Базовые документы Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция долгосрочного социально – экономического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Advertisements

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Нормативно-правовое обеспечение реализации государственной политики в области духовно- нравственного воспитания.
1.6. Совместная деятельность образовательного учреждения, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся Духовно-нравственное.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Шитякова Н.П., доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики факультета подготовки учителей начальных классов ГОУ ВПО ЧГПУ.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
КУРС ОРКСЭ (Основы Религиозных Культур и Светской Этики) МБОУ Новоселовская СОШ 5.
Курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Тема: Организация духовно- нравственного развития и воспитания учащихся начальных классов МОУ Корсукская СОШ.
ПРОГРАММА ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Щелково, 2012 Политова Светлана Викторовна.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
Концепция духовно-нравственного воспитания Концепция духовно-нравственного воспитания.
Транксрипт:

Базовые документы Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Концепция долгосрочного социально – экономического развития Российской Федерации Фундаментальное ядро содержания общего образования

4 Требования ФГОС НОО Концепция ДН развития и воспитания Фундаментальное ядро содержания общего образования

Содержание Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Общие положения 1. Национальный воспитательный идеал 2. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания 3. Духовно-нравственное развитие и воспитание 4. Базовые национальные ценности 5. Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания

Концепция определяет понятие «духовно- нравственное воспитание личности»

педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. [Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России]

Вполне овладеть чем-либо, научившись пользоваться, распоряжаться, обрабатывать Завладеть, самовольно взять в свою собственность; дать звание, наименование Сделать свойственным, привычным для себя. Поняв, запомнить как следует. Поглотив, переработать в себе [С. Ожегов] Освоить Присвоить Усвоить

Принять – согласиться с чем-нибудь, отнестись к чему-нибудь положительно [С. Ожегов], брать во внимание, слушать, верить, признать [В.И. Даль]. По существу, принятие – это полное внутреннее согласие с тем, что есть.

«Разве не знаете, что мера слову есть не то, что говорится, а то, что будет услышано» (древнерусский сборник «Пчела»)

Значение – это понимание ценности, морального правила, явления, процесса, принятое в конкретном сообществе людей (научном, социальном, религиозном, этническом и т.п.)

Индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность, осознаваемое как «значение для меня» (Психология: словарь, с. 192)

Значение, которое приобретают для человека в силу его жизненного опыта какие-либо ценности, объекты, события или факты

НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ 1 Без труда не выловишь и рыбку из пруда НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ 2 От трудов праведных не наживешь палат каменных

осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом

духовно-нравственные идеалы и ценности; личностные смыслы, отражающие субъективное отношение к ним; духовные потребности и нравственные мотивы поведения; нравственные чувства; стремление личности к поведению в соответствии с принятыми ценностями; способность к духовно-нравственному самоопределению, самореализации, самосовершенствованию

в свободе, в познании, в самовыражении, в самоутверждении, в творчестве, потребность смысла жизни, потребность быть личностью, нравственная, эстетическая.

вдохновление, воодушевление, готовность (установка), симпатия, эйфория, счастье, экстаз, страдание, грусть, тоска и др.

22 Определяет: Систему базовых национальных ценностей. Современный национальный воспитательный идеал. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в единстве учебной и внеучебной деятельности. Принципы духовно-нравственного воспитания

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации

Воспитательный идеал поддерживает внутреннее (смысловое, содержательное, процессуальное) единство уклада школьной жизни

Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Их отбор осуществлен на основе национального воспитательного идеала. Сущность духовно-нравственного воспитания обучающихся заключается в обеспечении принятия ими указанных ниже ценностей

основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях

29 Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные религии России Искусство и литература Природа Человечество

30 Определяют: идеологию содержания образования основное содержание программ духовно- нравственного развития и воспитания молодых граждан России содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, общественных и религиозных организаций и иных институтов социализации

Пример это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни.

Идентификация устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно- эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. Персонифицированные идеалы (яркие, эмоционально-привлекательные образы людей, а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека) являются действенными средствами нравственного воспитания ребенка.

Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного взаимодействия. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения ребёнка со значимым другим. Содержанием этого педагогически организованного общения должно быть совместное освоение базовых национальных ценностей.

Уклад школьной жизни предусматривает, что деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания (семьи, общественных организаций и традиционных российских религиозных объединений, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ) при ведущей роли образовательного учреждения должна быть по возможности согласована и носить партнерский характер. Механизмы реализации этой идеи в Концепции определены как национальный воспитательный идеал и система базовых национальных ценностей, разделяемых всеми субъектами развития и воспитания обучающихся.

