О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МГИМО (У) А.Ю. Мельвиль 12.10.2004 © А.Ю. Мельвиль, 2004.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
XI ИННОВАЦИОННЫЙ ФОРУМ Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Хлунов Александр Витальевич октябрь 2008 года, Томск Значение образования.
Advertisements

В.М. Кошелев Роль международных проектов в развитии системы аграрного образования России.
«Организация маркетинга в образовательном учреждении» Полякова Жанна Борисовна Выпускная квалификационная работа по программе профессиональной переподготовки.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В.М. Жураковский, РАО Е.Н. Соболева, НФПК.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ Финансовый Университет при Правительстве РФ.
КОМИТЕТ МТПП ПО ВОПРОСАМ ОБРАЗОВАНИЯ Подкомитет по рейтинговому мониторингу конкурентной среды в сфере услуг образования ВАТОЛКИНА Антонина Михайловна.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Подготовка инновационных кадров в НГГУ для дошкольных учреждений к.психол.наук, доцент, член-корреспондент Балтийской педагогической академии, декан факультета.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
29 сентября 2010 г. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТФОРМЫ как инструмент содействия инновационному развитию российской экономики.
Миссия кафедры мировой экономики Белгородского государственного университета Разработчик – д.г.н., профессор кафедры мировой экономики БелГУ Московкин.
Международная деятельность университета: итоги и перспективы развития ОСАДЧАЯ Татьяна Геннадьевна проректор по международным связям и работе с иностранными.
При подготовке презентации были использованы материалы Минобрнауки России, Минэкономразвития России, Л. М. Огородовой, проректора Сибирского государственного.
Инструменты академического развития НИУ ВШЭ М.М. Юдкевич.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
Транксрипт:

О ПЕРСПЕКТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МГИМО (У) А.Ю. Мельвиль © А.Ю. Мельвиль, 2004

1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ 1.Единое научное и образовательное пространство 2.Современный «исследовательский университет» 3.Новая конкурентная среда 4.Проектный принцип 5.Междисциплинарность и многодисциплинарность 6.Новые информационные технологии © А.Ю. Мельвиль, 2004

1.1. Единое научное и образовательное пространство Транспарентность академических процессов и их результатовТранспарентность академических процессов и их результатов Россия в Болонском процессеРоссия в Болонском процессе Международная стандартизация оценок и критериев качестваМеждународная стандартизация оценок и критериев качества Российские и международные индексы публикаций и цитируемостиРоссийские и международные индексы публикаций и цитируемости © А.Ю. Мельвиль, 2004

1.2. Современный «исследовательский университет» «Research University» в Болонской системе«Research University» в Болонской системе Роль университетов в преодолении кризисных явлений в организации и обеспечении научных исследований в РФРоль университетов в преодолении кризисных явлений в организации и обеспечении научных исследований в РФ От научных исследований к образовательным программамОт научных исследований к образовательным программам Международная среда научных исследований и образовательных программМеждународная среда научных исследований и образовательных программ © А.Ю. Мельвиль, 2004

1.3. Новая конкурентная среда «Полезное знание»«Полезное знание» Рынок научных и образовательных услугРынок научных и образовательных услуг Конкурентная среда внутри и вовне университетовКонкурентная среда внутри и вовне университетов «Самозатачивающаяся» система постоянного профессионального роста«Самозатачивающаяся» система постоянного профессионального роста «Университет, Inc.»«Университет, Inc.» Внутренний и внешний «интеллектуальный аудит» («peer review»)Внутренний и внешний «интеллектуальный аудит» («peer review») Конкурсное распределение ресурсовКонкурсное распределение ресурсов «Академическое предпринимательство»«Академическое предпринимательство» © А.Ю. Мельвиль, 2004

1.4. Проектный принцип «Точки роста» в академической среде«Точки роста» в академической среде Выявление инновационных и перспективных направлений научных исследованийВыявление инновационных и перспективных направлений научных исследований Мобильность академических кадров («Университет без стен»)Мобильность академических кадров («Университет без стен») Динамизм комплексных научно-образовательных проектовДинамизм комплексных научно-образовательных проектов © А.Ю. Мельвиль, 2004

1.5. Междисциплинарность и многодисциплинарность Расширение и диффузия предметных областейРасширение и диффузия предметных областей Размывание дисциплинарной «автаркии»Размывание дисциплинарной «автаркии» Междисциплинарность в академических «точках роста»Междисциплинарность в академических «точках роста» Многодисциплинарность проектного принципаМногодисциплинарность проектного принципа © А.Ю. Мельвиль, 2004

1.6. Новые информационные технологии Новая информационная средаНовая информационная среда Новые «базы данных»Новые «базы данных» Новые методологии и методы исследованийНовые методологии и методы исследований Новые IT в науке и образованииНовые IT в науке и образовании Дистантное образование и «непрерывное образование»Дистантное образование и «непрерывное образование» © А.Ю. Мельвиль, 2004

