Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого- педагогическое образование»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУСЛОВЛЕННЫЕ ИМИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.
Advertisements

В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ.
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет О ЗАДАЧАХ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В НОВОМ.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
В.В. Рубцов В.В. Рубцов Московский городской психолого-педагогический университет ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Санкт Петербург, 1 – 3 июня 2013 VII Санкт-Петербургский саммит психологов «Технологии успеха» Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего.
Роль психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в свете современных образовательных реформ Овсова Т.Н. Директор МБОУ «ООШ 5» МБОУ.
Москва, 22 – 23 марта 2012 года Московский городской психолого–педагогический университет УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ При поддержке: Министерства образования.
Модернизация программ подготовки педагогических кадров в проектах «Прикладной бакалавриат» и «Педагогическая магистратура» Научный руководитель Ресурсного.
О разработке программ практики в соответствии с ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога.
Концепция реализации ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» с совмещенными профилями Начальник Учебно-методического управления МПГУ, к.ф.н.
Екатеринбург октября 2012 Уральский государственный педагогический университет Всероссийская конференция УМО «Оценка качества обучения в образовательных.
Проблемы и возможности подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Ворошнина О.Р., заведующий.
Ф ЕДЕРАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ ОБРАЗОВАНИЯ Р ОССИИ Д ЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА М ОСКВЫ М ОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р АЗВИТИЕ.
Выступление подготовлено Е. Г. Гурович по материалам сборника « Инклюзивное образование » Москва 2010 г.
КАКИЕ ЕСТЬ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОП. ОБРАЗОВАНИЯ? Презентация студенток второго курса магистратуры Пенсаковой.
Программы курсов повышения квалификации слушателей Центр инклюзивного образования 2012 г.
Проблемы реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Транксрипт:

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого- педагогическое образование» Марголис Аркадий Аронович – первый проректор Московского городского психолого-педагогического университета, к.психол.н., профессор

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» ЗАДАЧИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РФ МОДЕРНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ «НОВАЯ ШКОЛА» НОВЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НОВЫЙ СТАНДАРТ ВПО в т.ч. Педагогическое образование (переход от ГОС-2 к ГОС-3)

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Какие проблемы в подготовке педагогических кадров мы хотим решить переходя от ФГОС-2 к ФГОС ВПО: Низкая психологическая компетентность педагога (особенно воспитателя, учителя начальных классов, социального педагога); Отсутствие специалистов в некоторых областях образования (работа с одаренными детьми, инклюзивное образование); Недостаточная квалификация психологов образования; Отсутствие эффективного взаимодействия психологов и других участников образовательной среды как следствие принципиально различной системы их подготовки.

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Педагогические специальности Психологическая компетентность педагога Решающее условие для формирования компетенций учащихся Воспитатель ДОУ Педагогические профессии, в которых роль психологической подготовки является определяющей Учитель начальных классов Социальный педагог Специалист по работе с одаренными детьми Специалист по инклюзивному образованию Учитель-предметник Дефектолог

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Традиционная модель подготовки специалистов этих педагогических профессий Традиционный способ усиления психологической подготовки увеличение количества часов на изучение психологических дисциплин. Педагогические специальности (ГОС-2)Квалификация Педагогика и методика дошкольного образования Организатор методист дошкольного образования Педагогика и методика начального образования Учитель начальных классов Социальная педагогикаСоциальный педагог

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Педагогические специальности (ГОС-2)Квалификация Педагогика и психологияПедагог-психолог 1. Изолированность от других педагогических специальностей; 2. Существенные отличия стандарта от специальности «Психология»; 3. Критика со стороны психологического сообщества в недостаточной фундаментальности подготовки; 4. Серьезные отличия от международных стандартов в подготовке психолога образования.

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Проблема формирования перехода (группировки) педагогических специальностей (ГОС-2) в новые направления области «Образование и Педагогика» (профили) как центральная проблема повышения психологической компетентности педагогов и подготовки кадров для Новой школы.

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» При разработке стандарта в задачи разработчиков входит определение видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник данного направления. Направление Подготовка к определенным видам профессиональ- ной деятельности Профессио- нальные задачи Профессио- нальные задачи Профессио- нальные компетен- ции Учебный план

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Возможные способы компоновки направления по видам профессиональной деятельности выпускников Педагогические специальности (ГОС-2) Вариант 1Вариант 2Вариант 3 Способы группировки направления Педагоги- предментники Формально общий Учитель географии. Воспитатель. Педагог-психолог. Мастер производственного обучения Субъективно- исторический Позиция разработчиков. Традиция. Деятельностный Воспитатели, Учителя начальных классов, социальные педагоги, педагоги- психологи Педагоги-дефектологи Профессиональное обучение

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Деятельностный способ формирования нового направления ФГОС ВПО предполагает 1. Анализ профессиональной деятельности выпускников направления и понимание возможности включения старой педагогической специальности (ГОС-2) в новое направление как результат этого анализа. 2. Нахождение общего деятельностного основания в будущей профессиональной деятельности выпускника позволяет включить педагогическую специальность его подготовки в качестве профиля в формируемое направление ФГОС.

