Колчина Людмила Владимировна учитель истории первой квалификационной категории педагогический стаж 26 лет МОУ СОШ 62 Ленинского района г. Н.Новгорода.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок как форма обучения истории. Типы уроков Тип урока понятие, связанное с варьированием структуры урока, его содержательных элементов.
Advertisements

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Подготовила Чуприна Наталья Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Чистовская.
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы.
«Формирование ключевых компетенций на уроках географии как условие повышения качества образования обучающихся» Яковлева М.Г. МБОУ «Зиминский лицей», учитель.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Методическая разработка по русскому языку на тему: Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку и литературе
Формы внеклассной работы. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В. П. Созонов)
Учителя истории УВК 1 ШУЛИКИ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА.
Учитель английского языка ГОУ школы 340 Невского района Санкт-Петербурга Илюшкина Алевтина Викторовна.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Методический семинар «Современные подходы, принципы и формы планирования и организации учебного процесса в дополнительном образовании»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Универсальные учебные действия (УУД)
Областной этап Всероссийского конкурса «Учитель года – 2009» Применение деятельностного подхода на уроках исторического краеведения Выполнила Малышева.
Выполнил (а): учитель МОУ СОШ … г. Выкса Ф.И.О. ГОУ ДПО НИЖЕГОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ /201 2 учебный год 1.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
Формирование информационной компетентности в процессе изучения курса географии Ефремова Ольга Александровна учитель географии I квалификационной категории.
Отдел образования и молодёжной политики АМР «Княжпогостский» МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Емвы Школьное методическое объединение учителей.
Урок информатики в начальной школе. Тема:«Компьютер» Подготовила Шмерко Н.Ю. учитель начальных классов, МОУ Жаворонковская СОШ Одинцовский район.
Методические рекомендации по разработке раздела образовательной ( воспитательной )программы Выполнила : вед специалист РУО С.С.Русинова 2012 г.
Транксрипт:

Колчина Людмила Владимировна учитель истории первой квалификационной категории педагогический стаж 26 лет МОУ СОШ 62 Ленинского района г. Н.Новгорода

Программа: «ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА» 5 класс (68 часов) Авторы: А.А.Вигасин, доктор исторических наук; Г.И.Годер, кандидат педагогических наук; И.С.Свенцицкая, доктор исторических наук.

Цель: -осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя; - показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре; - охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину; - раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества.

Задачи формирования у учащихся: умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; умения в связной монологической форме пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя, раскрыть содержание иллюстрации; умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие; умения сравнивать исторические явления в различных странах, выделяя сходство и различие; умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения; умения анализировать исторический источник; умения анализировать исторический источник; умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений; умения оперировать историческими датами, в том числе относящимися к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений; умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов; умения читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов; формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм; формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм; умения спорить и отстаивать свои взгляды. умения спорить и отстаивать свои взгляды.

Раздел «Древний Восток». Образовательные задачи: Усвоение основных предметных знаний. Развивающие задачи: Формирование умений и навыков учащихся, развитие мыслительной и творческой деятельности, внимания, памяти, воображения. Воспитательные задачи: Формирование ценностных ориентиров, воспитание гражданской позиции, создание условий для развития личностных качеств обучающихся.

Тематическое планирование по разделу «Древний Восток»: п/п п/пТема Кол-во часов Типы уроков Тема 1. Древний Египет. Местоположение и природные условия. Возникновение единого государства в Египте. Завоевательные походы. Быт земледельцев и ремесленников. Жизнь и служба вельмож. Религия древних египтян. Искусство древних египтян. Особенности древнеегипетского письма. Научные знания. ПОУ «Древний Египет» 71 Урок изучения новых знаний. Урок изучения новых знаний (лабораторное занятие). Уроки комбинированного типа. Урок новых знаний. Урок новых знаний ИКТ Урок углубления знаний. ПОУ (урок КВН).

Тема 2. Западная Азия в древности. Двуречье в Древности. Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи. Финикийские мореплаватели. Древние евреи. Библейские мифы и сказания. Древнееврейское царство и его правители. Начало обработки железа. Ассирийская держава. Три царства в Западной Азии. Образование Персидской державы. Тема 3. Индия и Китай в древности. Местоположение и природные условия. Индийские касты. Местоположение и природа Древнего Китая. Учение Конфуция. Объединение Китая при Цинь Шихуане. ПОУ «Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру». 741 Уроки новых знаний (лабораторное занятие). Урок новых знаний. Комбинированные уроки. Уроки новых знаний (урок-путешествие). Комбинированные уроки. Контрольный урок (урок – игра).

