Международный образовательный форум «Мир на пути к smart обществу» (9-10 октября 2012, Москва) +7 (800) 333 03 88 www.eoi.ru www.еаои.рф Валерий БОЧКОВ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРИНЦИПЫ ВНУТРИКОЛЛЕДЖНОГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СМК Тубер И.И., директор ЮУрГТК, к.п.н., заслуженный учитель РФ.
Advertisements

Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
Егоров Н.Е. «ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ СЕВЕРА» ФГНУ «Институт региональной экономики Севера», Якутск, Республика.
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
О системе менеджмента качества таможенного контроля на основе международных стандартов ИСО серии 9000 Пр оректор по научной работе Российской таможенной.
Тренинг 1: Задачи и цели аккредитации Международный Департамент 9 декабря 2011 г.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ТРАНСГРАНИЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ Тихомирова Н.В., Жук А.И., Мальченко С.Н., Бригадин.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Модель конкурсов на премии за качество как важный фактор перспективного развития систем менеджмента качества организаций Ю.Г. Сафина, руководитель Службы.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
2015 г. П 11. Перечня поручений Президента РФ от 17 июля 2012 г «При выработке единых принципов оценки профессиональной подготовки рабочих кадров.
М.Ю.Махотаева, директор департамента международной деятельности и межвузовского сотрудничества ПсковГУ Интернационализация образовательной и научной деятельности.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Реализация государственной политики в сфере обеспечения информационной безопасности.
Кадры для инновационной экономики: проблемы, направления их решения Кадры для инновационной экономики: проблемы, направления их решения Институт экономики.
Система оценки качества образования в современной школе: подходы, модели, технологии Сергеева Т.Ф., начальник отдела научно- методического обеспечения.
Отдел инновационного сотрудничества и научно-технических программ.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Транксрипт:

Международный образовательный форум «Мир на пути к smart обществу» (9-10 октября 2012, Москва) +7 (800) Валерий БОЧКОВ, профессор, д.э.н., заслуженный деятель науки и образования, аккредитованный эксперт Рособрнадзора по государственному контролю качества образования, сертифицированный аудитор Moody Int. по системам качества ISO и , лауреат почетного звания «Российский лидер качества», первый проректор, проректор по учебной работе АНО ВПО «Евразийский открытый институт». Сергей ИСАЕВ, ректор АНО ВПО «Евразийский открытый институт», лауреат почетного звания «Российский лидер качества». Михаил КОРОЛЕВ, к.ф.-м.н., профессор каф. Менеджмента, зам. заведующего базовой кафедрой «Информационные системы управления качеством» ЕАОИ при ВОК, зам. первого проректора ЕАОИ по инновационным образовательным проектам, генеральный директор АНО «Сертификационное Агентство Качества Электронного Обучения», эксперт отраслевого Конкурса Рособрнадзора. РОССИЯ – ВТО – ЕврАзЭС: ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРИЗНАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ – ПРОБЛЕМЫ, РЕШЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ НЕЗАВИСИМОЙ ОБЩЕСТВЕННО- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ

Глобализация экономики сегодня предопределила такие процессы, как глобализация политики, появление наднациональных политических, финансовых организаций, инвестиционных фондов, межнациональных проектов и межгосударственных соглашений,.. Глобализация объективно проявляется в образовательной политике. Эти тенденции обусловлены, прежде всего, динамичным развитием международного рынка образования. … Образование сегодня всё в большей степени интегрируется с международной политикой правительств и крупного бизнеса.

Процессы глобализации затрагивают и сферу образования, в которой действует целый ряд таких авторитетных международных органов как ЮНЕСКО, Международный союз транснационального образования, Международная сеть органов обеспечения качества в высшем образовании, Международная ассоциация образовательных оценок, Ассоциация европейских университетов, Ассоциация университетов дистанционного обучения (EADTU), Международный совет по открытому и дистанционному образованию (ICDE) и др., которые реально участвуют в выработке и формулировании межгосударственной и национальной политики государств-участников.

Причины интернационализации и глобализации высшего образования экономические политические академические информационные культурные и идеологические

Россия- мировая держава, которая, в силу своего геостратегического положения является связующим звеном между странами Западной Европы и государствами азиатско-тихоокеанского региона. Таким образом, евразийство мы рассматриваем как экономическую стратегию, объединяющую ресурсы государств всего евразийского пространства.

