Рябинина Л.А., зам. директора КГКСУ «Центр оценки качества образования», г. Красноярск Оценка учебно-предметных компетенций и индивидуального прогресса.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников (SAM): потенциал и возможности инструментария Учебный курс.
Advertisements

Анализ результатов «Дельта-тестирования»: типы данных. Формы предъявления результатов мониторинга Знаменская Оксана Витальевна к.физ-матем. н., доцент.
А.Б. Воронцов В.А. Львовский П.Г. Нежнов Мониторинг учебно-предметных компетенций школьников SAM( School Achievements Monitoring) : потенциал и возможности.
ВЕБИНАР РТЦ ИУО РАО « Как оценивать индивидуальный прогресс ученика? » 25 ноября 2013 года Как оценивать индивидуальный прогресс ученика? Рябинина Любовь.
Региональная система мониторинга результатов освоения основной программы общего начального образования Л. А. Рябинин а Красноярск, 2011 КГБОУ «Центр оценки.
Совещание с муниципальными координаторами оценочных процедур в начальной школе ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО.
Наблюдательный совет Центр международного сотрудничества по развитию образования 12 октября 2010 Москва, Россия Alexey Voroncov, кандидат педагогических.
Система оценки достижения планируемых результатов ООП в начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа 117» Состав группы: Дёмин А.В. Шеховцова.
Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе П.Г. Нежнов, кандидат психологических наук.
Система оценки образовательных ресурсов в основной школе.
ФГОС НОО : принципиальные особенности Формирующее оценивание или оценивание для обучения.
13-14 апреля 2015 Разработка тестовых материалов по модели SAM (математика начальной школы) Горбов Сергей Федорович.
Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе.
Мониторинг учебной успешности в начальной школе. Исходное понятие компетенции – содержит несколько интуиций: социально релевантное (осмысленное) действие.
Безотметочное оценивание. Оценка – установленное обозначение степени знаний ученика, выставляемое преподавателем.
Устройство диагностического пакета и технология «Дельта-тестирование» Знаменская Оксана Витальевна кандидат физ-матем.наук, доцент СФУ, руководитель группы.
РАЗДЕЛ 2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Районный ресурсный центр ГОУ 457.
ФГОС Новые подходы к системе контроля и оценивания планируемых результатов начального образования Медникова Л.А г.
Первая конференция READ «Разработка подходов к системам оценивания» 30 сентября – 2 октября 2009 Москва, Россия Инструментарий мониторинга учебно-предметных.
2014 г. Индивидуальный прогресс «Насколько избыточны или недостаточны вклады в школу, если у детей в результате преподавания часов за 11 лет нет.
Транксрипт:

Рябинина Л.А., зам. директора КГКСУ «Центр оценки качества образования», г. Красноярск Оценка учебно-предметных компетенций и индивидуального прогресса школьников 30 октября 2013 года, г. Саратов Всероссийский семинар по вопросу формирования общероссийской системы оценки качества образования

ОЦЕНКА - КОНТРОЛЬ ОЦЕНКА - ПОДДЕРЖКА (оценка для обучения, оценка для диалога и саморазвития) Нужны инструменты, позволяющие оценивать образовательные результаты школе, самим учителям по ходу образовательного процесса, открывая возможность вносить в него необходимые коррективы. Для чего оценивать?

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: В итоговой оценке должны быть выделены две составляющие: результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений, продвижение в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; результаты итоговых работ, характеризующие уровень освоения обучающимися основных формируемых способов действий в отношении к опорной системе знаний, необходимых для обучения на следующей ступени общего образования. Что оценивать ?

Предметные результаты, включающие освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. Что мы оцениваем, когда оцениваем предметные результаты?

Основание для разработки инструментария: психологическая модель учебного процесса, намеченная в теории культурного развития Л.С. Выготского и развёрнутая в трудах его последователей. Предмет оценки: освоение обобщенных способов действия. Учение, как необходимая предпосылка психического развития ребенка, есть присвоение знаковых структур, в которых кристаллизованы культурные (обобщенные) способы действия. Какие инструменты оценки нужны?

Уровни освоения способов действия Содержательно-рефлексивный Действие с пониманием – ориентация на существенное отношение, определяющее способ действия Формально-репродуктивный Действие по наличному образцу – ориентация на внешние его характеристики: правило, алгоритм Функциональный Свободное действие – ориентация на поле возможностей способа действия

Способность действовать, ориентируясь на внешние характеристики задачной ситуации и образца действия (действие по образцу, шаблону, алгоритму) Первый уровень – формально-репродуктивный

Задание 1. Обведи номера слов, в которых нет приставки. 1)присесть 2)перелететь 3)облако 4)отбежать 5)дорога Пример заданий по русскому языку (1-й уровень)

Способность действовать на основе содержательного анализа задачной ситуации, то есть выделения существенного отношения, определяющего принцип решения (действие «с пониманием» – на основе общего принципа) Второй уровень – содержательно-рефлексивный (предметный)

Задание 2. Отметь слова, в которых есть приставка. 1) сбежать 2) слеза 3) киносъёмка 4) сегодня 5) соперник Пример заданий по русскому языку (2-й уровень)

Предполагает свободное владение способом действия и применение его в разных контекстах Третий уровень – функциональный