Закономерности процесса школьного обучения истории. Цели обучения (намечаемые результаты образования, воспитания и развития, направленные на формирование личности) Содержание обучения (система знаний, умений, навыков, опыт творческой деятельности, эмоционально- чувственного отношения к историческим и социальным явлениям) Возрастные особенности и познавательные возможности учащихся Организация обучения истории (формы, методы, методические приемы и средства работы учителя и учащихся, технологии развивающего образования) Результаты обучения

Современное развивающее образование. Под развивающим обучением (образованием)понимается Под развивающим обучением (образованием)понимается новый, активно – деятельностный способ обучения, в котором учитываются и используются закономерности, уровень и особенности развития индивида и отличается от традиционного способа тем, что в нем: обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего обучение опережает развитие, происходит в зоне ближайшего развития ребенка; развития ребенка; ребенок является субъектом педагогического взаимодействия, ребенок является субъектом педагогического взаимодействия, а не объектом воздействия педагогических средств; а не объектом воздействия педагогических средств; целью обучения становится не столько усвоение и накопление целью обучения становится не столько усвоение и накопление информации (ЗУНы), сколько формирование способностей информации (ЗУНы), сколько формирование способностей распоряжаться и добывать её. распоряжаться и добывать её. Г.К.Селевко Г.К.Селевко

Эффективные приемы работы на разных этапах урока. Начало урока. Объяснение нового материала. Закрепление, отработка умений. 1. Полетный опрос. 2. «Да – нетка». 3. Взаимоопрос. 4. «Удивляй». 5. Игра «О ком сказано?». 6. Интеллектуальная разминка «Кто первый?» разминка «Кто первый?» 7. Игра «Вспомните и назовите». 8. Экспресс – опрос: а) работа с датами; а) работа с датами; б) «назовите имя». б) «назовите имя». 9. Игра «Древо знаний». 10. Игра «Кто лишний?». 1. Постановка привлекательной цели, к которой стремятся учащиеся, слушая объяснение нового материала. 2. Пресс-конференция по определенным вопросам новой темы. 3. Персонификация. 4. Работа в группах по изучению новой темы. 5. Деловая игра. 6. Видеоурок. 7. «Мозговой штурм». 1. Составление логической схемы. 2. Составление опорного конспекта. 3. Составление плана. 4. Путешествие по карте. 5. Тесты. 6. Составление таблицы. 7. Работа с документами. 8. Работа с учебной картиной («оживление картины», рассказ по картине и т.д.). 9. Работа с аппликациями по теме.

Повторение.Контроль. Завершение урока. Домашнее задание. 1. Работа с понятиями (дешифровка). 2. Ролевая игра. 3. Составление схем, таблиц. 4. Работа с аппликациями. 5. Дидактическая игра. 6. Работа с картой. 7. Ответ по цепочке. 8. Тесты. 1.Письменный контроль. 2. Ответ по цепочке. 3. Дидактическая игра «Чистая доска» «Чистая доска» (по объяснению понятий). 4. Дидактическая игра «Исторические пятнашки» (по знанию дат). 5. Тесты. 6. Составление кроссвордов. 7. Составление рассказа по иллюстрациям. 1.Взаимооценка. 2. Самооценка учащихся своей работы на уроке. 3. Игровое задание на дом. 4. Домашнее задание: а) провести экскурсию а) провести экскурсию по городу; по городу; б) сделать рисунки к б) сделать рисунки к некоторым понятиям, некоторым понятиям, событиям; событиям; в) заполнить таблицу; в) заполнить таблицу; г) написать мини- г) написать мини- сочинение по теме. сочинение по теме.

Применение инновационных методов обучения. Игра – вид активной деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление ученика логичностно-оценочным поведением. Игры при изучении нового материала. Игры на закрепление, повторение и обобщение исторического материала. «Древо знаний» «Чистая доска» «Аукцион» «Исторические пятнашки» Головоломки Ролевые игры ПОУ с игровыми моментами (ПОУ «Древний Египет», ПОУ «Древний Восток») Ожидаемые результаты: 1.Активизация познавательной деятельности, глубокое усвоение материала. 2.Повышение творческого потенциала учащихся, создание условий для самовыражения личности. самовыражения личности. 3. Развитие навыков коммуникации, чувство коллективизма.

Проблемный метод. Урок: «Древневавилонское царство. Законы Хаммурапи». Проблема: « Я – Хаммурапи, Царь совершенный… Я – Царь, который велик среди Царей… Я – Царь, который велик среди Царей… Моя мудрость не имеет себе равных… Моя мудрость не имеет себе равных… Я – Царь справедливости…» Я – Царь справедливости…» Можно ли согласиться с характеристикой, которую дал себе Царь Хаммурапи? Чьи интересы защищали законы? Какие дела царя были похвальны? План урока: 1.Возникновение Вавилонского царства. 2.Город Вавилон. 3.Законы царя Хаммурапи: а) законы, характеризующие хозяйство; а) законы, характеризующие хозяйство; б) законы, характеризующие общественный строй; б) законы, характеризующие общественный строй; в) законы о долговой кабале; в) законы о долговой кабале; г) законы о рабстве; г) законы о рабстве; д) законы о суде и судьях. д) законы о суде и судьях. Ожидаемые результаты: 1. Решение проблемной задачи путем активизации самостоятельной работы учащихся. учащихся. 2. Формирование умения анализировать документы, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. высказывать свою точку зрения. 3. Осознание необходимости существования законов, формирование чувства ответственности за их нарушение. ответственности за их нарушение.