Основы развития евразийского региона Единое экономическое пространство Единое информационное пространство Единое образовательное пространство Демократизация Восприятие опыта и практик ведущих стран с развитыми экономиками

Евразийская ассоциация университетов Создана в 1989 году по инициативе МГУ им. М.В. Ломоносова как Ассоциация университетов СССР при поддержке двадцати крупнейшими университетами Советского Союза. В 1992 году - преобразована в Евразийскую ассоциацию университетов. Сегодня Евразийская ассоциация университетов (ЕАУ) – авторитетная и влиятельная международная организация университетов. В её состав входят национальные университеты всех стран СНГ, ведущие региональные университеты и высшие учебные заведения стран Евразийского пространства. Евразийская ассоциация университетов объединяет 111 университетов Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Казахстана, Кыргызстана, Латвии, Молдовы, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины.

СНГ: соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Намерения государств, подписавших документ: создать механизм координации интеграционных процессов в области образования подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; определить финансово-экономические параметры и механизм реализации совместных проектов в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; обеспечить в соответствии с национальным законодательством свободный доступ к учебной и научно-технической информации; разработать необходимую правовую базу по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований и механизма взаимного признания эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий.

ЕврАзийский Экономический Союз: Совет по образованию при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС Совет по вопросам, отнесенным к его компетенции, осуществляет следующие функции: а) принимает меры по реализации решений органов Сообщества и международных договоров, заключенных в рамках ЕврАзЭС в области образования; б) рассматривает вопросы расширения и углубления сотрудничества Сторон в сфере образования и вносит в установленном порядке предложения в Интеграционный Комитет; в) координирует сотрудничество Сторон при разработке и реализации межгосударственных проектов, программ и других совместных мероприятий в сфере образования; г) по поручению Интеграционного Комитета взаимодействует с аналогичными органами других международных организаций; д) осуществляет иные функции в пределах своей компетенции.

ЕврАзЭС 11 декабря 2009 года. Соглашение о сотрудничестве членов ЕврАзЭC в области образования принято Решением Межгоссовета (на уровне глав правительств). Его реализация будет способствовать поэтапной гармонизации законодательств государств Сообщества в сфере образования, содействовать расширению и углублению сотрудничества органов управления образованием государств ЕврАзЭС, что послужит росту образовательного потенциала населения Сообщества и ускорению экономического развития стран ЕврАзЭС. 21 мая 2010 года. Соглашение о сотрудничестве государств- членов ЕврАзЭC в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций /учреждений (образовательных программ), принято Решением Межгоссовета (на уровне глав правительств).

1. Транснациональное образование и новые образовательные технологии. Международное транснациональное образование, отражая тенденции развития глобального рынка с ярко выраженным экстерриториальным спросом на инвестиции и квалифицированные трудовые ресурсы, объективно предполагает появление международного документа на соответствие квалификаций, что неизбежно обесценивает любой университет как изначально созданный культурно–исторический, национально и государственно–ориентированный проект.. При этом информационные и телекоммуникационные технологии (Интернет- технологии, электронное и smart-обучение) лишь повышают возможности для получения транснационального образования

1. Транснациональное образование и новые образовательные технологии. Электронные средства информации и бурно развивающиеся технологии электронного обучения и smart-образования, современные облачные веб-технологии лишь ускоряют этот процесс «промышленный капитал – трудовые ресурсы – постиндустриальное производство – образование – университет – человеческий потенциал – интеллектуальный капитал – каталитический капитал – общество знания – smart-общество». Драматично развивается процесс глобализации ведущих национальных университетов. По законам экономической глобализации они неизбежно превращаются в учебные заведения с глобальной ориентацией на мировой образовательный рынок. Электронные средства информации и бурно развивающиеся технологии электронного обучения и smart-образования, современные облачные веб-технологии лишь ускоряют этот процесс. Это превращение связано с той же цепочкой причинно- следственных связей в интернационализации общественного производства : «промышленный капитал – трудовые ресурсы – постиндустриальное производство – образование – университет – человеческий потенциал – интеллектуальный капитал – каталитический капитал – общество знания – smart-общество». Тенденцией, противоположной транснациональному образованию, является протекционизм – государственное регулирование иностранных инвестиций, включая движение интеллектуального капитала, в сферу образования в форме политических преград для деятельности зарубежных университетов.

1. Транснациональное образование и новые образовательные технологии. Важнейшими конкурентными преимуществами становятся такие аспекты деятельности вуза как: «международная образовательная программа», «глобальный учебный план», «экстерриториальный профессорско- преподавательский состав», «виртуальная или распределенная кафедра», «международный образовательный стандарт», «распределенное образовательное учреждение», «международная аттестация и общественно- профессиональная аккредитация», «международная сертификация», «международная мобильность студентов и преподавателей», «международный язык преподавания» и др.. Усиление конкуренции на внутреннем и международном рынках образования, ужесточение требований со стороны потребителей к качеству образования, вхождение России в европейское образовательное пространство (Болонский процесс), требует унификации процессов и гарантии качества результатов освоения ОП, стимулируют вузы к широкому применению современных моделей и методов управления в сочетании с международной аккредитацией отдельных ОП, школ в статусе обособленных структурных подразделений и институтов (академий) и университетов в целом.