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МГИМО (У) 1.Опора на традиции научных школ 2.Фундаментальность и прикладной характер научных исследований 3.Преемственность академических традиций и поколений и новые исследовательские парадигмы 4.Интеграция в международную научно-образовательную среду 5.Инновационное развитие интеллектуального потенциала («точки роста») 6.Внедрение новой проблематики и новых методологий/методик 7.Развитие горизонтальных и вертикальных связей 8.Консолидация профессиональных сообществ 9.Диверсификация организационных форм (кафедральные исследования, НКСМИ, проектный подход, международные проекты и др.) © А.Ю. Мельвиль, 2004

3. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В МГИМО (У) 1.«Основные направления научно-исследовательской деятельности МГИМО (У) МИД России» (2003 г.) 2.Научные школы («МГИМО-Университет. Традиции и современность, )» 3.Общеинститутский проект «Научные школы МГИМО: состояние и перспективы развития» 4.Проект нового рубрикатора направлений научных исследований МГИМО (У) © А.Ю. Мельвиль, 2004

3.1. «Основные направления научно-исследовательской деятельности МГИМО (У) МИД России» (2003 г.) 8 основных блоков, 27 направлений, 291 проблема Международные отношенияМеждународные отношения Мировая экономика и международные экономические отношенияМировая экономика и международные экономические отношения Правовые аспекты международных и международных экономических отношений. Политические и правовые системы зарубежных странПравовые аспекты международных и международных экономических отношений. Политические и правовые системы зарубежных стран Политология, социологияПолитология, социология Международная журналистикаМеждународная журналистика Связи с общественностьюСвязи с общественностью ФилологияФилология Государственное управлениеГосударственное управление © А.Ю. Мельвиль, 2004

Однако: Нестрогие дисциплинарные критерииНестрогие дисциплинарные критерии Повторы и дублирование направлений и проблемПовторы и дублирование направлений и проблем Внутренние противоречияВнутренние противоречия Отсутствие некоторых важных и реальных направлений исследованийОтсутствие некоторых важных и реальных направлений исследований Проблемные «лакуны»Проблемные «лакуны» © А.Ю. Мельвиль, 2004

3.2. Научные школы («МГИМО-Университет. Традиции и современность, )» Определения и критерии научной школы: система развития и приумножения знаний в отдельной научной областисистема развития и приумножения знаний в отдельной научной области единство методологических посылок и теоретических установокединство методологических посылок и теоретических установок лидерство в конкретной дисциплинарной областилидерство в конкретной дисциплинарной области формирование институциональных рамок в определенной области знанияформирование институциональных рамок в определенной области знания признание в научном сообществепризнание в научном сообществе воспроизводство научного сообществавоспроизводство научного сообщества © А.Ю. Мельвиль, 2004

Научные школы МГИМО (У): Международные отношенияМеждународные отношения Исследования дипломатииИсследования дипломатии АмериканистикаАмериканистика Страноведение ЕвропыСтрановедение Европы Иберо-американистикаИберо-американистика ВостоковедениеВостоковедение Правовые школыПравовые школы Философско-социологическая школаФилософско-социологическая школа Политологическая школаПолитологическая школа Экономическая школаЭкономическая школа Школа менеджмента и маркетингаШкола менеджмента и маркетинга Школы преподавания иностранных языковШколы преподавания иностранных языков © А.Ю. Мельвиль, 2004

3.3. Общеинститутский проект «Научные школы МГИМО: состояние и перспективы развития» © А.Ю. Мельвиль, 2004 (апрель-октябрь 2004 г.) Участники: Алексеева Т.А., Буторина О.В., Воскресенский А.Д., Гладков Г.И., Зонова Т.В., Ильин М.В., Кравечнко С.А., Лебедева М.М., Ливенцев Н.Н., Мельвиль А.Ю., Наринский М.М., Ноздрева Р.Б., Печатнов В.О., Толстопятенко Г.П., Шестопал А.В. Участники: Алексеева Т.А., Буторина О.В., Воскресенский А.Д., Гладков Г.И., Зонова Т.В., Ильин М.В., Кравечнко С.А., Лебедева М.М., Ливенцев Н.Н., Мельвиль А.Ю., Наринский М.М., Ноздрева Р.Б., Печатнов В.О., Толстопятенко Г.П., Шестопал А.В. Задачи: Задачи: Каких научных результатов не удалось достичь?Каких научных результатов не удалось достичь? Какие научные проблемы не были поставлены?Какие научные проблемы не были поставлены? Каковы наиболее перспективные направления научных исследований в МГИМО (У)?Каковы наиболее перспективные направления научных исследований в МГИМО (У)?

3.4. Проект нового рубрикатора направлений научных исследований МГИМО (У) © А.Ю. Мельвиль, 2004 Разработчики: Разработчики: Афонцев С.А., Барабанов О.Н., Мельвиль А.Ю., Песков Д.Н. (при участии С.С. Судакова и А.Л. Борисенко) Афонцев С.А., Барабанов О.Н., Мельвиль А.Ю., Песков Д.Н. (при участии С.С. Судакова и А.Л. Борисенко)

4. НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВЫВОДЫ 1.Определение системы научных приоритетов 2.Выявление «точек роста» 3.Экспертиза и сертификация 4.Кадровый аудит 5.Мониторинг профессионального роста 6.Конкурсное распределение ресурсов © А.Ю. Мельвиль, 2004