ФГОС: ключевые идеи, проблемы внедрения, социальные и образовательные эффекты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Что такое ФГОС? ФГОС – это совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы (ООП) и структуре ООП в соотношении частей.
Advertisements

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: актуальные вопросы введения.
Ведение регионального компонента в контексте ФГОС 1.
111 Наша новая школа. Новые образовательные стандарты г Педагогический совет.
Федеральный Государственный Оразовательный Стандарт (ФГОС)
Формирование умения учиться Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования:
О.А. Зайцева, заместитель директора I ступени по учебно – воспитательной работе МОУ СОШ 15.
Образование в государстве должно готовить таких специалистов, которые возьмут на себя ответственность за устойчивое развитие страны В. Садовничий Родительское.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ второго поколения.
Особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: содержание, технологии введения Хазова Л.В. методист отдела дошкольного.
2 Основная цель российского образования Новая цель образования Новые технологии Общественный договор Новые образовательные запросы семьи, общества, и.
1 Научная основа Идеологическая и методологическая основа Идеологическая и методологическая основа Концепция духовно- нравственного развития и воспитания.
Как работать учителю в ситуации компетентного подхода в условиях реализации ФГОС.
Приоритеты образовательной политики зафиксированы в: - Концепции долгосрочного социально- экономического развития до 2020 года, раздел III «Образование»
Тема родительского собрания «Новые образовательные стандарты в начальной школе»
Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании 2-3 февраля 2010 г. Москва.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.
1 Наша новая школа в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования.
Транксрипт:

ФГОС: ключевые идеи, проблемы внедрения, социальные и образовательные эффекты

Международные исследования TIMSS и PISA п/п ПоказательИсследование TIMSS PISA 1Возраст учеников Начальная и основная школа 15-летние учащиеся 2ДисциплиныМатематика, естествознание Математика, естество- знание, чтение, решение проблем 3Уровень владения Программный материал (уровень стандарта) Необходимые для жизни (практикоориентированные) 4Кол-во стран4941 5Результаты России ВЫШЕ среднего международного НИЖЕ среднего по странам OECD 6Количество стран с более высокими результатами 9 Математика. 8 кл 12 Естествозн. 8 кл 5 Матем-ка. 4 кл 5 Естествозн. 4 кл 26 Математика 16 Естествознание 21 Решение проблем 31 Чтение

Насколько уверенно вы себя чувствуете при решении следующих задач по математике? Вычислить, пользуясь расписанием движения поездов, сколько времени займет поездка из одного города в другой 68 % Вычислить, на сколько подешевеет телевизор после снижения его цены на 30% 72% Вычислить, сколько квадратных метров плитки понадобится для покрытия пола 69% Понимать графики, публикуемые в газетах 65% Решать уравнения вида 3x + 5 = 17 91% Найти по карте истинное расстояние между двумя городами, если масштаб карты 1: % Решать уравнения вида 2(x+3)= (x + 3)(x - 3) 80% Определить расход бензина автомобилем 63%

Проблемы российского образования, выявление с помощью исследования PISA: большинство российских учащихся не умеют применять полученные знания в реальных ситуациях; около 30 % наших учащихся не приступали к выполнению заданий, предполагавших свободную форму ответа; около трети школьников готовы высказывать свое мнение в связи с прочитанным текстом; низкий уровень работы с информацией, представленной в диаграммах, таблицах, графиках, рисунках и др.; отсутствие целенаправленной работы по формированию умений работать с различными источниками информации; перегруженность программ и учебников фактологическим материалом; мало внимания уделено формированию общеучебных и интеллектуальных умений.

Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ

Основные характеристики нового стандарта новый формат стандарта (рамочный документ); новое содержание стандарта (совокупность требований); расширение функций и пользователей стандарта; новое методологическое основание (системно-деятельностный подход)

Стандарт как совокупность трех систем требования Требования к структуре ООП Требования к результатам освоения ООП ЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯЗАПРОСЫИОЖИДАНИЯ Ожидаемые результаты деятельности системы образования Организационные и педагогические условия деятель- ности системы образования Требования к условиям ре- ализации ООП Ресурсы: кадры, материальная база, информация, финансы ОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВОБЩИЕРАМКИДЛЯСИСТЕМЫНОРМАТИВОВ

ГОС (2004г.)Требования ФГОС П редметные, О бщеучебные умения, навыки, способы деят-ти к результатам ( личност- ные, метапредметные, предметные ) БУПк структуре ООП к условиям (- кадровые, - финансовые, МТ, - информ.-образов. среда ОУ, - учебно-методическое и информац. обеспечение )

ГОС НОО (2004г.)ФГОС НОО «ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности». «Смена образовательной парадигмы (цели) - вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности»

Новые требования к системе образования Необходимость образования на протяжении всей жизни Формирование информационной грамотности Движение по нескольким образовательным траекториям Усиление креативных начал учащихся Развитие критического мышления Проектность Технологичность Расширение спектра деятельности учащихся и воздействия на эффективность запоминания

Стандарт – социальная конвенциональная норма, общественный договор СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить?обновлениесредствобучения Ради чего учить?ценностныеустановкиобразования Чему учить?обновлениесодержания становление ученического сообщества, формирование универсальных способов действий Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе учебной деятельности Начальная школа: преобразование внешней предметной деятельности во внутреннюю Системно-деятельностный подход

Планируемые результаты и оценка их достижения: сферы ответственности Выпускник, педагог, ОУ; система образования: система образования, ОУ Ради чего учить Ради чего учить Чему учить и научить

