Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Комсомольская СОШ 2»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Звук и буква У. Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У. Цели и задачи; познакомить детей с буквой У, учит соотносить звук с буквой и символом,
Advertisements

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Комсомольская СОШ 2»
Шутёмова Елена Витальевна учитель начальных классов МАОУ СОШ 1 г. Кунгур Пермский край Разработка урока литературного чтения на тему: Нравственные качества.
Русская народная сказка «Заяц-хваста». презентация к уроку литературного чтения для 2 класса УМК «Гармония» Фостенко И.Л.
1 скл. 2 скл.3 скл. 1 склонение 2 склонение 3 склонение Имена существительны е мужского и женского рода с окончаниями - а - я Имена существительны е.
Три склонения имен существительных 1 склонение2 склонение3 склонение Род мужской, женский Род средний, мужской Род женский - а, - я согласный, - - о,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 10» Склонение имён существительных. (тест по русскому языку для.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 151 города Челябинска Урок русского языка в 3 классе Предложение. Составление.
Презентация к уроку по русскому языку по теме: Обратный словарь на уроках русского языка в начальной школе
Тема урока: Части речи (повторение) Примерный конспект урока русского языка по учебнику Рамзаевой Т.Г. для учащихся 4 класса Выполнила: учитель начальных.
МБОУ «Атлашевская СОШ» Илларионова Раиса Николаевна.
Имя существительное. 3 класс. Хахалина Галина Анатольевна. Учитель начальных классов МОУ Чагодской средней Общеобразовательной.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 10 «Теремок» ВОСПИТАТЕЛЬ: Ганичева Марина Петровна г.
МБОУ «Отрадненская средняя общеобразовательная школа 2»
Рассказы, которые я прочитал на зимних каникулах и теперь хочу рассказать их вам!
Тема: «Род имён существительных» Урок русского языка в 3 классе МБОУ СОШ 58 г. Краснодара подготовила Приходько Екатерина Анатольевна.
Лес – наше богатство 1 Цель: -формирование ответственного отношения человека к природе; -прививать любовь к родному краю; Воспитать чувство ответственности.
Урок русского языка 2 класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа 35» Презентацию составила учитель начальных классов Пьянкова Наталья Владимировна.
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Голицынская средняя общеобразовательная школа 2 Проектная работа учащегося 1 «Б» класса Гранухина Алексея.
Пришла весна у лесы избушка роста ела. По просилась лиса к зайцу по жить.
Транксрипт:

Министерство образования и молодёжной политики Чувашской Республики Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Комсомольская СОШ 2»

РУССКИЙ ЯЗЫК. 3 КЛАСС. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Тема: Написание существительных с суффиксом – ищ -. Проблемная ситуация: - Слова-то одинаковые – с суффиксом – ищ-! Но одни слова оканчиваются на – а, а другие – на –е! Почему?

С каким значением в словах используется суффикс - ищ-? Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо приходилось к крестьянам на гумно ходить, овёс воровать. Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать: У меня не усы, а усищи, не лапы, а лáпищи, не зубы, а зýбищи я никого не боюсь. Зайцы и рассказали тётке вороне про эту хвáсту. Тётка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: Тётка ворона, я больше не буду хвастать! А как ты хвастал? А у меня не усы, а усищи, не лапы лáпищи, не зубы, а зýбищи. Вот она его маленько и потрепала: Более не хвастай! Раз сидела ворона на заборе, собаки её подхватили и давай мять, а заяц это увидел. «Как бы вороне помочь?» Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушёл. Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему: Вот ты молодец, не хвáста, а храбрец!

Создание проблемной ситуации. В каком числе стоят все слова? А давайте поставим их в единственное число. усищ (- а-, -е-) ? лапищ ( -а-, -е -) ? зубищ ( -а-, -е-) ?

Обратный словарь слова с суффиксом – ищ -. - рыбища - зубище - травища - медведище - головища - дождище - тетрадища - гвоздище - бородища - холодище - пылища - арбузище Проблема: -Слова-то одинаковые с суффиксом – ищ - ! Но одни слова оканчиваются на - а, а другие на - е! Почему?

Вывод: Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом – ищ- имеют окончания –а-. Слово с суффиксом – ищ - стоит в том же роде, что и слово, от основы которого оно образовано. Слова, образованные от основы мужского рода и среднего рода с суффиксом – ищ – имеют окончания – е-.

Шуточный текст Олега Григорьева «Былина». « Два приятеля Славочка и Боренька мирно беседуют. Один сидит на скамеечке, другой - на заборчике. В руках у каждого - тетрадочка и карандашик. Потом они ссорятся, и всё сразу меняется. Теперь они не Славочка и Боренька, а Славищ… и Борищ…. Заборчик теперь- заборищ…, а скамеечка- скамеищ... В руках у каждого - тетрадищ… и карандащ….»

Алгоритм написания окончаний е и а после суффикса – ищ -. 1шаг. Есть затруднение в написании окончания существительного после суффикса – ищ - ? 2 шаг. От основы какого слова образовано существительное? 3 шаг. Определи род. 4 шаг. Слова, образованные от основы мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- имеют окончание е. Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом –ищ- имеют окончание а.

Алгоритм написания окончаний е и а после суффикса – ищ Слова, образованные от основы мужского и среднего рода с суффиксом –ищ- имеют окончание е. Слова, образованные от основы женского рода с суффиксом –ищ- имеют окончание а. Есть затруднение в написании окончания существительного после суффикса – ищ - ? От основы какого слова образовано существительное? Определи род

Жило- было Чудищ… - Юное стращилищ…. Росту непомерного, Непомерной силищи. Жило припеваючи В огромной ямище У своих, у любящих Папищи и мамищи Кто из ребят лучше понял правило? Миша написал: папище и мамища. Маша написала: папища, мамища.

Ресурсы: 1. УМК «Перспективная начальная школа», учебник «Русский язык» М. Л. Каленчук, Н. А. Чуракова, Т. А. Байкова, 3 кл., ч.2, ч В обработке А. Толстого «Заяц- Хваста».