2. Модели организационного совершенства. как инструмент и способ реализации. системы эффективного менеджмента в образовательных учреждениях Эффективный инструмент построения системы менеджмента организаций - модели организационного совершенства, лежащие в основе международных, национальных и региональных конкурсах и премий по качеству. Применение этих моделей обеспечивает повышение конкурентоспособности учреждений образования, ориентируя их на обеспечение гарантий качества подготовки выпускников для всех заинтересованных сторон. Участие и победа в этих конкурсах (премиях), рассматривается (профессиональной) академической общественностью и бизнес - сообществом как свидетельство высокого уровня менеджмента, применения в своей деятельности международных стандартов семейства ИСО 9000 и лучших образовательных практик.

Модели организационного совершенства Наиболее известной и широко применяемой в Европейском Союзе является Модель совершенства Европейского фонда менеджмента качества (EFQM), а в отечественной промышленности и в сфере образования нашли применение также такие модели, как: Модель Премии Правительства РФ в области качества (1996) и Модель Конкурса Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования» (1999 г.)

Образовательные учреждения большинства европейских стран практически с первых лет применения Модели совершенства принимали активное участие в деятельности EFQM. Они занимают заметную долю среди дипломантов и лауреатов Европейской премии по качеству. Модель совершенства EFQM универсальна и применима к организациям и предприятиям различных отраслей, размеров, форм собственности. Привлекательность Модели совершенства для образовательной сферы обусловлена рядом причин: не предписывающим характером модели (организация вправе критерии модели наполнять важными для своей деятельности подходами и показателями), максимальным вовлечением персонала и учетом его мнения, минимумом дополнительных документов.

EFQM в европейском образовании Образовательные учреждения занимают заметную долю среди дипломантов и лауреатов Европейской премии по качеству - более 300 учебных заведений имеют сертификаты EFQM различных уровней. В ряде стран Европы, например, в Испании, использование модели EFQM для самооценки является важнейшим показателем, принимаемым во внимание при аккредитации. Причем, это относится не только к вузам, но и колледжам.

Инфраструктура поддержки Европейской премии по качеству включает: схему признания; систему обучения асессоров и валидаторов; членство и партнерство различных предприятий и ассоциаций; сеть национальных партнерских организаций поддержку бенчмаркинга и кэйсов лучшей практики; комплекты постоянно обновляемых методических материалов. Конкурс на престижнейшую европейскую премию является своеобразной вершиной айсберга. В его подводной части большая работа на всех уровнях совершенства организационного управления

В Российской Федерации К настоящему времени российскими вузами также накоплен достаточно большой опыт проведения самооценок деятельности, причем она проводится в различных вариантах. Это использование Моделей: - Европейского фонда управления качеством EFQM; - премий Правительства РФ и отдельных регионов; - конкурса Рособрнадзора по качеству подготовки выпускников; - типовой модели системы качества образовательных учреждений в соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 9001 в рамках ENQA.

Интеграция процедур оценки ОУ по различным моделям совершенства в сфере российского образования

Модель Совершенства Модель совершенства EFQM в сочетании с логикой RADAR (Results - Approaches – Deploy – Assess and Refine или «Результаты – Подход – Развертывание – Оценка и Улучшение») и Фундаментальными Концепциями обеспечивают интеграцию всех современных применяемых практик менеджмента в единой постоянно улучшающейся структуре, которая обеспечивает организации успешную реализацию определенной стратегии. Эти три взаимосвязанные составляющие помогают понять, насколько та или иная организация близка к достижению сформулированного своего видения.

Фундаментальные Концепции Совершенства определяют базовые принципы достижения любой организацией устойчивого совершенства. Они могут использоваться как основа для формулировки отдельных составляющих организационной культуры совершенства и служат общим языком топ-менеджмента. Фундаментальные концепции

Модель Совершенства Модель Совершенства EFQM позволяет менеджерам /лидерам понять причинно-следственные связи между тем, что делает организация, и тем, каких результатов она достигает. А с помощью логики RADAR (Results - Approaches – Deploy – Assess and Refine или «Результаты – Подход – Развертывание – Оценка и Улучшение») можно проводить надежную оценку степени совершенства любой организации.

