Нейробиология Рассудочная деятельность. Многие наблюдения разумности животных оказывались ложными по причине заблуждений наблюдателя, случайных совпадений,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Нейробиология Рассудочная деятельность. Когнитивные формы обучения.
Advertisements

Элементарная рассудочная деятельность животных.
ЭЛЕМЕНТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЖИВОТНЫХ Рассудочная деятельность животных.
Гештальтпсихология. Гештальт (от нем. Gestalt) – форма, структура, целое. Обозначает целостные образования сознания Гештальт-психология - направление.
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ. План: 1.Определения:гештальт и гештальтпсихология 2. Основные теоретические положения гештальтпсихологии 3.Основатели и представители.
Научение Выполнила студентка НИЭПП факультета психологии группы П-83 Коровина Анастасия Александровна.
Физиология высшей нервной деятельности Введение2009.
Умеют ли думать животные? Умеют ли думать животные? Исследовательскую работу подготовил а Исследовательскую работу подготовил а ученицы 4 класса « а »
Выполнили: Оля Гусева и Кристина Салмина. * Критерий того, что зачатки психики существуют у живых организмов, наличие чувствительности (А. Н. Леонтьев)
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ, БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ ПРИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОЗНАНИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.
Физиология высшей нервной деятельности Введение
Геометрический материал – средство развития мышления младших школьников Васько Ирина Ивановна учитель начальных классов.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ Классификационные признаки моделирования Эффективность моделирования систем.
Принцип Дирихле. Задачи и решенияПринцип Дирихле. Задачи и решения.
Физиология высшей нервной деятельности Введение
Выделение элементов и свойств геометрических фигур Выполнила: Яночкина Н.В., 646 гр. Сыктывкар 2010.
Автор: Суфиева Надежда Александровна Педагог 1 квалификационной категории МКДОУ 10.
Транксрипт:

Нейробиология Рассудочная деятельность

Многие наблюдения разумности животных оказывались ложными по причине заблуждений наблюдателя, случайных совпадений, фальсификаций или методических ошибок. Наиболее известен пример жеребца «умного Ганса», который якобы освоил математику, логическое мышление и речь на уровне 14-летнего ребенка.

«Умный Ганс» давал ответы ударами копыта; ему удавалось решать сложные математические задачи, называть имена людей и отвечать на другие сложные вопросы.

Лишь через много лет после ряда исследований выяснилось, что Ганс давал высокий уровень правильных ответов (89%) лишь в том случае, если он видел хотя бы одного человека, точно знавшего ответ. Ганс просто прекращал стучать копытом, когда слушавший его человек непроизвольно изменял позу. Конь был настолько наблюдательным, что замечал малейшие изменения напряжения мышц человека, которые тот не в состоянии подавить сознательно. Однако этот инструментальный навык не имел никакого отношения к знанию математики и речи.

Когнитивные формы обучения

Латентное обучение, когнитивные карты Сенсорное (перцептивное) обучение Психонервная (образная) деятельность (И.С.Бериташвили) Вероятностное прогнозирование (Н.А.Бернштейн) Инсайт (гештальтпсихология) Рассудочная деятельность (Л.В.Крушинский) Элементарное мышление

Инсайт

Вольфганг Кёллер (Wolfgang Köhler) В рамках концепции гештальтпсихологии провел революционные исследования разумного поведения животных.

Эксперименты Кёллера на шимпанзе

Рассудочная деятельность по Л.В.Крушинскому (элементарное мышление)

Леонид Викторович Крушинский

Схема соотношения основных элементарных компонентов поведения (по Л. В. Крушинскому, 1977). Модификация поведения возможна для каждого компонента в пределах определенной нормы реакции.

… адаптивный поведенческий акт, выполняемый животным в новой обстановке на основе оперирования эмпирически уловленными законами, лежащими в основе структуры среды, может быть оценен как рассудочный (Л.В.Крушинский, 1986).

Эмпирические законы – это представления (representations), или «знания» (cognition) животного о свойствах предметов и физических явлений, с которыми оно сталкивается в своей среде обитания. Такие «знания» животные приобретают в процессе онтогенеза и могут использовать их в разных ситуациях, в том числе и для решения новых задач.

Некоторые элементарные эмпирические законы: 1. закон неисчезаемости предметов (object permanence) 2. закон вмещаемости (представление о том, что объемный предмет может находиться внутри другого предмета) 3. закон перемещаемости (представление о том, что спрятанный предмет, находясь внутри другого, перемещается вместе с ним). …

Схемы опытов по экстраполяции с ширмой разной степени усложнения (по Л. В. Крушинскому, 1977)

Исследование способности к экстраполяции в опытах с ширмой. А общий вид установки для опытов с хищными млекопитающими, кроликами и птицами (рисунок Т. Никитиной); Б камера для экспериментов с мышами

Успешность решения задачи на экстраполяцию животными разных таксономических групп при ее первом предъявлении; по оси ординат доля правильных решений в процентах (плоскость соответствует 50%-му случайному уровню правильных решений)

Усредненные кривые успеха решения задачи при ее многократных предъявлениях животными разных таксономических групп (по Крушинскому, 1986).

Эксперимент с вороной по оперированию эмпирической размерностью фигур

Успешность решения задачи на оперирование эмпирической размерностью фигур животными разных видов.

Способность к обобщению и абстрагированию

Сравнительная характеристика формирования довербального понятия «больше» у шимпанзе, макаков, собак и крыс. (по Фирсов, Чиженков 2003)

Схема экспериментов по формированию обобщения признака «больше, чем». А схема опыта; Б примеры множеств, предъявляемых в тесте. В парах множеств для сравнения 1 и 2 показаны стимулы, у которых суммарная площадь большего множества больше (первая сверху пара карточек) или меньше (вторая сверху пара), чем меньшего; 3 в паре 24/25 птица выбирала успешно только если большее множество имело и большую площадь.

Алекс отвечает на вопрос: «Какого цвета треугольная деревяшка?» (по Pepperberg 1999/2002)

Тушение огня водой для получения приманки

Тушение огня на плотах

Орудийная деятельность у животных с наиболее высоким уровнем развития высшей нервной деятельности

Изготовление орудия шимпанзе: Соединение двух палок. С помощью новой палки большей длины можно достать приманку (опыты В. Келера).

Использование орудий шимпанзе. Шимпанзе применяет палку в качестве шеста, встав на который можно дотянуться до приманки (опыты В. Келера); Молодой шимпанзе Тарас (опыты Л. А. Фирсова) сообразил, как «заклинить» крышку с помощью палки, чтобы достать лакомство

Решение шимпанзе задачи получения банана Горилла выталкивает палкой плод из трубы (опыт Р. Йеркса)

Использование орудий шимпанзе. А «обследование» ноги с помощью палочки; Б вытирание носа папиросной бумагой; В шимпанзе дразнит мартышек палкой (из работы Н.Н.Ладыгиной-Котс, 1959).

Шимпанзе пользуется веткой, чтобы достать термитов: хотя это поведение можно наблюдать в природе, оно, вероятно, не инстинктивно.

Пример инстинктивной орудийной деятельности: галапагосский вьюрок пользуется колючкой для поиска добычи. Такая деятельность является врожденной, проявляется одинаково у всех представителей вида и не имеет ничего общего с развитием разума.