КорреспонденцияКорреспонденция Исследовательский проект ©Ермолаева И.В., Ершова Т.И., МОУ ССОШ, 2006г.
Цель. Изучение процессов, происходящих в обществе, на конкретных примерах отдельно взятых фрагментов жизни.
Задачи: 1.Умение анализировать ситуацию, выявлять причинно-следственную взаимосвязь событий, фактов. 2.Развитие исследовательских и аналитических способностей. 3.Формирование социально- активной личности.
Основополагающий вопрос «Что изучает журналист?»
Корреспонденция -истолкование, -выяснение причин события, -определение значимости события, ценности, -прогнозирование развития. аналитический жанр
Как журналисту проанализировать ситуацию? 1.Установить. 2.Выявить. 3.Выяснить. 4.Сформулировать раз. 5.Сформулировать два. 6.Выяснить.
Во-первых, установить, что она собой представляет, зафиксировать это представление в тексте.
Во-вторых, выявить основную общественную задачу, возникшую в данной ситуации, и дополнительные задачи.
В-третьих, выяснить основные причины возникновения данной ситуации и соответствующих задач, соотносящихся с ней.
В-четвертых, сформулировать главную проблему, с которой связано решение основной задачи.
В-пятых, сформулировать основные предпосылки решения главной проблемы, связанной с данной ситуацией, наметив пути создания этих предпосылок.
В-шестых, выяснить роль интересов основных участников ситуации в создании данных предпосылок для благоприятного развития ситуации и решения проблемы.
Любой аналитический текст состоит из факта и комментария Факт – сообщение о предмете интереса автора выступления: отдельное событие, явление, феномен, процесс или ситуация. Комментарий – оценка предмета отображения, его причинно- следственный анализ, прогноз развития или программа действий, которую, по мнению автора, следует осуществить.
Что использует журналист при создании материалов жанра корреспонденция: Нейтральные устойчивые словосочетания. Иностранные заимствования. Однородные эпитеты. Синонимические ряды. Идиоматические обороты. Метафоры и риторические вопросы. Научные термины.
«Архитектура» корреспонденции: Повествование о центральном событии Анализ и комментарии Описание последствий центрального события Но журналист может выстроить текст с учетом адекватного восприятия читателем его исследовательских находок. Он ставит перед собой задачу не описать, а объяснить. Тогда корреспонденция может быть выстроена по законам художественно-публицистического жанра.
Задание 5 провести исследовательскую работу – 1.Увидеть, услышать, записать интересное событие или мероприятие, недавно происходившее или происходящее в вашей школе, передать читателям с учетом мнений его участников (социологический опрос, интервью, репортаж). 2.Проанализировать факты. 3.Обобщить и сделать выводы. 4.Высказать своё мнение. Желаем удачи!
Результат: мастерство журналиста умение отбирать факты отделять главное от второстепенного умение анализировать факты и явления повседневной жизни обобщать делать выводы предлагать свое решение проблемы