Задание 3. К каким словам нужно добавить приставку за-, чтобы текст передавал смысл последнего предложения? Подчеркни эти слова. Я старался не спугнуть зверей. Но вот встревожилась ближайшая ко мне самочка. Она привстала и подняла острую рыжую мордочку, зашевелив усами. Оторвали от песка головы и её соседки. Возился огромный самец. И вдруг всё семейство, как по команде, двинулось к воде. Шевелились и другие звери. Качались, ныряли усатые чёрные головы. Пляж начал приходить в движение. Пример заданий по русскому языку (3-й уровень)

SAM - это тестовый инструмент оценки учебно- предметных компетенций, структура которого включает механизм диагностики качества усвоения предметного содержания (русский язык, математика). SAM (School Achievements Monitoring)

Профиль присвоения культурных образцов действия Содержательный Формальный Функциональный Пройденная часть учебной программы

Виды грамотности и их оценка Предметная линия Способы действияСредства действия Математическая грамотность Измерение величин прямое измерение косвенное измерение отношение между числом, величиной и единицей отношение «часть и целое» формула площади прямоугольника Языковая грамотность Слово и его значениеПостроение рядов слов и словоформ с чередующими звуками Отношение «звук-буква» Звуковая модель слова

Структура тестовых заданий Способ действия (задача) Задание 1.1. Задание 1.2. Задание уровень - формальный 2 уровень - предметный 3 уровень - функциональный

Структура теста Задача 1Задача 2Задача N … Задание 1.1 Задание 1.2 Задание 1.3 Задание 2.1 Задание 2.2 Задание 2.3 Задание n.1 Задание n.2 Задание n.3 Предмет тестирования – мера присвоения культурных средств и соответствующих им способов действия Содержательная основа теста – технологическая матрица (система средств/способов ориентировки действия в данной предметной области)

Выделение субтестов

Интегральный балл даёт количественную характеристику учебных результатов и позволяет напрямую сопоставлять и ранжировать достижения тестируемых индивидуумов или групп. Трехмерный профиль позволяет выдвигать гипотезы относительно качества образовательного результата. Типы данных и форма их представления (SAM)

Нулевая ступень: не освоен даже первый уровень. Учащиеся, находящиеся на этой ступени, выполняют менее 50% заданий 1-го уровня и практически не выполняют задания более высоких уровней. Первая ступень: освоен только первый уровень. Учащиеся, находящиеся на этой ступени, выполняют не менее 50% заданий 1-го уровня, небольшое количество заданий 2-го уровня и практически не справляются с 3-им. Вторая ступень: освоен второй уровень. Учащиеся, находящиеся на этой ступени, выполняют не менее 50% заданий 2-го уровня. При этом они легко справляются с 80% заданий 1-го уровня и делают некоторые задания 3-го уровня. Третья ступень: освоен третий уровень. Учащиеся, находящиеся на этом уровне, выполняют не менее 50% заданий 3-го уровня, легко справляются практически со всеми заданиями первого уровня и делают не менее 80 % заданий 2-го уровня. Ступени достижений: качественно-количественная характеристика

Профиль (Дельта и SAM) % 60% 40% 20% 0% 100%

Оценка образовательной ситуации Профили двух классов одной школы, получивших одинаковые интегральные баллы по математике 1 уровень 2 уровень 3 уровень Решае мость (%) Класс 4 в Класс 4 г

Результаты выполнения теста по математике для начальной школы 1 уровень 2 уровень 3 уровень Реша емост ь (%) 10 классы 8 классы 6 классы 4 классы

Сравнение школ по ступеням достижений

Дельта – инструмент для оценки индивидуального прогресса учебных действий ученика (русский язык, математика). Индивидуальный прогресс учащегося в освоении учебного предмета (его наличие и характер) определяется по результатам нескольких диагностических срезов. Задача первого среза – зафиксировать стартовую точку для определения индивидуального прогресса школьников в освоении учебных предметов. Задача второго и последующих срезов – определить характер изменений в уровне владения предметными средствами, произошедших с конкретным учеником за промежуток между срезами (уровневый прогресс и линейное приращение). Дать прогноз дельты. Дельта (от «среза» к картине развития)

Основные показатели характера продвижения в освоении предмета

По результатам каждых двух срезов могут быть получены ответы на следующие вопросы: какой уровень устойчиво демонстрирует на обоих срезах (актуальный уровень) и какой уровень находится в стадии освоения (осваиваемый уровень); каков характер продвижения ученика в овладении предметным средством, какой прирост произошел у данного конкретного ученика в освоении предметных действий(дельта); каков прогноз индивидуального прогресса, т.е. перехода учащегося на следующий уровень (прогноз дельты). Динамические характеристики

Дельта Ф. И. ученика1-й срез2-й срез3-й срезДельта после 2- го среза Дельта после 3-го среза Ученик >22->3 Ученик >3 Ученик 3 33 Ученик >3 Ученик >3 Ученик >3 Ученик >3 Ученик >2 Ученик >1 Ученик >3

Учителя Родители Ученики Администрация школ Адресаты оценки индивидуального прогресса

Успешность решения задач улучшения качества образования во многом зависит от того, как устроена система оценки: насколько она поддерживает и стимулирует учащихся; насколько точную обратную связь она обеспечивает; насколько включает учащихся в самостоятельную оценочную деятельность; насколько она информативна для управления. Оценка образовательных результатов и качество образования

Тел./факс: (391) сайт: cоk.cross-edu.ru Спасибо за внимание! «ЦЕНТР ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»