Фундаментальные концепции Достижение сбалансированных результатов Создание добавленной ценности для потребителей Поощрение креативности и инноваций Выстраивание партнерства Лидерство: видение, воодушевление, целостность Ответственность за устойчивое будущее Управление через процессы Персонал как основа успеха

Логика подхода RADAR. Логика RADAR (Results - Approaches – Deploy – Assess and Refine или «Результаты – Подход – Развертывание – Оценка и Улучшение») предоставляет структурированный подход к оценке деятельности организации, а также обеспечивает систему оценки в конкурсе на награду EFQM за Совершенство и других схемах признания. Её применение может обеспечить помощь организации в управлении изменениями и в реализации проектов улучшения.

Логика RADAR Планирование и разработка ПОДХОДОВ РАЗВЕРТЫВАНИЕ подходов ОЦЕНКА И УЛУЧШЕНИЕ подходов и их развертывания Необходимые РЕЗУЛЬТАТЫ Логика RADAR (Results - Approaches – Deploy – Assess and Refine или «Результаты – Подход – Развертывание – Оценка и Улучшение»)

Модель Совершенства Лидерство Ключевые результаты Процессы, продукция и услуги Персонал Стратегия Партнерство и ресурсы Результаты для общества Результаты для потребителя Результаты для персонала ИЗУЧЕНИЕ, КРЕАТИВНОСТЬ И ИННОВАЦИИ «ВОЗМОЖНОСТИ»«РЕЗУЛЬТАТЫ»

Модель совершенства не предписывает, а дает варианты для совершенствования деятельности вузов: структурировать свою деятельность сформировать системное видение осознать интересы и степень удовлетворенности всех заинтересованных сторон. Многие вузы, использующие модель, поддерживают между собой устойчивые деловые отношения и обмениваются лучшей практикой. Сама методика оценок подталкивает вузы к активному бенчмаркингу.

3. Отраслевой конкурс по качеству в сфере. образования как инструмент совершенствования. системы гарантий качества Основные задачи конкурса: развитие системы внешней независимой оценки качества подготовки выпускников; стимулирование деятельности образовательных учреждений в области обеспечения гарантий качества профессионального образования; разработка предложений и рекомендаций по развитию систем качества в образовательных учреждениях; содействие в развитии систем управления качеством для проведения самооценки деятельности образовательных учреждений и совершенствования процессов контроля качества подготовки выпускников. Конкурс проводится с целью дальнейшего развития системы внешней независимой оценки качества подготовки выпускников, стимулирования образовательных учреждений к внедрению современных систем и методов управления качеством образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования.

Наибольшего успеха на настоящее время добились: Ставропольский государственный аграрный университет, стал первой организацией России, ставшей в 2008 г. финалистом, а в 2010 г. Победителем конкурса Рособрнадзора, а затем Призером европейского конкурса EFQM.

Стали победителями международного Турнира EFQM среди стран Центральной и Восточной Европы после сертификации систем на уровне «Признаное совершенство» Два российских вуза: Ставропольский государственный аграрный университет (2008, 2010 г.) Государственный университет управления (2009, 2011 г.)

Интегрированные модели совершенства в негосударственном секторе образования Первым подобным проектом было освоение Модели совершенства EFQM в АНО ВПО «Евразийский открытый институт», который с момента его организации в 1998 г. реализует электронное обучение как территориально распределенный вуз. При этом - освоение модели совершенства осуществлялось при одновременном участии вуза в Конкурсе Рособрнадзора «Системы качества подготовки выпускников…». Реализация проекта позволила ЕАОИ провести сертификацию систем вуза по модели совершенства EFQM на уровне «Признанное совершенство (четыре звезды)» и в 2011 году оказаться в числе дипломантов конкурса Рособрнадзора - единственным финалистом конкурса из числа вузов негосударственного сектора.

Из резолюции участников… 3. С целью обеспечения международной общественно- профессиональной аккредитации учреждений образования стран ЕврАзЭС и международной аккредитации реализуемых образовательных программ принять меры к обеспечению Конкурсу Рособрнадзора "Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования" международного статуса в рамках ЕврАзЭС и разработать систему гармонизации и интеграции Модели конкурса с Европейской Моделью совершенства при оценке качества образовательных учреждений, предусмотрев под эти цели соответствующее финансовое и ресурсное обеспечение из средств бюджета ЕврАзЭС для методического и организационно-технологического операторов процесса». Международный семинар ЕврАзЭС в МЭСИ ( )

Интеграция процедур оценки вуза по модели EFQM и по одной из национальных отечественных конкурсов в области качества – премии Правительства РФ или /и с конкурсом Рособрнадзора - позволяет получить синергетический эффект и существенную экономию издержек, включая основной фактор - время…