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Направление «Психолого-педагогическое образование» ФГОС ВПО Второй аспект деятельностного подхода (Выготский Л.С., Леонтьев А.Н и др.) к проектированию двухуровневого образования по направлению предполагает анализ содержания профессиональной деятельности, его профессиональных задач и необходимых компетенций. ПедагогиОсновное содержание профессиональной деятельности Педагог образованияПсихолого-педагогическое сопровождение учебной деятельности Дошкольный психологПсихолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности Социальный педагогСоциализация учащихся Специалист по работе с одаренными детьмиПостроение учебной деятельности и социализация одаренных учащихся Специалист по инклюзивному образованиюПостроение учебной деятельности учащихся с особенностями развития в условиях массовой школы Специальный психолог и педагогКоррекция развития учащихся Воспитатель ДОУПостроение игровой деятельности и развитие дошкольников Учитель начальных классовПостроение учебной деятельности учащихся и развитие компетенций

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Для педагогов (предыдущий слайд) развитие ребенка (обычного или с особенностями) является основным содержанием профессиональной деятельности. Что является генетическим исходным основанием из которого могут быть построены все эти конкретные виды профессиональной деятельности. ПОНЯТИЯ: деятельности, соотношения обучения и развития. Понимание развития как следствие определенного типа обучения.

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Деятельностный подход в проектировании стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Виды профессиональной деятельности (список 1) Общее (не формально, а генетически общее) Теоретическое основание для объединения педагогических специальностей (список 1) ГОС-2 в профили по направлению «Психолого- педагогическое образование» как единое направление Психолог образованияПонятия: Развитие, Развитие ведущее за собой обучение, Социальная ситуация развития, Деятельность игровая, учебная, Построение взаимодействия ребенок – взрослый, ребенок –ребенок Воспитатель ДОУ Учитель начальных классов Социальный педагог Специальный психолог и педагог Специалист по работе с одаренными детьми Специалист по инклюзивному образованию

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» При таком подходе в каждом виде профессиональной деятельности есть общие профессиональные задачи – общие для всех профилей направления и специальные профессиональные задачи – специфические только для профиля. Т.е. отдельные виды профессиональной деятельности не объединяются в общие формы, а сохраняют свою специфику. Воспитатели дошкольных образовательных учреждений не исчезает в абстрактной педагогической деятельности. Но в профессиональных задачах и необходимых компетенциях выделены как общая (реально общая), так специальная (профильная) часть.

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Результаты деятельностного подхода к построению стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Виды профессиональной деятельности1- 2 год обучения3-4 год обучения Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования Общее генетическое ядро деятельностей направления Специальные профессиональные задачи (профили) Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционном и инклюзивном образовании Социально-педагогическая деятельностьОбщие профессиональные задачи Специальные профессиональные компетенции Образовательная деятельность в дошкольном образовании Образовательная деятельность на начальной ступени общего образования Общепрофессиональные компетенции Базовая часть профиля Базовая часть учебного плана стандарта Вариативная часть профиля

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» ВЫВОДЫ: При деятельностном подходе к проектированию стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» в основу формирования профилей направления и перехода педагогических специальностей (ГОС-2) в новое направление положен анализ видов профессиональной деятельности (1) и нахождение общего генетического исходного деятельностного ядра подготовки кадров в рамках этого направления (2). Такой подход позволяет в рамках одного направления осуществлять подготовку кадров на основе их подготовке к деятельности (игровой, учебной, социализации, коррекции, психолого-педагогическое сопровождение игровой и учебной деятельности.

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Выпускники этого направления будут обладать одинаковым профессиональным мировоззрением и общим профессиональным языком, т.е. смогут совместно строить деятельность учащихся, формировать их компетенции, обеспечивать развитие в ходе обучения, эффективно строить социализацию и коррекцию. Это единственный, на наш взгляд, не формальный, а содержательный способ психологической подготовки педагогов (не путем механического увеличения часов на психологические дисциплины, а путем формирования единого теоретического взгляда на профессиональную деятельность различных специалистов).

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» Дополнительные последствия: 1. Возможность качественно нового развития психологической службы за счет принципиально новой формы совместной деятельности психолога образования, воспитателя и учителя, психолога и социального педагога и пр. по развитию компетенций учащихся в ходе совместного построения деятельности учащихся. 2. Уровень подготовки психолога образования существенно повышается, сближается по методологической глубине с направлением «Психология», учитывает передовой международный опыт и становится гораздо более практико-ориентированным в понимании образования и участии в совместном построении игровой и учебной деятельности учащихся. _________________________________________________________________________________________________________

Деятельностный подход в разработке и реализации Федерального государственного образовательного стандарта по направлению «Психолого-педагогическое образование» 1. Повышение психологической компетентности участников образовательного процесса за счет деятельностной подготовки. 2. Повышение квалификации психологов и их превращение в полноценных участников построения деятельности учащихся.