Применение эвристических задач обучения в начальной школе. Применение эвристических задач обучения в начальной школе. МОУ Заславская СОШ МОУ Заславская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Advertisements

Методы обучения Метод (буквально путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Исследовательский метод в обучении. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. Фридрих Адольф Дистервег.
Проблемное обучение Пытаюсь зажечь в них хотя бы свечу – Не худшая все-таки участь: Мне кажется, я их чему-то учу, А это они меня учат. А.Дольский Шаронова.
Учитель МОУ «СОШ с.Клещёвка» Кондратова Ирина Геннадьевна.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ Метод (буквально - путь к чему-то) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру,
Исследовательские проекты Исследовательская деятельность младших школьников.
Исследовательская работа в начальной школе Куренгина С.Ю., учитель начальных классов МБОУ «Мезенская СОШ»
Развитие исследовательских умений младших школьников Развитие исследовательских умений младших школьников МОУ «СОШ с.Горнозаводска» Составитель; учитель.
Проблемное обучение Выполнила учитель английского языка 2 квалификационной категории МОУ сош р.п. Пинеровка: Заикина Маргарита Ильинична.
Проблемное обучение – путь к формированию творчески мыслящей личности, способной к самостоятельному принятию решений.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОСВОЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ Мезенцева В.А., учитель начальных классов МБОУ ООШ 279 ЗАТО Александровск.
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ». Захарова Елена Анатольевна.
Не существует сколько–нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
«Деятельностно- компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе начальной школы» Нагорнова М.А., учитель начальных классов МОУ гимназии 26 г.
Проектная деятельность в начальной школе Тема 30..
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках информатики Методический семинар.
Проблемное обучение - одна из составляющих ЛОП в активизации развивающего потенциала обучения.
Транксрипт:

Применение эвристических задач обучения в начальной школе. Применение эвристических задач обучения в начальной школе. МОУ Заславская СОШ МОУ Заславская СОШ

В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание такому обучению младших школьников, В последние годы в образовательных учреждениях России уделяется большое внимание такому обучению младших школьников,

которое является условием формирования интересов, потребности в деятельности, которое является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника, способствует более успешной социализации школьника, определяет успешность его в познании, специфику овладения им компонентами учебной деятельности. определяет успешность его в познании, специфику овладения им компонентами учебной деятельности.

Из этого вытекает, что Из этого вытекает, что в начальной школе образовательный процесс имеет в начальной школе образовательный процесс имеет развивающую направленность. развивающую направленность.

Эврика – поиск, находка в ходе приобретения знаний приносят успех и удовлетворение обучаемому в получении даже малого результата. Эврика – поиск, находка в ходе приобретения знаний приносят успех и удовлетворение обучаемому в получении даже малого результата.

Урок-исследование включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока: Урок-исследование включает следующие структурные компоненты, которые одновременно становятся этапами урока: 1. Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать. 1. Сначала следует найти предмет учебного исследования. Дети должны ясно представлять, что они будут исследовать, что будут искать. 2. Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы скорее всего в проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ребята будут решать на уроке. 2. Предмет исследования позволит сформулировать суть проблемы скорее всего в проблемного вопроса. Этот вопрос станет основой той учебной задачи, которую ребята будут решать на уроке. З. Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. З. Далее следует выработать план исследования, определить пути решения проблемы, ход дальнейших действий. 4. Проведение

На уроке математики учитель может ставить перед обучаемыми эвристическую задачу при таком виде деятельности, как решение задачи несколькими способами. На уроке математики учитель может ставить перед обучаемыми эвристическую задачу при таком виде деятельности, как решение задачи несколькими способами. Это приучает детей делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, т.е. учит правильно мыслить. Это приучает детей делать предположения, составлять гипотезы и проверять их, сравнивать математические результаты, делать выводы, т.е. учит правильно мыслить.

Задача: Задача: «Один теплоход за 8 часов прошёл 312 км. За сколько часов пройдёт 231 км другой теплоход, если его скорость будет на 6 км меньше скорости первого?» «Один теплоход за 8 часов прошёл 312 км. За сколько часов пройдёт 231 км другой теплоход, если его скорость будет на 6 км меньше скорости первого?»

1 способ 1 способ 1) Чему равна скорость первого теплохода? 312 : 8 = 39 (км в час) 2) Чему равна скорость второго теплохода? 39 – 6 = 33 (км в час) 39 – 6 = 33 (км в час) 3) За сколько часов пройдёт 231 км второй теплоход? 231 : 33 = 7 (час)

2 способ 2 способ 1) На сколько км меньше пройдёт второй теплоход за 8 час, чем первый за такое же время? 6 x 8 = 48 (км) 2) Какое расстояние пройдёт второй теплоход за 8 часов? 312 – 48 = 264 (км) 3) Чему равна скорость второго теплохода? 264 : 8 = 33 (км в час) 4) За сколько часов пройдёт 231 км второй теплоход? 231 : 33 = 7 (час)

3 способ 3 способ 1) Чему равна скорость первого теплохода? 312 : 8 = 39 (км в час) 2) Чему равна скорость второго теплохода? 39 – 6 = 33 (км в час) 39 – 6 = 33 (км в час) 3) Какое расстояние прошёл бы второй теплоход за 8 часов? 33 x 8 = 264 (км) 4) Какое расстояние прошёл бы второй теплоход за 8 часов плюс неизвестное время? = 495 (км) 5) Сколько времени потратил бы второй теплоход, пройдя этот путь? 495 : 33 = 15 (час) 6) Сколько времени затратил второй теплоход, пройдя 231 км? 15 – 8 = 7 (час)

На уроках русского языка приёмов исследования огромное количество: На уроках русского языка приёмов исследования огромное количество: это поиск закономерностей; нахождение вывода, исходя от частных примеров к общему или наоборот, применяя знания научной информации, это поиск закономерностей; нахождение вывода, исходя от частных примеров к общему или наоборот, применяя знания научной информации, подбор частных примеров; самостоятельный подбор информации. подбор частных примеров; самостоятельный подбор информации.

На уроках окружающего мира, экологии, познания окружающего мира огромный простор применению эвристических задач. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. На уроках окружающего мира, экологии, познания окружающего мира огромный простор применению эвристических задач. Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы.

Эвристические приемы можно выделить в Эвристические приемы можно выделить в общие, общие, специальные специальные и частные. и частные.

При изучении учебного материала после формирования базовых знаний, умений и навыков необходимо провести работу по решению проблемных задач, требующих применения эвристических приемов. А это ведёт к поисковой работе: При изучении учебного материала после формирования базовых знаний, умений и навыков необходимо провести работу по решению проблемных задач, требующих применения эвристических приемов. А это ведёт к поисковой работе: Поиск творческого характера Поиск творческого характера Поиск закономерностей Поиск закономерностей Поиск истины Поиск истины Метод проблемного обучения Метод проблемного обучения Исследовательский метод Исследовательский метод Метод эвристического обучения Метод эвристического обучения

Эвристическая беседа развивающая беседа, развивающая беседа, эвристический метод, эвристический метод, аналитический способ, аналитический способ, сократическая беседа, сократическая беседа, частично-поисковый метод частично-поисковый метод

Признаки эвристической беседы: а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска; б) все вопросы взаимосвязаны; в) поиск протекает при частичной самостоятельности учащихся под руководством учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то учителя: учитель направляет путь поиска, а учащиеся решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи; есть шаги целостной задачи; г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний либо на доказательство истинности последних; на доказательство истинности последних; д) успех поиска обеспечивается наличным запасом исходных знаний.

Эвристические приёмы переформулировка задачи, т.е. замена ее равносильной, но более простой задачей; переформулировка задачи, т.е. замена ее равносильной, но более простой задачей; привести контрпример (для задач на доказательство); привести контрпример (для задач на доказательство); произвести проверку по размерности; произвести проверку по размерности; найти сходную задачу из ранее решенных; найти сходную задачу из ранее решенных; сформулировать какую-нибудь частную вспомогательную задачу (подзадачу); сформулировать какую-нибудь частную вспомогательную задачу (подзадачу); индукция (лат; – наведение); рассмотрение частных случаев наводит на решение задачи в общем случае; индукция (лат; – наведение); рассмотрение частных случаев наводит на решение задачи в общем случае;

сформулировать более простую задачу; сформулировать более простую задачу; найти закономерность; найти закономерность; умозаключение по аналогии; умозаключение по аналогии; прием малых шевелений; для задач, в которых требуется выбрать из некоторого множества фигур ту, которая является наилучшей; берем произвольную фигуру и пытаемся малыми шевелениями ее улучшить, т.е. из нескольких ее свойств изменяем только одно, стараясь сохранить остальные; прием малых шевелений; для задач, в которых требуется выбрать из некоторого множества фигур ту, которая является наилучшей; берем произвольную фигуру и пытаемся малыми шевелениями ее улучшить, т.е. из нескольких ее свойств изменяем только одно, стараясь сохранить остальные; использовать непрерывность (для задач на оценку); использовать непрерывность (для задач на оценку);

обратиться к предельному случаю; рассмотреть вспомогательную задачу, у которой условие или какие-то данные получаются из условия или данных исходной задачи путем предельного перехода; обратиться к предельному случаю; рассмотреть вспомогательную задачу, у которой условие или какие-то данные получаются из условия или данных исходной задачи путем предельного перехода; перевести задачу с одного языка на другой; например, с языка геометрии на язык алгебры или физики; перевести задачу с одного языка на другой; например, с языка геометрии на язык алгебры или физики; ввести вспомогательную фигуру (вспомогательные неизвестные). ввести вспомогательную фигуру (вспомогательные неизвестные).

Метод эвристического диалога позволяет усилить роль ученика в учебном познании, повысить его познавательную самостоятельность и творческую самореализацию при усвоении нового материала, поскольку обладает следующими необходимыми и достаточными для этого функциональными особенностями: Метод эвристического диалога позволяет усилить роль ученика в учебном познании, повысить его познавательную самостоятельность и творческую самореализацию при усвоении нового материала, поскольку обладает следующими необходимыми и достаточными для этого функциональными особенностями:

универсальностью, вариативностью, технологичностью, комплексностью. универсальностью, вариативностью, технологичностью, комплексностью.