Присяжная Е.А. - учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия» имени С.В. Ковалевской г. Великие Луки.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектная деятельность. Проектную технологию, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века, поскольку она позволяет сформировать у учащихся самостоятельность.
Advertisements

Проектная технология Гергенрейдер Т.В. Учитель истории МОУ «СОШ 15 г. Новоалтайска»
В преподавании литературы Автор программы: Самарская Е.Н.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Проектная и исследовательская деятельность учащихся в средней школе.
Метод проектов на уроке обществознания Государственное областное образовательное учреждение Начального профессионального образования Профессиональное училище.
1 Метод проектов В образовательном процессе. 2 «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как смогу это применить»
Технологии развития универсальных учебных действий.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
Работа в методических проектах как эффективная форма повышения педагогического мастерства Разработчик: заместитель директора по УВР МОУ «СОШ 36» Ганебная.
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
МОУ ООШ 16 г. Киселёвска Интерактивное обучение в начальной школе.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Интерактивные методы обучения. «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
УЧЕБНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КУРСЕ ОРКСЭ. Типы проектов - теоретический - исследовательский - творческий - игровой - приключенческий - практико - ориентированный.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Составитель: Силиванова Н.П., Составитель: Силиванова Н.П., Учитель английского языка МБОУ СОШ 32 г. Белово.
Транксрипт:

Присяжная Е.А. - учитель истории и обществознания МОУ «Гимназия» имени С.В. Ковалевской г. Великие Луки

При безусловных достоинствах других развивающих методов, особое место занимают интерактивные методы обучения, в основе которых лежит совместная познавательная деятельность учителя и школьников На разных этапах человеческого общества, даже в разных этнических сообществах, социальных группах эту проблему периодически актуализировали, пытались решить и решали по-разному 2 Обучение и развитие относится к вечным педагогическим проблемам

Необходимо сформировать умение учить самого себя, которое не приходит к учащемуся без помощи учителя. Сотрудничество учителя и учащегося предполагает знание, умение педагога о дозировке самостоятельности, предоставляемой школьнику, которая в конечном итоге ведет к автономизации его познавательной деятельности, как основы личностного становления. Цели и задачи обучения школьников истории сегодня невозможно достичь без созданий условий для самостоятельного присвоения, приобретения ими знаний. 3

В процессе обучения истории наиболее качественное восприятие и усвоение учебного материала происходит в результате межличностного познавательного общения и взаимодействия всех субъектов. Методы группового взаимодействия принято называть интерактивными В их основе лежит процесс игрового взаимодействия, или механизм интеракции (в переводе с английского означает "взаимодействие, воздействие") 4 Интерактивные формы и методы обучения истории - ключ к формированию творческой личности

5 Под интеракцией понимается непосредственная межличностная коммуникация. Наиболее важной особенностью интеракции является способность человека принимать и понимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнер по общению или группа и в соответствии с этим планировать свои действия

Под интерактивными методами понимается система правил взаимодействия учителя и учащихся в форме учебных игр и ситуаций, обеспечивающая педагогически эффективное познавательное общение 6 Содержанием интерактивного взаимодействия учителя и учащихся в образовательном процессе в условиях школы является программный учебный материал

Целью интерактивного обучения для современной школы является общее развитие школьников, предоставление каждому из них оптимальных возможностей в личностном становлении, в расширении возможностей самоопределения и самореализации. При этом общее развитие школьника включает развитие личностных новообразований в его потребностной, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферах 7

Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Результатом такого общения является создание дидактических условий для переживания учащимися ситуации успеха в процессе учебной деятельности и взаимообогащения их мотивационной, интеллектуальной и других сфер. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Предполагается, что сотрудничество, взаимодействие, активность учителя и учащихся за сравнительно короткий промежуток времени обеспечивает формирование и развитие оперативных общеучебных умений, определяющих успешность той или иной деятельности школьника. Иначе говоря, интерактивное обучение более эффективно, результативно, чем обучение в этом направлении каждого школьника в отдельности. Негативные личностные приобретения школьника можно поправить, изменить в процессе интерактивного обучения. 8

9 К интерактивным методам относят: мозговой штурм, мозговой штурм, обыгрывание ролей, обыгрывание ролей, учебные деловые игры, учебные деловые игры, игровое проектирование, игровое проектирование, анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие. анализ конкретных проблемных (или других) ситуаций и другие.

знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются,анализируются и корректируются представления и т.п. знания, в том числе и собственное мнение по тому или иному событию, явлению, активная жизненная позиция, творческие способности; развивается речь, чувство ответственности за общее дело, систематизируются,анализируются и корректируются представления и т.п. Систематическое применение учителем интерактивных методов на уроках истории создает благоприятные условия для формирования у школьников учебной деятельности и реализующих ее общеучебных умений В процессе интерактивного общения в парах, группах, между группами у учащихся формируются 10

соответствие логике учебного процесса МЕТОДЫ соответствие целям и задачам обучения и развития школьников соответствие дидактическим целям урока соответствие содержанию темы урока соответствие возрастным, интеллектуальным возможностям школьников и уровню их обученности и воспитанности, особенностям класса в целом соответствие временным рамкам обучения соответствие профессионализму и опыту конкретного учителя соответствие способу руководства учебной деятельностью Для реализации данных критериев необходим серьезный анализ содержания учебного материала и выявление на основе этого его доступности для усвоения школьниками 11 Критерии отбора методов обучения:

Стиль проведения интерактивных занятий доверия, доброжелательности, партнерства, взаимопонимания, взаимовыручки и поддержки, терпимости, учета и уважения интересов, возможностей друг друга Авторитарность, менторство в данном случае станут преградой на пути налаживания взаимопонимания и нацеленности на общий результат обучения Поскольку совместная деятельность одно из условий формирования демократического, гражданского обществ, то проектирование отношений между учителем и учащимися должны основываться на принципах 12

гуманная педагогическая позиция ценностное отношение к учащемуся, творчеству создание культурно-информационной и предметно-развивающей среды владение методикой и основами образовательной технологии нацеленно развивать индивидуальность учащегося Основой деятельности учителя в условиях интерактивного обучения является личностно-ориентированный подход Основные требования его соблюдения: 13

В процессе организации, управления и контроля за развитием интерактивного общения между школьниками учитель преимущественно использует косвенные приемы педагогической деятельности, предоставляя учащимся самостоятельность в выборе средств достижения цели адекватных учебных действий партнеров 14

это деятельность одного ученика или группы, в которой они самостоятельны и активны на протяжении всего цикла: сами придумывают и планируют работу, находят необходимые ресурсы, обычно из других учебных областей, выполняют поставленные задачи и облекают результат работы в явную и значимую форму, которая может быть представлена. ПРОЕКТ -

Проектная деятельность всегда направлена на решение конкретной проблемы, использование для этого различных методов и средств, интегрирование знаний и умений учащихся из разных предметных областей Основой проектирования является развитие интеллектуальных умений и навыков, реализующих учебную и познавательную деятельность учащихся Проект всегда предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени 16 В процессе проектной деятельности у учащихся формируется: умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление В процессе проектной деятельности у учащихся формируется: умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление ИГРОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Проектную технологию, как и некоторые другие относят к технологиям XXI века, поскольку она позволяет сформировать у учащихся самостоятельность в принятии решений в новых условиях, адаптироваться к этим новым условиям, развивает основы коммуникативной деятельности Способность организовать результативную проектную деятельность учащихся можно рассматривать как показатель высокого мастерства и профессионализма учителя, прогрессивной методики и технологии обучения и развития школьников Проектная деятельность также во многом пересекается с дифференцированным, групповым подходами к обучению 17

В творческих проектах, где более сложно оценить деятельность учащихся, оценка также необходима, как промежуточная, так и итоговая более приемлема бальная шкала оценивания достижений учащихся в игровых проектах, носящих соревновательный характер Это в полной мере относится к информационным и практико-ориентированным проектам оценка не обязательно должна соответствовать принятой шкале, она может быть словесной или по бальной шкале обязательность этапов работы и четкая организация деятельности с пошаговой оценкой на каждом из этапов в исследовательском проекте Для современной школы наиболее характерны исследовательские, творческие, игровые, практико-ориентированные, информационные проекты Проекты могут быть краткосрочными (1-2 урока в рамках одного предмета или двух). Проекты средней и длительной протяженности по преимуществу междисцип- линарные, направленные на решение значительной, либо комплекса проблем 18

открыто участвовать в работе, ненавязчиво направляя и организуя работу всех участников (помочь организовать встречу, посещение редакции и т.п.) косвенно организуя, управляя и корректируя деятельность своих подопечных, учитель также считается участником проекта, о чем должны непосредственно знать учащиеся 19 В процессе проектов учитель может

