Лекция 4 Психологическая концепция сознания. СОЗНАНИЕ высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно- исторических условий формирования человека.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТЕМА 1: ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ» УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА И ЕЕ СТРУКТУРА 2. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ.
Advertisements

СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Психика Психика 1. Системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира. 2. Субъективное.
Развитие самосознания и «Я-концепция». Мир переживаний, чувств, эмоций - характеристики сознания. Воля как характеристика сознания. Рефлексивные процессы.
ЗОЖ и его составляющие ЗОЖ и его составляющие. Качество и стиль жизни Саморегуляция Самонаблюдение Самооценка Установка.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Познание Самопознание. В прошлый раз Социальное познание сам зачастую является членом познаваемого общества, имеет собственный интерес и переживания Субъект-человек.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология» Тема: «Психическая деятельность как синтез сознания и подсознательного» Выполнила студентка 2 курса.
Введение в психологию Проблемы, изучаемые психологией; предмет и объект психологии; основные этапы развития психологии; специфика психических явлений;
Деятельность - способ существования людей Деятельность - единственный путь к знаниям Б.Шоу.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Психология Лекция 2. Психика человека: сущность, структура, функции в жизнедеятельности человека.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Презентация на тему: «Самосознание.» Подготовила студентка 2 курса Группы 310 БУ Глазырина А.Ю.
Педагогический совет 7 ноября 2005 г.. Педагогическая поддержка Тактика «защиты» Тактика «содействия» Тактика «помощи» Тактика «взаимодействия»
Классический психоанализ. Психическое развитие есть процесс усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур.
Презентация по обществознанию по теме: Сознание
Транксрипт:

Лекция 4 Психологическая концепция сознания

СОЗНАНИЕ высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно- исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Коллективный труд и речь факторы возникновения сознания у человека.

Сознание 1 функция Отражение Первичный образ (ощущение и восприятие) Вторичный образ (представление, воображение, память) Третичный образ (отображение в форме понятий и существенных связей) 2 функция Отношение (отражение отношения) 3 функция Регуляция (воля - успешность, внимание - скорость) 4 функция Рефлексия (самоосознание - самоотражение, самоотношение, саморегуляция) 5 функция Социализация сознания (согласование с окр. людьми - социума)

Характеристики сознания 1.Со - знание - совокупность знаний об окружающем нас мире. 2.закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит«я» человека и его «не - я». 3.обеспечение целеполагающей деятельности человека. 4. наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях

Структура сознания Гностический элемент Целенаправленность - интенция - направленность в будущее, прогнозирующий характер Наличие отношений от эмоционального чувственного познания до моральных чувств и самооценки (альтруистические чувства - жертвование, праксические - отнош. к труду, социальные) Самосознание - выделение самого себя из мира объективной реальности и формирование системы самоопределений 1 этап. Овладение своим телом 2 этап. Овладение ходьбой 3 этап. Развитие речи

Структура сознания человека (по А.Н.Леонтьеву В.П.Зинченко) Бытийно-деятельностный слой биодинамическая ткань действия (мир производственной практической деятельности) и чувственная ткань образа (мир представлений, культурных символов). Рефлексивно-созерцательный слой значение (мир идей, научных знаний) и личностный смысл (мир переживаний, эмоций)

Формы самосознания форма Самопознание - Кто я, анализ особенностей взаимоотношений ступень самопознание Сравнение Я и другие (первичная социализация) ступень самопознание по направлению Я и Я (зависть, ревность) форма Самооценка - САМОСТЬ - суть самого себя, шкалы ценностей (обобщенные или дифференцированные) критерий Собственные действия критерий Мнения окружающих критерий Социальные ожидания форма -Самоконтроль и саморегуляция - осознание самого себя, система норм и правил социального взаимодействия,

Виды самооценки Адекватная (реальность) Неадекватная 1) заниженная самооценка (робость, замкнутость) - потенциал для развития 2) завышенная самооценка (самоуверенность, высокомерие, амбициозность)

Состояния сознания Сознание Подсознание (скрытые латентные знания) Бессознательное (не осознается, влияет на поведение, трудно переходит в сознание) Метод исследования бессознательного Анализ сновидений Метод свободных ассоциаций

Пионер изучения бессознательного 3. Фрейд

бессознательное – влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они оказались противоречащими социальным нормам

Неосознаваемые психические процессы класс Неосознаваемые механизмы группа Неосознаваемые автоматизмы 1 вид Первичные автоматизмы 2 вид Автоматизирование действий (письмо) группа Неосознаваемые установки /Узнадзе/ - готовность организма к совершению опр. действия или реализации в конкретном направлении 1 вид Моторная установка 2 вид Умственная установка 3 вид Перцептивная установка (ощущение) группа Неосознаваемые сопровождения сознательных действий 1 вид Непрерывные движения 2 вид Тонус мышц 3 вид Пантамимические и мимические изменения (позы, лицо) 4 вид Вегетативное проявление (дыхание)

Неосознаваемые психические процессы класс- неосознанные побудители сознательных действий Сновидение Ошибочные действия Невротические симптомы класс Надсознательные процессы продукт длительной сознательной деятельности, вне контроля сознания: Творческое мышление (индивидуальный стиль) Переживание значительных событий Кризисы чувств Личностные кризисы