Информационные технологии на уроках математики как средство формирования готовности личности к самообразованию Артамонова Лариса Владимировна Учитель математики МКОУ «Москаленский лицей» Москаленского муниципального района Омской области
Цель: формирование активной учебно-познавательной деятельности обучающегося, его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию
Образовательное учреждение, где осваиваются инновационные процессы в качестве основной целевой функции имеет развитие индивидуальности ученика, его способностей ориентироваться в современном информационном обществе, обеспечение конкурентоспособности на современном рынке труда. Одним из направлений, реализующим эту цель, является определение и актуализация ключевых вопросов в применении информационных технологий в учебно-воспитательном процессе Почему сегодня это актуально?
Информационные технологии использую в различных видах деятельности самостоятельное обучение с помощью учителя- консультанта; использование тренинговых (тренировочных) программ; использование диагностических и контролирующих материалов; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий;
Информационные технологии использую в различных видах деятельности использование компьютера для вычислений, построения графиков; использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы; использование игровых и занимательных программ; использование информационно-справочных программ
Использование информационных технологий рассматриваю в неразрывном единстве всех составляющих образовательного процесса создание уроков с использованием ИТ; творческая проектная работа обучающихся; дистанционное обучение, конкурсы; библиотека, ресурсы Интернет; элективные курсы; социально – психологический мониторинг становления личности обучающегося; творческое взаимодействие с педагогами
По результатам диагностики учащиеся делятся на группы: 47% -хорошо владеют приемами учебной деятельности 53%–положительно относятся к учебе, но не владеют приемами учебной деятельности; 7% -отрицательно относятся к учебе, но владеют приемами учебной деятельности; 3% - отрицательно относятся к учебе и не владеют приемами учебной деятельности
6 класс9 класс 10 класс 1. Какой вид организации урока больше нравится ? Обычный урок.5%2%3% Урок с компьютерной поддержкой 85%93%94% 2. Какой вид работы предпочитаете? Работать с учителем.47%38%42% Работать в группе.35%17%10% Самостоятельно работать с программой. 18%45%48%
Рейтинг предпочтений при оценке методов обучения 53 % приоритетными назвали деловые и ролевые игры; 20 % – решение учебных и проблемно- исследовательских задач; 21 % – участие в дискуссиях; 27 % – выполнять работу информационно- поискового характера; 64 % – использовать информационно- коммуникационные технологии
Мультимедийные сценарии уроков Одно из преимуществ использования ИКТ является резкое увеличение времени для самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы. Работа будет творческой, если в ней проявляется собственный замысел обучающихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи вновь добываемых знаний
Электронные учебники
Контроль знаний на уроке В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий, тестов и оценивании знаний обучающихся
Подготовка к ЕГЭ Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ЕГЭ является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ЕГЭ показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя. Обучающиеся, заинтересованные в сдаче ЕГЭ, уже в 10 классе приобретают диски с тестами, выполняют задания тестов, тренируют себя.
Исследовательская и практическая деятельность
Внеурочная деятельность математический кружок; предметные недели; интернет-проекты; телекоммуникационные викторины и конкурсы; олимпиады
Информатизация образовательной среды Цель проекта: Формирование ИКТ- компетенций учащихся, педагогического коллектива и социума Задачи проекта: Максимальное использование преимуществ ИКТ для повышения качества образования детей, Предоставление участникам образовательного процесса (ученикам, преподавателям) свободного доступа к компьютерной технике, к глобальным информационным ресурсам, программным средствам (электронным учебникам, библиотекам, фонотекам и т.п.). Организовать работу по систематическому обновлению материалов школьного сайта внедрение в образовательный процесс дистанционного обучения; Создание медиацентра Создание системы повышения квалификации и переподготовки педагогических работников и жителей Москаленского района, способных эффективно использовать в образовательном и производственном процессах современные ИКТ И ННОВАЦИОННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Результативность работы Положительная динамика в представленных мной показателях свидетельствует об устойчивой, повышенной мотивации обучающихся к изучению предмета
Результативность работы Положительная динамика количественных показателей результатов анкетирования «Интерес к предмету» за 5 лет обучения математике в среднем звене среди учащихся одного и того же класса г.г (5класс) г.г (6 класс) г.г. (7 класс) г.г. (8 класс) гг. (9 класс) 45%58%56%71%82%
Участие обучающихся в телекоммуникационных проектах, викторинах, олимпиадах, конкурсах Название проекта, конкурсаРезультатКол-во участников Интернет игра "Изучи интернет - управляй им"диплом10 Интернет карусель: 5-6 классы участие1 команда "Весёлая информатика"сертификат1 команда Интеллектуальный марафон1 место1 команда (10) Интернет карусель 9 классыучастие 2 команды Найди ответ в WWW" Всероссийский конкурс по информатикесертификат5 «Кто сказал, что надо бросить песню на войне» сертификат1 команда "Чтобы помнили..."3 место1 команда "Мой город - моё будущее"Грамота1 команда "Добро пожаловать в Тобольск"2 место1 команда "История Российских спецслужб"Благодарственное письмо5 учеников Телекоммуникационный проект "Равные треугольники"3 место1 команда Проект "Реальный портрет великого человека"лауреаты 2 этапа1 команда проект "Платоновы тела и тайны мироздания"Сертификат по итогам проекта выпущен сборник лучших работ, в который вошла и наша работа 25 учеников
Собственные ТКП Автор проекта "Мир четырёхугольников", адрес сайта Участвовало 24 команды Обучающиеся лицея в составе 5 человек помогали проводить проект Автор и руководитель всероссийского проекта "Литературная математика" сайт проекта Участвовало 120 команд, 635 обучающихся Обучающиеся лицея в составе 15 человек помогали проводить проект Автор и руководитель муниципального телекоммуникационного проекта "Я гражданин. Я патриот" Участие 10 команд Омской области 55 учеников
Степень удовлетворенности уровнем преподавания математики родителями обучающихся Вопросы Количество положительных ответов Общее количество опрошенных родителей Удовлетворены ли вы уровнем преподавания математики в классе вашего ребенка? 83%86%98% Ваш ребенок с интересом изучает предмет математика? 85%87%98% Как вы думаете, предмет математика является важным в образовании вашего ребенка? 100% Важно ли изучение математики для будущего вашего ребенка? 31%42%65%
Вывод Таким образом информационные технологии, оснащенные всеми необходимыми компонентами, в совокупности с правильно отобранными (или спроектированными) технологиями обучения, использованием активных методов обучения становятся базой (фундаментом) современного образования, гарантирующего необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.