Творческие основываются на методах, способствующих реализации творческих способностей учащихся. В отличие от исследова- тельского проекта здесь не обязательна строгая структура. Проект выстраивается в логике представлений и интересов участников (экспедиция, журнал, газета, передача по радио, видеофильм и т.п.) Исследовательские, основанные на исследовательском методе, предполагающем четкость структуры, прозрачность целей, актуальность и социальную значимость, экспериментальную часть В игровых проектах структура может изменяться до окончании проекта (но не в технологии), участники берут на себя конкретные роли в соответствии с идеей и планом проекта. Результаты проекта могут либо планироваться в начале, либо проявляться к его завершению, поскольку представление о роли, взаимоотношениях персонажей могут меняться у участников. Данный вид проекта предполагает высокий уровень развития творчества, артистизма и воображения Информационный проект основывается на методе сбора информации о каком- либо объекте, анализ и обобщение фактов, явлений и процессов с целью донесения ее до аудитории. Безусловно, в данном случае важна четкость структуры 20 Проекты классифицируются по преобладающему методу

2.Проект следует сделать значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся 5. Проект рекламируется в рамках класса, параллели, школы с целью повышения мотивации участия в его реализации, осознания его общественной значимости 1. Проект разрабатывается по инициативе учащихся, но тема может быть предложена учителем. Тема для всего класса может быть одна, но пути ее реализации в каждой группе будут разные. Возможно также одновременное выполнение учащимися в классе разных проектов 3. Проект педагогически значим, т.е. учащиеся в процессе его осуществления приобретают новые знания, строят новые отношения, овладевают общеучебными умениями. Проект реалистичен, имеет определенную практическую значимость, сориентирован на возможности учащихся. Предполагает широкое разнообразие тем 4. Проект заранее спланирован, сконструирован совместными усилиями учителя и учащихся, в то же время, по мере его развертывания допускается гибкость и изменения 21 Требования к организации проекта

Представление и защита проекта в классе, на конференции, внутришкольной параллели и т.д. Сопоставление первоначальных целей и результатов проектирования. Подведение итогов, итоговая оценка работы. Расформирование команды. Обсуждение результатов проекта (какие познавательные и нравственные находки были сделаны) 4.Заверш ение проекта Интегрирование и аккумулирование всей информации с учетом темы, цели. Подготовка наглядно-графического материала, разработка аудио- видео ряда проекта. Контроль, оценка и коррекция промежуточных результатов, соотнесение их с целью, руководство, координация работы учащихся 3.Этап реализац ии проекта Выбор исполнителя (одного или нескольких - формирование команды), распределение обязанностей, планирование работы, разработка примерного содержания этапов, определение учителем форм и методов управления и контроля, коррекция со стороны педагога 2.Этап разработ ки Разработка основных идей, констатация изученности темы, прогнозирование рамок исследуемой темы, обоснование ее актуальности, предположение о результатах и путях достижения цели (гипотеза) 1.Исходн ый Этапы проектирования: 22

Критерии защиты проекта 1. Качество презентации: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, убедительность. 2. Объём и глубина знаний по теме, эрудиция, межпредметные связи. 3. Культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, умение удерживать внимание аудитории. 4. Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убеждённость, дружелюбие. 5. Деловые и волевые качества группы: ответственность решений, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, доброжелательность, контактность.

Крупный теоретик этого метода Е.С. Полат так формулирует основной тезис современного понимания проектной технологии: «Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, где и как я могу эти знания применить».

Проектная технология позволяет ученику приобрести самостоятельность в познании и помогает его адаптации к жизни в стремительно меняющемся обществе

Метод проектирования используется мною На уроках обществознания и истории Во внеурочной деятельности На семинарах по правам человека в Центре гражданского образования

1.Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Н.И. Шевченко Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова, Е.С. Королькова Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе.- М.: Изд. Дом «Новый учебник», Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М., Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе, М., Алексеев Н.И. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики. Тюмень, Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. Рига, Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», Н.И. Шевченко Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», В.А. Вакуленко, И.Е. Уколова, Е.С. Королькова Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в школе.- М.: Изд. Дом «Новый учебник», Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. М., Шевченко Н.И. Технологии обучения истории в старшей школе, М.,

27