнодушное отношение к обществу, труду, к другим людям, к самому себе Участие в школьном самоуправлении, общественной жизни, социальном проектировании Глубокая и сильная заинтересованность и мотивация к общественно-значимому труду

Лист гражданского роста Критерии оценки гражданских качеств, проявляющихся в дискуссиях, круглых столах Оценка гражданских качеств на дискуссии/вне дискуссии 1Наличие сформулированной позиции по обсуждаемой ситуации гражданского выбора 2. Степень аргументированности позиции, качество аргументов 3. Уважительное отношение к другим участникам, их позициям 4. Глубокие, умные вопросы, затрагивающие суть проблемы 5. Заинтересованность в дискуссии (круглом столе) и ее результате 6. Неординарность суждений 7. Руководство своей позицией в деятельности

Лист гражданского роста Критерии оценки гражданских качеств, проявляющихся в социальном проектировании 1. Доля самостоятельности в работе со своей частью проекта 2. Характер мотивов в социальном проектировании – сделать жизнь вокруг себя лучше 3. Активность в осуществлении намеченных дел, организации одноклассников, планировании результатов 4. Анализ того, что не сделано и обоснованная оценка работы себя и других 5. Заинтересованность в проекте и его результате, сильная мотивация 6. Наличие общественно-полезного результата деятельности

Сопоставление показателей развитости гражданственности у учащихся (2001, 2007 гг.) п/п Показатели развитости гражданственности Экспериментальные группаКонтрольные группа 2001 г.2007 г. Прирост показате­ лей, % 2001 г.2007 г. Приро ст показа­ телей, % 172 чел.174 чел.170 чел. 172 чел. 1Любовь к своему Отечеству 57 (33,1%) 108 (62%) 28,9% 58 (34,1%) 72 (41,8%) 77% 2 Положительное отноше­ние к своему граждан­скому обществу 36 (20,9%) 82 (47,1%) 16,2% 35 (20,3%) 52 (30,2%) 9,9% 3Любовь к своему народу 57 (33,1%) 118 (67,8%) 34,7% 55 (32,3%) 98 (56,9%) 24,6% 4 Положительное отно­шение к гуманизму как к принципу отношений между людьми 30 (17,4%) 102 (58,6%) 41,2% 32 (18,8%) 72 (41,8%) 23% 5Осознание национально- государственных интере­сов России 42 (24,4%) 94 (54%) 29,6% 39 (22,9%) 50 (29%) 6,1%

6 Ответственность как норма общественного поведения 28 (16,2%) 112 (64,3%) 48,1% 30 (17,6%) 42 (24,4%) 6,8% 7 Готовность защищать интересы своего народа 24 (13,9%) 104 (59,7%) 45,8% 22 (12,9%) 66 (38,3%) 25,4% 8Социальная активность 36 (20,9%) 96 (55,1%) 34,2% 36 (21,1%) 60 (34,8%) 13,7% 9 Способность подчинить личные интересы инте­ресам своего народа, об­щества, государства 30 (17,4%) 87 (50%) 32,6% 28 (16,4%) 48 (27,9%) 11,5% 10 Отношение к самому себе как к свободной, трудолю­бивой, наделенной нравст­венными качествами личности 53 (30,8%) 129 (74,1%) 43,3% 50 (29,4%) 88 (51,1%) 21,7% 11 Стремление посвятить свой труд и способности к процветанию Родины 28 (16,2%) 89 (51,1%) 34,9% 27 (15,8%) 56 (32,5%) 16,7% 12 Готовность к выпол­нению гражданского и конституционного долга 29 (16,8%) 100 (57,4%) 40,6% 27 (15,8%) 60 (34,8%) 19% 13Уважительное отношение к историческому прошло­му своей Родины, к род­ному языку 47 (27,9%) 106 (60,9%) 33% 46 (27%) 71 (41,2%) 14,2%

Система райтинга Список уч-сяДеление на однозначное числоДеление на двузначное число Оценка ученикаОценка учителя Оценка ученикаОценка учителя