ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наука и научное исследование Ломаско П.С. к.пед.н., доцент каф. ИВТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НАУКА И НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ 1) Понятие науки и классификация наук 2) Научное исследование 3) Этапы научно-исследовательской работы.
Advertisements

Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Научное познание. 1. Научное познание и его методы. Наука- Форма деятельности людей, направленная на производство знаний. Цель науки : Постижение истины,
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 6 Предмет философии науки: общие закономерности научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном.
Наука в современном обществе Лехтман Ульяна 9 А класс.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Научное познание Презентация составлена учителем истории и обществознания МБОУ Одинцовский лицей 10 Годыной Г.В.
Орындаған:Ильясов Е.С. Тексерген:Еренова.Б.Е.. Наука - система знаний объективных законов природы, общества, мышления, которая выражается в точных категориях.
Тема: НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ВОПРОСЫ: 1. Специфика научного знания. 2. Основные тенденции развития современного научного познания. 3. Эмпирический и теоретический.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Методы и классификация научных исследований. В Классификаторе направлений и специальностей высшего профессионального образования с перечнем магистерских.
Сущность понятия «научное исследование» РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЛЮБЕРЦЫ 2017.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Конспект на правах рукописных материалов не предназначен для публикации Конспект на тему: «Основные операционные понятия»
Транксрипт:

ОСНОВЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Наука и научное исследование Ломаско П.С. к.пед.н., доцент каф. ИВТ

О дисциплине Итоговая форма контроля: зачет Аудиторных занятий: 8 (16 акад. часов) Текущий контроль: рейтинг Основные формы отчётности: тест, аннотация научного исследования, рецензия на научную статью, доклад. Ресурсы: – I(ivt):\Сотрудники\Ломаско\Учебная работа\ОНД –

Наука Сфера деятельности Система знаний Социальный институт ПроцессРезультатОрганизация

Сфера деятельности Основная функция: выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности Цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, на основе открываемых ею законов. по получению нового научного знания

Система знаний 1. Исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления и о способах их планомерного воздействия на окружающий мир. 2. Отдельная область, раздел каких-либо знаний.

Социальный институт Форма общественного сознания Система взаимосвязей между научными организациями и членами научного сообщества, а также включает системы научной информации, норм и ценностей науки и т.п.

Задачи науки 1) сбор, описание, анализ, обобщение и объяснение фактов; 2) обнаружение законов движения природы, общества, мышления и познания; 3) систематизация полученных знаний; 4) объяснение сущности явлений и процессов; 5) прогнозирование событий, явлений и процессов; 6) установление направлений и форм практического использования полученных знаний.

Знание и познание Познание - это деятельность, результат которой - знание о явлениях и процессах внешнего и внутреннего мира в их сосуществовании и закономерной последовательности.

Научные и ненаучные знания Научное знание знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами, основанными на рациональности (от лат. ratio разум).

(В)НЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ не являются чьей-то выдумкой или фикцией производятся в определённых интеллектуальных сообществах, в соответствии с другими (отличными от рационалистических) нормами, эталонами, имеют собственные источники и средства познания.

(В)НЕНАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ ФормаОписание Обыденноевозникает в процессе повседневной практической деятельности людей Донаучноевыступает прототипом, предпосылочной базой научного Паранаучное(пара- от греч. - около, при) знания включает в себя учения или размышления о феноменах, объяснение которых не является убедительным с точки зрения критериев научности ЛженаучноеНе могут быть объединены парадигмой, не могут обладать систематичностью, универсальностью. Носят характер сенсации. Квазинаучноерасцветает в условиях жестко иерархированной науки, где строго проявлен идеологический режим (кибернетика в СССР) Антинаучноеутопичное и сознательно искажающее представления о действительности (панацея) Псевдонаучноеинтеллектуальная деятельность, спекулирующая на совокупности популярных теорий (йетти, уфология, астрология)

Критерии научного знания Системность Технологичность Интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации Наличие отработанного механизма для получения новых знаний Объективность Возможность интерсубъективной проверки Непротиворечивость Утверждения не противоречат одно другому и не противоречат истине

Структура науки Представляется в зависимости от оснований деления составляющих ее элементов. Как система: – из теории; – методологии, методики и техники исследований; – практики внедрения полученных результатов.