С позиции системно-деятельностного подхода воспитание определяется как преобразование знания о ценностях в реально действующие мотивы и модели поведения обучающихся, что означает принятие ребенком ценностей. Оно происходит через собственную деятельность обучающегося, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

36 Требования ФГОС НОО Требования к результатам освоения ООП НОО Требования к структуре ООП НОО Концепция ДН развития и воспитания Требования к условиям реализации ООП НОО Фундаментальное ядро содержания общего образования Личностные Метапредметные Предметные Пояснительная записка Планируемые результаты Учебный план Программа формирования УУД Программы учебных предметов Программа духовно-нравственного воспитания Программа формирования культуры здорового образа жизни Система оценки достижения планируемых результатов Требования к педагогическим кадрам, финансовому, материально- техническому обеспечению

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; и т.д. (ФГОС)

основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение и т.д. (Планируемые результаты освоения ООП НОО)

готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; осознание ценности человеческой жизни (ФГОС).

42 Требования к структуре основной образовательной программы. Содержательный раздел ПрограммаздоровогообразажизниПрограммаРазвитияУУДПрограммадуховно-нравственноговоспитанияПрограммыпопредметамПрограммакоррекционнойработы

43 является ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования. концептуальной и методической основой разработки образовательным учреждением собственной программы Структура: Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников Основные направления и ценностные основы духовно- нравственного развития и воспитания Содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания

Выбрать основные направления духовно- нравственного воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде и др. (примерная программа духовно-нравственного воспитания)

По каждому выбранному направлению воспитательной работы оформить таблицу «Планируемые результаты духовно- нравственного воспитания младших школьников»

I уровень результатов – приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни II уровень результатов – получение обучающимися первоначального опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом III уровень результатов – получение опыта самостоятельного общественного действия У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования У выпускника будут сформированы Выпускник получит возможность для формирования Направление «Воспитание нравственных чувств и этического сознания» Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей и др.

Воспользоваться методическим конструктором внеурочной деятельности, предложенным Д.В. Григорьевым, П.В. Степановым с некоторыми изменениями

Уровень результатов Учебные дисцип- лины и виды внеурочной деятельности I уровень результатов – - начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; - знание традиций своей семьи и образовательного учреждения II уровень результатов – - неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; - уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; - бережное отношение к традициям своей семьи и образовательного учреждения III уровень результатов – нравственно- этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; - способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей Познавательная внеурочная деятельность Этические беседы, занятия по этике, народоведению и т.п. Просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, художественных фильмов, театральных спектаклей и др. Посещение выставок, театров; проведение развивающих и оценивающих тренингов в форме работы в парах, в микрогруппе, в форме ресурсного круга [Бандяк О.А., Камкин А.В.], фольклорные праздники и др. Литературное чтение Рассказ учителя, беседа с учащимися Чтение и обсуждение литературных произведений [см. учебник конкретного учебно-методического комплекса] Создание и решение ситуаций нравственного выбора, напоминание учащимся о правилах взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами в ходе возникших ситуаций

Разработать содержание программы духовно- нравственного развития и воспитания, используя существующие разработки. Среди них: «Уроки духовной жизни» Ш.А. Амонашвили, «Истоки» А.В. Камкина, И.А. Кузьмина, «Азбука нравственности» Э.П. Козлова, «Народоведение» А.И. Лазарева, «Введение в народоведение» М.Ю. Новицкой, «Наше Отечество – святая Русь» Т.И. Петраковой, Е.Б. Евладовой, «Мироведение» Л.В. Суровой, «Основы этической культуры» А.И. Шемшуриной, Программа воспитания школьника» Н.Е. Щурковой и др.

ТЕМЫ УРОКОВ Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы буддийской культуры Основы иудейской культуры Основы мировых религиозных культур Основы светской этики Урок 9. Добро и зло в православной традиции Урок 21. Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим Урок 9. Добро и зло Урок 15. Добро и зло Урок 15. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад Урок 18. Добро и зло модули

69,8 % педагогов и 72,2 % студентов педагогических вузов считают необходимым духовно-нравственное воспитание в современной школе 25 % учителей и 30 % студентов выразили желание осуществлять соответствующую деятельность 3,3 % педагогов и 9,3 % студентов уверены в своей компетентности в сфере духовно-нравственного воспитания

определение педагогами ценностей, к которым они будут приобщать детей только при условии согласования с родителями; стимулирование интереса школьников к поиску личностного смысла духовно-нравственных ценностей; приобщение школьников к богатствам духовной культуры в процессе преподавания учебных дисциплин; ведение учителем специального предмета, факультатива, главными задачами которого являются задачи духовно- нравственного воспитания школьников; воздействие на эмоциональную сферу личности школьника в процессе проведения массовых воспитательных мероприятий; включение детей в деятельность, адекватную духовно- нравственным ценностям.

- сайт для преподавателей курса «Основы религиозной культуры и светской этики» Кирилло-Мефодиевское просветительское общество Челябинской области – школа Школа России система Л.В. Занкова православный медиапортал. большой архив мульфильмов

Участвовать в работе педагогической мастерской. Цель: моделирование уроков по ОПК Пройти курсы повышения квалификации по теме «Преподавание Основ православной культуры в начальной школе». ЧГПУ. 72 час.

Общественно-педагогический форум «Социально-педагогическое партнерство в духовно-нравственном воспитании личности гражданина России» Декабрь ЧГПУ Контакты – Шитякова Наталья Павловна тел