заместитель директора по УВР Чечулинская И.В.
9.00 – 9.15 – регистрация участников, знакомство с программой 9.20 – – открытые уроки 1 класс, урок математики «Число 10» УМК «Начальная школа XXI века», учитель Быкова Н.Н.; 1 класс, урок математики «Измеряем отрезок», УМК «Планета знаний», учитель Смирнова Ю.А.; 2 класс, урок музыки «Танец. Хоровод», учитель Коростелёва М.Е.; 4 класс, урок окружающего мира «Кожа. Свойства кожи», УМК «Начальная школа XXI века», учитель Шахомирова Е.А – – теоретическая и практическая часть семинара «Современные требования к оцениванию образовательных результатов обучающихся» – – подведение итогов
Проблема, обсуждаемая на семинаре Прогностическая самооценка
Контроль это операция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами (В.И. Загвязинский ) Оценка - суждения о ходе и результатах обучения, содержащие его качественный и количественный анализ и имеющие целью стимулировать повышение качества учебной работы учащихся (В.И. Загвязинский )
объектом контроля и оценки продолжают оставаться лишь знания, умения и навыки; результаты оценивания не служат основой для проведения дифференцированной работы, направленной на усиления развивающего потенциала обучения, на устранение проблем определенных групп учащихся; недостаточное внимание уделяется оцениванию индивидуального прогресса каждого учащегося учащиеся не стали субъектами контрольно - оценочной деятельности
формирующееитоговое Оценивание внешнеевнутреннее личностные метапредметные предметные личностные самоопределение смыслообразование морально – этическая ориентация Система оценки достижения планируемых результатов
Учитель наблюдения с урока мониторинг уровня воспитанности Зайцев мониторинг удовлетворённости обучающихся и их родителей школьной жизнью А.А.Андреева диагностики из программы внеурочной занятости «Этическая грамматика» Школьный психолог анкета «Оцени свой поступок» в модификации Е.А.Кургановой, О.А. Кабардовой анкета для изучения школьной мотивации Н.Г.Лусканова
формирующееитоговое Оценивание внешнеевнутреннее личностные метапредметные предметные Система оценки достижения планируемых результатов метапредметные регулятивные коммуникативные познавательные
Учитель решение задач творческого и поискового характера участие в учебном проектировании мониторинг сформированности основных учебных умений сертифицированные интегрированные контрольные и тестовые работы на метапредметной основе Школьный психолог методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности Г.В.Репкин методика отслеживания уровня коммуникативных навыков Г.А.Цукерман тест Равена в модификации Л.А.Ясюковой
Учитель сертифицированные интегрированные контрольные и тестовые работы на метапредметной основе участие в областных мониторингах сформированности УУД Школьный психолог методика оценки уровня сформированности компонентов учебной деятельности Г.В.Репкин методика отслеживания уровня коммуникативных навыков Г.А.Цукерман тест Равена в модификации Л.А.Ясюковой
формирующееитоговое Оценивание внешнеевнутреннее личностные метапредметныепредметные опорные дополняющие, расширяющие, углубляющие Система оценки достижения планируемых результатов
Итоговое оценивание накопленные оценки по всем учебным предметам оценка за итоговую к/р по русскому языку оценка за итоговую к/р по математике оценка за комплексную к/р на метапредметной основе
овладел опорной системой знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями. овладел опорной системой знаний и учебными действиями для решения простых учебно- познавательных и учебно-практических задач не овладел опорной системой знаний и учебными действиями, необходимыми для продолжения образования
Итоговое оценивание накопленные оценки по всем учебным предметам оценка за итоговую к/р по русскому языку оценка за итоговую к/р по математике оценка за комплексную к/р на метапредметной основе накопительная оценка - портфолио
ОБСУЖДЕНО УТВЕРЖДЕНО на педагогическом совете приказом директора МБОУ «Начальная общеобразовательная от «13» декабря 2011г. школа 39» протокол 1 от Положение о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся начальной ступени образования в МБОУ «Начальная общеобразовательная школа 39» г. Череповца. 1.Общие положения. 1.1.Настоящее положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» ст.15. п.3. («Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядке и периодичности промежуточной аттестации учащихся»),с правилами осуществления контроля и надзора в сфере образования Федерального государственного стандарта начального общего образования, с методическим письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от года 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» с Методическим письмом Министерства образования РФ от /13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования», с Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа 39». 1.2 Настоящее положение утверждается Педагогическим советом школы, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения. Настоящее положение устанавливает требования к оценке учебных достижений, порядку, формам и периодичности текущего, промежуточного, итогового контроля обучающихся. Настоящее положение обязательно для обучающихся и педагогических работников школы. 1.3.Система контроля и оценки направлена на реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта Промежуточная аттестация – форма контроля, определяющая успешность обучения в течение всего учебного года и подведение итогов за контролируемый период (урок, серия уроков по теме, четверть, полугодие, год) в виде стартового, текущего, рубежного, итогового контроля предметных знаний, умений и навыков обучающихся и метапредметных результатов. Метапредметные результаты включают совокупность регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. Основной формой оценки метапредметных результатов является интегрированная (комплексная) контрольная работа. Контроль и оценка метапредметных результатов предусматривают выявление индивидуальной динамики учебных достижений обучающихся.
принципы оценочной деятельности; показатели развития обучающихся; виды и формы промежуточной аттестации, её периодичность; методы и формы оценки образовательных результатов; способы фиксирования результатов обучения в отметках и без отметок; описаны требования к ведению документации; определены права и обязанности субъектов контрольно – оценочной деятельности, ответственность сторон.
включение обучающихся в контрольно- оценочную деятельность использование критериальной системы оценивания использование разнообразных видов, методов, форм и объектов оценивания.
Критерий – признак, на основании которого производится оценка. Коджаспирова Г.М.
Критерием является конкретное знание, умение, необходимое для решения конкретной учебной задачи. Критерии можно разработать для выполнения одного задания, по результатам изучения темы, четверти, года. В оценочном листе могут быть отражены основные критерии и дополнительные. В основных критериях должны быть такие, с которыми может справиться каждый ученик класса. Дополнительные критерии постепенно переходят в основные. Один и тот же критерий может переходить из четверти в четверть.
Задание. Из данных слов выпиши с, запиши слова. - отличать существительные от других частей речи; - находить безударный гласный в корне слова; - уметь проверять безударный гласный имена существительные проверяемым безударным гласным в корне слова проверочные
критерии - образцы содержательные алгоритмичные обобщённые личностные
Критерии оценки предлагает учитель Выбор из предложенных учителем критериев нужного Выработка критериев к заданию обучающи- мися в коллективно – организованной деятельности Самостоятельная разработка критериев до выполнения задания Подбор задания к предложенному критерию Восстановление определённого порядка в предложенных критериях ( составление алгоритма)
ЗНАЧЕНИЕ КРИТЕРИАЛЬНОГО ПОДХОДА: делает контроль более объективным; обеспечивает лучшее понимание смысла задания; отражает реальный уровень знаний; помогает организовать работу над ошибками и их причинами; дает возможность формирования учебной самостоятельности младших школьников.
Работа учителя по формированию контрольно – оценочной деятельности обучающихся Средства формирования КОД Формы Диагностический аппарат Работа с родителями Методы и приёмы Приём «умные вопросы» Стартовая работа ТДР «на входе», «на выходе» Проверочные работы типа А, типа Б Итоговая контрольная работа Анкетирование Метод прогностической и ретроспективной оценки Урок Внеурочное занятие Проектная деятельность Стол - помощник Место на оценку и на сомнение Портфель достижений Тетрадь открытий Приём «волшебная линеечка» Приём «задания – ловушки» Стол - заданий Карта знаний Индивидуальное и групповое консультирование Просветительская работа
Карта знаний Карта знаний
Тетрадь открытий Тетрадь открытий Карта знаний Карта знаний
Сложение Сложить - это значит объединить части в одно целое. Т + К = Ф слагаемое слагаемое сумма (часть) (часть) (целое) УРАВНЕНИЯ Уравнение - это равенство, один из компонентов действий в котором не известен. Алгоритм решения уравнений. 1.Прочитай уравнение. 2.Определи, какой компонент арифметического действия не известен. 3.Вспомни правило по нахождению этого компонента. 4.Примени это правило. 5.Выполни вычисления и найди корень уравнения. 6.Сделай проверку уравнения. Х-4 = 6 Х = Х= = 6 6 = 6 Сложение и вычитание трёхзначных чисел. 1.Пишу: Складываю (вычитаю) единицы:... Результат пишу под единицами. 3.Складываю (вычитаю) десятки:... Результат пишу под десятками. 4.Складываю (вычитаю) сотни:... Результат пишу под сотнями. 5. Ответ:...