По элементам взаимодействия Объект (предмет) – то, что изучает конкретная наука, на что направлено научное познание. Субъект– конкретный исследователь, научный работник, специалист научной организации, организация; Научная деятельность субъектов, применяющих определённые приёмы, операции, методы для постижения объективной истины и обнаружения законов действительности.

Дифференциация и интеграция науки дифференциация - выделение новых научных дисциплин интеграции - синтез знания, объединения ряда наук, чаще всего, находящихся на «стыке»

Классификация наук В зависимости от сферы изучения – О природе – естественные – Об обществе – гуманитарные и социальные – О мышлении и познании – логика, гносеология и пр. Науки Естественные Биология Химия Медицина Геология Физика и др. Гуманитарные Экономика Юриспруденция Политология История Филология Философия и др. Технические и точные науки Математика Информатика, Информационные технологии, Химическая технология; и др.

Научное исследование Научная (научно-исследовательская) деятельность– это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научное исследование– это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов. – Его объектом являются материальная или идеальная системы, а предметом– структура системы, взаимодействие ее элементов, различные свойства, закономерности развития и т.д. ФЗ РФ «О науке и государственной научно-технической политике»

Классификация НИ ПризнакВиды Источник финансирования Бюджетные, хоздоговорные, нефинансируемые Целевое назначение Фундаментальные, прикладные, поисковые и разработки ПериодДолгосрочные, краткосрочные и экспресс- исследования МетодЭкспериментальное, методическое, описательное, экспериментально-аналитическое, историко-биографическое исследования и исследования смешанного типа

Уровни научного познания Теоретический Эмпирический

Теоретический уровень Характеризуется преобладанием логических методов познания. Полученные факты исследуются, обрабатываются с помощью логических понятий, умозаключений, законов и других форм мышления. Исследуемые объекты мысленно анализируются, обобщаются, постигаются их сущность, внутренние связи, законы развития. На этом уровне познание с помощью органов чувств(эмпирия) может присутствовать, но оно является подчинённым. Структурными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.

Проблема Форма научного знания Сложная теоретическая или практическая задача, способы решения которой неизвестны или известны не полностью. Развитые Неразвитые

Гипотеза Форма научного знания Требующее проверки и доказывания предположение о причине, которая вызывает определённое следствие, о структуре исследуемых объектов и характере внутренних и внешних связей структурных элементов Описательные Объяснительные Прогностические

Теория это логически организованное знание, концептуальная система знаний, которая адекватно и целостно отражает определённую область действительности – различают социальные, математические, физические, химические, психологические, этические и прочие теории

Структура теории 1) исходные основания (понятия, законы, аксиомы, принципы и т.д.); 2) идеализированный объект, т.е. теоретическую модель какой-то части действительности, существенных свойств и связей изучаемых явлений и предметов; 3) логику теории– совокупность определённых правил и способов доказывания; 4) философские установки и социальные ценности; 5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории.

Эмпирический уровень Характеризуется преобладанием чувственного познания (изучения внешнего мира посредством органов чувств) На этом уровне формы теоретического познания присутствуют, но имеют подчиненное значение Структуру эмпирического уровня исследования составляют факты, эмпирические обобщения и законы(зависимости).

Факт 1) объективное событие, результат, относящийся к объективной реальности (факт действительности) либо к сфере сознания и познания(факт сознания); 2) знание о каком-либо событии, явлении, достоверность которого доказана (истина); 3) предложение, фиксирующее знание, полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Эмпирическое обобщение и закон Обобщение - это система определённых научных фактов. Эмпирические законы отражают регулярность в явлениях, устойчивость в отношениях между наблюдаемыми явлениями. – Эти законы теоретическим знанием не являются. В отличие от теоретических законов, которые раскрывают существенные связи действительности, эмпирические законы отражают более поверхностный уровень зависимостей.