Применение ИКТ. Урок: «Искусство древних египтян». Оборудование урока: Мультимедийное учебное пособие нового образца «История, 5 класс», электронная библиотека Просвещение. Домашнее задание: Найти в Интернете материал по теме урока. Разработать презентацию. Ожидаемые результаты: 1. Усвоение предметных знаний за счет использования информационных источников. использования информационных источников. 2. Развитие умения составлять исторические презентации, приобретение опыта презентации, приобретение опыта творческой деятельности. творческой деятельности. 3. Углубление интереса к предмету, развитие воображения, мыслительной деятельности. развитие воображения, мыслительной деятельности.

Применение элементов технологии критического мышления. Урок: «Финикийские мореплаватели». I этап – вызов. Проблема: В Финикии было три больших города: Губл, что в переводе значит «гора»; Тсур, что значит «скала»; Сидон, т.е. «город рыбной ловли». Что могут рассказать нам о стране и её жителях эти названия? Какой вклад внесли финикийцы в развитие культуры? (открытия, изобретения, письменность) II этап – осмысление. Самостоятельная работа учащихся с ключевыми понятиями темы (кластер). III этап – рефлексия. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. Ожидаемые результаты: Вовлечение каждого ученика в процессе поиска и анализа информации; повышение уровня познавательной и преобразующей деятельности учащихся.

Применение проектного метода (составление мини-проекта). Уроки: «Местоположение и природные условия». «Индийские касты». «Индийские касты».Задания. 1.Составить «Путеводитель по Древней Индии». 2.Написать сочинение «Рассказ путешественника». 3.Составить кроссворд. 4.Составить тесты. Ожидаемые результаты: 1. Формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умение искать и анализировать информацию; искать и анализировать информацию; 2. Формирование основных компетенций учащихся. Будда Шакьямуни

Виды деятельности, выполняемые учащимися при изучении раздела «Древний Восток». Познавательная: 1.Работа с картой, схемой, пиктограммой. 2.Анализ текста источника. 3.Поиск ответа на проблемный вопрос. Преобразующая: 1.Тестирование. 2.Игровые формы контроля (обобщающий урок в форме КВН). 3.Составление рассказа, кроссвордов, докладов, минипроекта. Общеучебная: 1.Индивидуальная работа ученика. 2.Работа в парах и группах. Самоорганизующая: 1.Оценка собственного ответа. 2.Оценка событий, деятельности исторических деятелей, формирование собственной точки зрения. собственной точки зрения. 3.Личностно-ориентированный подход к выбору минипроектов, доклада по теме. по теме.

Ожидаемые результаты изучения раздела «древний Восток». Учащиеся должны: ЗнатьУметь 1. Зависимость политического и экономического положения государств экономического положения государств Древнего Востока от географического Древнего Востока от географического фактора. фактора. 2. Деятельность наиболее ярких личностей в истории и культуре. в истории и культуре. 3. Характеристику основных событий, понятий, дат, историческую карту. понятий, дат, историческую карту. 1.Пересказать текст учебника, воспроизвести информацию, раскрыть воспроизвести информацию, раскрыть содержание иллюстраций. содержание иллюстраций. 2. Давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям, историческим явлениям, событиям, личностям, высказывая собственное личностям, высказывая собственное мнение. мнение. 3. Анализировать источники

Литература: 1. Беспалько В.Г. «Педагогика и прогрессивные технологии обучения» - М., 1995г.; - М., 1995г.; 2. Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» - М., Народное образование, 1998г.; - М., Народное образование, 1998г.; 3. Якиманская И.С. «Личностно-ориентировочное обучение в современной школе» - М., 1996г.; в современной школе» - М., 1996г.; 4. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие под ред. Ежова С.А. и др. – М., Просвещение, 1986г.; под ред. Ежова С.А. и др. – М., Просвещение, 1986г.; 5. Хрестоматия по истории древнего мира: Пособие для учителя/ Сост. Черкасова Е.А. – М., Просвещение, 1991г.; Сост. Черкасова Е.А. – М., Просвещение, 1991г.; 6. Дорожкина Н.И. «Современный урок истории: использование мультимедийных презентаций: 5-11 классы. – М., ВАКО, 2009г.; мультимедийных презентаций: 5-11 классы. – М., ВАКО, 2009г.; 7. «История классы: технологии современного урока»/ Авт.-сост. Гукова В.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2009г.; Авт.-сост. Гукова В.В. и др. – Волгоград: Учитель, 2009г.; 8. Суркова Н.Б., Яровая О.А. «История. 5-8 классы: интерактивные методы преподавания» - Волгоград, Учитель, 2010г.; методы преподавания» - Волгоград, Учитель, 2010г.; 9. Бахтина О.И. «Задания для самостоятельной работы по истории древнего мира» - М., Просвещение, 1988г.; древнего мира» - М., Просвещение, 1988г.; 10. Петрова Н.Г. «Древний Восток: Рабочая тетрадь для учащихся 6 класса» - М., Русское слово, 1996г.; учащихся 6 класса» - М., Русское слово, 1996г.; 11. Саплина Е.В., Саплин А.И. «История древнего мира. 5 кл.: Рабочая тетрадь. – М., Дрофа, 2002г. Приложение Рабочая тетрадь. – М., Дрофа, 2002г. Приложение