Место на оценку на сомнение Место на оценку на сомнение Тетрадь открытий Тетрадь открытий
Стол – помощник Стол – помощник Место на оценку, на сомнение Место на оценку, на сомнение
Стол - помощник
Стол заданий Стол заданий Стол - помощник Стол - помощник
Стол заданий
«волшебная линеечка»; прогностическая оценка, ретроспективная оценка; задания – ловушки (на рефлексию освоения способа действия); составление заданий – ловушек (для определения ошибкоопасных мест); составление задачи, подобной данной; обнаружение причин ошибок и способы их устранения; создание (использование) «помощника» для проверки работы; «умные вопросы»; провокация на ложный путь решения задачи
цифровая отметка словесная (устная) оценка учителя письменная характеристика «волшебная линеечка» значки «+», «-», «?» «зачёт – не зачёт» баллы
Задание: Подчеркнуть те рисунки, на которых находятся насекомые (среди рисунков должны быть и другие животные). «Окружающий мир» 1класс Тема: Кто такие насекомые? Прогностическая самооценка Ретроспективная самооценка
Вариант организации оценочной деятельности Текущий контроль Русский язык 3 класс Тема: Второстепенные члены предложения. (7-ой урок восьмичасовой темы.) Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Задание: записать предложение и выполнить разбор по членам предложения. Критерии для оценивания: -уметь находить грамматическую основу; -уметь устанавливать связь слов в предложении; - уметь определять и обозначать второстепенные члены предложения; Прогностическая самооценка 2б. 2б Всего 6б. Рефлексивная самооценка 2б. 1б. Набрал 4б. Высокий уровень 100 – 90% Выше среднего, повышенный 89 – 66% Средний – 65 – 50% Ниже среднего - меньше 50% 6б. – это 100%, 4 : 6 х100 =66,6%
Окружающий мир 2 класс. Тема: «Природа» (программа А.А.Плешакова) Задания в соответствии с требованиями программы 2 класса и требованиями стандарта: - уметь различать объекты неживой и живой природы, группы растений и животных; - знать основные признаки времен года, некоторые охраняемые растения и правила поведения в природе. Критерии оценки учебных достижений : - уметь различать объекты живой и неживой природы - знать внешние признаки групп животных - уметь различать по внешнему виду группы растений - уметь приводить примеры редких растений и правила их охраны - знать основные признаки времен года Вариант самооценки: «+ » ( знаю), « ?» (затрудняюсь), « - » (не выполню, не знаю)
Обучение разумному оцениванию целесообразно начинать с самооценки ребенка. Оценка не должна носить обобщающий характер. Необходимо использовать дифференцированные оценки. Самооценка ребенка должна соотноситься с оценкой взрослого только в том случае, где есть объективные однозначные критерии оценки, равно обязательные и для учителя и для ученика. В случаях, где оценивается красота, творчество и т.п.,не имеющие однозначного критерия, образца (эталона) каждый человек имеет право на собственное мнение
Алгоритм самооценки для обучающегося 1 класса 1. Что нужно было сделать в задании? Что нужно было получить в результате? 2. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 3. Справился с выполнением задания без ошибок или допустил ошибку? Какую, где? 4. Справился с выполнением задания самостоятельно или кто – то помогал?
ЗаданиеКритерии оценкиОценивание 1. Раздели слова на слоги: Улитка, чистые, страна, брусника, языки 2. Выпиши слова с ударением на первом слоге: Клубок, сливы, енот, Витя, ученик, Маруся, ели 3. Составь звуковую схему слов. Определи количество букв, звуков. языки - ________________б.____зв. серые - ________________б.____зв. туча - __________________б.____зв. гусь- ___________________б.____зв. 4. Запиши слова под диктовку: 5. Исправь ошибки в предложении: У нас жила Собака жучка 6. Составь из слов предложение, запиши У, мячик, Оли Оценочный лист к проверочной работе по курсу «Обучение грамоте» за II четверть Выполнял работу: _________________________________________класс_____ I вар. -умение делить слово на слоги; -умение правильно ставить ударение -умение составлять звуковую схему -умение определять количество букв, звуков -умение писать слова под диктовку - умение находить ошибки и исправлять их -умение составить предложение; - умение правильно оформить предложение 5б. 3б. 8б. 4б. 3б. 2б.
Определите критерии контроля и оценки для 2 четверти букварного периода. Темы уроков обучения грамоте по УМК «ПНШ»: «Звуки и буквы Рр, Йй, Яя, Ёё, Юю, Ее, ь, Дд, Тт, Зз, Сс, Гг, Кк». Виды деятельности: - Упражнения в чтении слогов, слов и предложений. - Сравнение слов, отличающихся одним звуком. - Обозначение мягкости согласного звука при помощи букв гласных звуков или ь. - Постановка ударения в двусложных словах. - Работа с текстом. Пересказ. Наизусть скороговорки. Оценочный лист по теме ЗаданиеКритерии оценкиПриём оценивания
V – новая информация! Полезная! Возможно её использовать в нашей практической деятельности. * - интересно, но вряд ли применимо в практике нашей работы. ? – спорная информация. Не согласна с предложенной системой, есть более эффективные Прогностическая самооценка Ретроспективная самооценка
Семинар привлёк меня ………… показался мне………… навёл на размышления……… Я поняла, что …………..