Планируемые результаты: три основные группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ Самоопределение: внутренняя позиция школьника; Самоидентификация; самоуважение и самооценка Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания» Ценностная и морально-этическаяориентация: ориентация на выполнение Морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие ПРЕДМЕТНЫЕ Основы системы научных знаний Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания РЯ ЛЧт ИЯ Мат ОМ Муз ИЗО Тех Физ Предметные и метапредметные действия с учебным материалом

Основа Стандарта - системно- деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Фундаментальное ядро содержания общего образования СИСТЕМА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ деятельность по получению нового знания результат этой деятельности: сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира И

ТРЕБОВАНИЯ СТАНДАРТА Базисный учебный план Фундаменталь- ное ядро содер- жания образо- вания Программа формирования универсальных учебных действий Примерные учебные программы Образовательный процесс Планируемы е результаты Система оценки: модель обеспечения качества образования Вовлечение учителей и обучающихся в оценочную деятельность Адекватность процедур и механизмов особенностям подхода уМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙуМЕНИЯИПРИМЕРЫЗАДАНИЙ Рабочие (авторские) п р о г р а м м ы и У М К Программа ДН развития и воспитания Концепция духовно- нравственного развития и воспитания

Основная образовательная программа основного общего образования должна содержать три раздела: целевой, содержательный организационный.

Целевой раздел ООП ООО пояснительную записку; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования; систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Содержательный раздел ООП ООО программу развития УУД (формирование компетенций обучающихся в области использования информационно- коммуникационных технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности); программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных; программу воспитания и социализации обучающихся, культуры здорового и безопасного образа жизни; программу коррекционной работы[1].

Организационный раздел ООП ООО учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы; систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта. Организационный раздел должен определять общие рамки организации образовательного процесса, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.

Требования к условиям реализации ООП ОО Кадровые Финансово- экономические Материально- технические Психолого- педагогические Информационно- методические НОО Кадровые Финансовые Материально- технические Информационно- образовательная среда Учебно-методическое и информационное

Требования к условиям реализации основных образовательных программ Кадровые Материаль- ная база (включая параметры ИОС) Информа- ционные ресурсы (включая УМК, ЦОР и др.) СанПиНы, МЧС, психологи- ческая безопасность, другие Дру- гие Финансово- экономические (включая методику формирования бюджета) Объекты нормирования

Кадровые условия "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования"" Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н Опубликовано 20 октября 2010 г. Вступает в силу 31 октября 2010 г. Зарегистрирован в Минюсте РФ 6 октября 2010 г. Регистрационный N 18638

Кадровые условия О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. N 2075 Зарегистрировано в Минюсте РФ 4 февраля 2011 г. Регистрационный N 19709

СанПиН "Об утверждении СанПиН "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"" Опубликовано 16 марта 2011 г. Вступает в силу 1 сентября 2011 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г. Регистрационный N 19993

Переход на новые образовательные стандарты 1. От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, к новым стандартам – требованиям о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов 2. Две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможность выбора 3. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость 4. Результат образования – это не только знания, но и умение применять их в повседневной жизни.

Основа стандарта второго поколения системно-деятельностный подход в обучении и придание образовательному процессу воспитательной функции системно-деятельностный подход в обучении и придание образовательному процессу воспитательной функции стратегия социального проектирования и конструирования (требования к результату и условиям), стратегия социального проектирования и конструирования (требования к результату и условиям), подготовка к жизни в современных условиях (гражданское общество, информационное общество, инновационная экономика) подготовка к жизни в современных условиях (гражданское общество, информационное общество, инновационная экономика)

План 2020 – стратегия развития России Цели:Цели: –Становление «работоспособной, конкурентной демократии» –Высокие стандарты благосостояния человека –Социальная справедливость, согласие, равенство возможностей –Безопасность жизни Стратегическая цель:Стратегическая цель: –к 2020 году Россия входит в пятерку стран- лидеров по объему ВВП (по паритету покупательной способности) Инновационный, социально-ориентированный тип развития страны за счет накопления нового качества человеческого капитала – российской идентичности

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ 1 Введение федерального государственного стандарта общего образования уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности

Пусть этот год будет успешным!

Составила по материалам сайта Волчек Марина Геннадьевна, начальник центра научно-методического споровождения деятельности муниципальных методических служб НИПКиПРО, канд. пед. наук. Тел./факс

Основы стандарта Запросы семьи, общества и государстваЗапросы семьи, общества и государстваЗапросы семьи, общества и государстваЗапросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РоссииКонцепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образованияФундаментальное ядро содержания общего образования

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Методологическая основа разработки и реализации стандарта. Определяет: Современный национальный воспитательный идеал.Современный национальный воспитательный идеал.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.Цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.Систему базовых национальных ценностей.Систему базовых национальных ценностей Социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития обучающихся.

Национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Основы стандарта Идеологические, методологические, социальные и научные основы ФГОС определяют особенности структуры ФГОС – совокупности трех систем требований.структуры ФГОС – совокупности трех систем требований. содержания ФГОС – нормативного документа непрямого действия.содержания ФГОС – нормативного документа непрямого действия. состава и подходов к разработке нормативных документов, обеспечивающих функционирование ФГОСсостава и подходов к разработке нормативных документов, обеспечивающих функционирование ФГОС.

Система базовых национальных ценностей Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество