Рукописные книги Древней Руси (литературное чтение, 3класс, УМК«Школа России»)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Первобытная живопись Древние наскальные рисунки.
Advertisements

Рукописные книги Древней Руси (литературное чтение, 3класс, УМК«Школа России») Бойкова О. В., учитель начальных классов МОУ СОШ 1 г. Конаково Тверской.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: время рыцарей и замков СРЕДНЕВЕКОВЬЕ: время рыцарей и замков Средние Века – исторический период всемирной истории следующий после Античности.
Государственное образовательное учреждение Центр образования города Москвы 1481 ПРОЕКТ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ РУКОПИСНЫ Е КНИГИ Бовина Марина Викторовна, учитель.
РУКОПИСНАЯ КНИГА ДРЕВНЕЙ РУСИ Автор: Будаева Светлана Владимировна, учитель русского языка и литературы © МОУ СОШ 23, Рыбинск, 2007.
Литература Древней Руси Первые русские книги Гречух Наталья Ивановна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ 63», г.Омск.
Литература Древней Руси Первые русские книги. Содержание: O Что такое летопись O Начало летописания O Авторы первых книг O Содержание и оформление летописей.
Древняя Русь IX –XIII В IX в. были два основных центра образования Древнерусского государства – Новгород (столица словен, кривичей, чуди и веси) и Киев.
Возникновение древнерусской литературы. Древнерусская литература возникла в XI в. Основная причина, объясняющая ее возникновение, связана с созданием.
Работу выполнила: Ученица 5«б» класса Устинова Екатерина.
ПЛАН: 1. Этапы развития письменности. 2. Почему славянская азбука называется кириллицей? 3. Создание книжной сокровищницы.
Древний Киев При каком князе расцвел этот замечательный город? Ярослав Мудрый Что было сооружено по его приказу? Золотые ворота, Софийский собор.
Овчинников Иван 4 класс. Летопись (иногда называют летописец) это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовую, более или.
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей художественная школа г.о.Железнодорожный Канунникова Татьяна Александровна.
Иванова Жанна Викторовна Учитель начальных классов.
Повесть временных лет Выполнила: Гессель Т.И.. Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу… А.С. Пушкин. «Борис Годунов»
г. Пашкина С.И.. Книги в том виде, в каком мы их знаем, появились только в средние века. Папирус, свернутый в трубочки, заменял их. Листы.
ГОУ средняя школа 183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга усская укописная нига Работу выполнила ученица 8а.
XI – XVII вв.. Произведения древнерусской литературы представлены разными жанрами: летописи хождения поучения житии послания сочинения ораторского жанра.
Библиотечный урок Библиотекарь МОУСОШ 18 Веснинцева Н.Н. Мнится, писание – легкое дело – Пишут два перста, а болит всё тело. Старинная русская пословица.
Транксрипт:

Рукописные книги Древней Руси (литературное чтение, 3класс, УМК«Школа России»)

РУКОПИСНАЯ КНИГА – уникальная книга, в которой текст, иллюстрации и орнаментальное оформление воспроизведены от руки.

Рукописные книги многие века являлись объектом поклонения и восхищения, предметом роскоши и собирательства. Со временем большинство из них вошли в собрания знаменитых музеев и библиотек.

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине XI века. Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира. Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах. Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».

Монастыри служили основными центрами книгописания в средние века. В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина. За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк. Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов – переписчиков книг за работой.

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоёмким. Материалом для них служил пергамен (или пергамент) – кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Её очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.

Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже XIV-XV вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Приступая к работе, писец брал стопу пергаменных листов и тщательно линовал их с помощью шильца. Рукописи большого формата писали в два столбца. В каждом столбце по 18 строк. Так написано и Остромирово Евангелие.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали её в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.

Поскольку книга стоила дорого, её берегли. Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.

Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями. Такие металлические переплёты называют окладами.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку – небольшую орнаментальную композицию, часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Большая заставка Остромирова Евангелия.

Первую, заглавную букву в тексте – "инициал" – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят – "писать с красной строки".

Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Их называли «цветоносными», так как для рисунков русские мастера использовали многие цвета, а в Европе в основном только красный. Выполненные от руки иллюстрации (рисунки) называются миниатюрами от латинского слова «миния», которым древние римляне обозначали красную краску. Делали миниатюры особые мастера художники- миниатюристы.

В Остромировом Евангелии три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия). Евангелист Иоанн Евангелист Лука Евангелист Марк

Среди рукописных книг было много летописей. Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей. Каждая из них начинается словами: "в лето такое-то"... и сообщений о событиях, которые произошли в этом году. Сообщения бывают и короткими, и длинными, иногда они даже включают пространные повести о важных событиях. Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа: " В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже" (ничего не было).

Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались "подле стремени" своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах. Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.

«Повесть временных лет» Самое знаменитое из летописных сочинений (12 в.), описывающее в основном историю восточных славян (повествование начинается от Всемирного потопа), исторические и полулегендарные события, происходившие в Древней Руси. Повесть временных лет - труд нескольких монахов Киево-Печерской лавры, прежде всего Нестора (по-другому памятник называется Летопись Нестора).

«Реками, наполняющими Вселенную» назвал книги русский летописец XI века. Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон.

Поса́дник глава города, «посаженый» (назначенный) князем в землях, входивших в состав Древнерусского государства. Писе́ц (или пи́сарь) человек, который профессионально занимается переписыванием книг и документов от руки. Рукописная книга это книга, текст и иллюстрации к которой воспроизведены от руки, в отличие от печатной книги, воспроизведение которой осуществляется полиграфическим способом. Рукописная книга состоит из собственно книги носителя текста и защитно-предохраняющих элементов (футляр, переплёт). Монасты́рь религиозная община монахов или монахинь, имеющая единый устав, а также единый комплекс богослужебных, жилых, хозяйственных построек, ей принадлежащих. Мона́х член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пустынях, лаврах. Перга́мент (в работах по истории обычно пергамен) материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги). Также древняя рукопись на таком материале. Ле́топись погодово́й, более или менее подробный рассказ о событиях.

Спасибо за урок !