МЕТОД ПРОЕКТОВ Задание : за 20 минут из предложенных материалов построить сооружение, которое бы стояло на столе без поддержки руками. Рассказать как и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого.
Advertisements

Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
МЕТОД ПРОЕКТОВ как технология внедрения общеучебных и коммуникативных компетентностей Учитель МОУ «СОШ «ЛЦО» Варава Ирина Михайловна.
Сероштан Е.А. зав. учебно-методическим отделом СПб ГБОУ СПО «ПКГХ», преподаватель информатики высшей квалификационной категории.
Д ЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению ; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки,
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического.
МЕТОД ПРОЕКТОВ ПОЛАТ Е.С.. Основные цели современной системы образования Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического.
«ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ» ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА 1. Вабищевич Е.Г. МОУ СОШ 39 Город Тверь.
Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции,
Метод проектов Козачок Светлана Александровна. МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения.
Человек есть свой собственный проект. Ж.П. Сартр.
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире.
Метод проектов – образовательная технология, нацеленная на приобретение учащимися новых знаний в тесной связи с реальной жизнью, формирование у них специальных.
Цели проектной деятельности 1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2.Развитие осознания.
«Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Зачем исследовать то, « Зачем исследовать то, что заранее известно?»
Метод проектов в вопросах и ответах. «Устремите ум на радость творчества» Н.И. Рерих Н.И. Рерих Основополагающий вопрос: Зачем исследовать то, « Зачем.
Метод проектов Возник более 100 лет назад в США (гуманистическое направления в философии и образовании, разработанное американским философом и педагогом.
МЕТОД ПРОЕКТОВ И ОБУЧЕНИЕ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ ПОЛАТ Е.С.
Доклад по теме «МЕТОД ПРОЕКТОВ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ» выполнил: выполнил: учитель географии РМОУ Сокурская СОШ Сидорова Ю.В.
Тема: «Проектная исследовательская деятельность в школе как фактор формирования ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования»
Транксрипт:

МЕТОД ПРОЕКТОВ Задание : за 20 минут из предложенных материалов построить сооружение, которое бы стояло на столе без поддержки руками. Рассказать как и почему было спроектировано и сделано представляемое сооружение.

План выступления: Сформулировать задачу как понимала ее группа; Рассказать какие предложения были выдвинуты по решению задачи; Почему отвергнуты те или иные предложения; Анализ своей деятельности и вклад каждого в общий результат.

Наиболее характерные виды деятельности при решении поставленной задачи: Мыслительная деятельность Практическая деятельность Определенная технология строительства Коммуникативные деятельность Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Распределение ролей, презентационная деятельность Применение Деятельность Результат – сооружение Результат – сооружение Объединение усилий в общий результат

ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией. Проект – брошенный вперед

МЕТОД ПРОЕКТОВ Совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной ПРОБЛЕМЫ, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного ПРОДУКТА.

Учебный проект Проблема проекта Результат Методы и способы Задачи проекта Цель проекта Проблема проекта Результат Методы и способы Задачи проекта Цель проекта «Зачем?» (Мы делаем проект) «Что?» (для этого мы делаем) «Почему?» (это важно для меня лично) «Что получится?» (как решается проблема) «Как?» (мы можем это делать) «Зачем?» (Мы делаем проект) «Что?» (для этого мы делаем) «Почему?» (это важно для меня лично) «Что получится?» (как решается проблема) «Как?» (мы можем это делать) Постановка задач Актуальность проблемы – мотивация Ожидаемый результат Целеполагание Выбор способов и методов планирования Постановка задач Актуальность проблемы – мотивация Ожидаемый результат Целеполагание Выбор способов и методов планирования

Учебный проект Проблема проекта Цель проекта Задачи проекта Методы и способы Результат Проблема проекта Цель проекта Задачи проекта Методы и способы Результат «Почему?» (это важно для меня лично) «Зачем?» (Мы делаем проект) «Что?» (для этого мы делаем) «Как?» (мы можем это делать) «Что получится?» (как решается проблема) «Почему?» (это важно для меня лично) «Зачем?» (Мы делаем проект) «Что?» (для этого мы делаем) «Как?» (мы можем это делать) «Что получится?» (как решается проблема) Актуальность проблемы – мотивация Целеполагание Постановка задач Выбор способов и методов планирования Ожидаемый результат Актуальность проблемы – мотивация Целеполагание Постановка задач Выбор способов и методов планирования Ожидаемый результат

СУЩНОСТЬ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Проблемная ситуация Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Поиск способов решения (выдвижение гипотез) ПРОБЛЕМА Исследовательская, поисковая пр. деятельность Исследовательская, поисковая пр. деятельность Оформление результатов Защита проекта Прогнозирование новых проблем

УРОВНИ ПРОБЛЕМНОСТИ Общим основанием для уровневого рассмотрения проблемности является степень самостоятельной мыслительной деятельности учащихся: Первый уровень соотносится с проблемным изложением учебного материала учителем. Второй уровень означает, что преподаватель создает проблемную ситуацию и вместе с учениками ее разрешает. Третий уровень предпола-гает, что преподаватель создает проблемную ситу-ацию, а ученик самостоя-тельно ее разрешает. Четвертый уровень сви-детельствует о полной самостоятельности ученика, который сам находит проблему и сам решает ее, тем самым разрешая возникшую проблемную ситуацию.

Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт.

Уровень сформированности умений критического мышления в России (данные Международного исследования 2002 г.) Обобщенный результат России в «грамотности чтения» составил 462 балла (из 1000), что является местом (из 32) среди стран, принимавших участие в тестировании. Самый низкий уровень 1 продемонстрировали 12% учащихся стран ОЭСР. В России таких учащихся оказалось 18 %. Ниже уровня 1 – по странам ОЭСР – 6% В России – 9 %.

КОМПЕТЕНТНОСТЬ УЧАЩИХСЯ В ОБЛАСТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения». (The Pisa 2003 Assessment Framework, OECD, 2003)

Минимальная компетентность - это то, что требуется для интеграции личности в экономически развитое общество и обеспечение возможности ей играть в нем активную или даже ведущую роль. Массовым результатом обучения в школе должна стать функциональная грамотность, а компетентность – результатом высшего образования (В.С.Библер, Б.С.Гершунский М.А.Шаталов и др.) Уровни компетенции Грамотность Функциональная грамотность Компетентность

Что такое компетенция и компетентность? Компетентность- это личностная характеристика, где личность рассматривается как субъект деятельности. Компетенция - это идеал, цель которой мы стремимся достичь. Компетентность есть мера освоения компетенции.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ Понимать проблему ( использовать знания и умения для понимания информации, представленной в виде текста, диаграммы, схемы, формулы, таблицы, пр., интегрировать информацию из разных источников); Характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, строить гипотезы, критически оценивать информацию); Представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); Решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); Размышлять над решением (исследовать полученное решение и при необходимости искать дополнительную информацию, оценивать решение, пр.) Сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)

ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖЕН МЕТОД ПРОЕКТОВ Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Что такое критическое мышление? Во-первых критическое мышление есть мышление самостоятельное. Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. (Дэвид Клустер, США)

Цели проектной деятельности 1.Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии. 2.Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий. 3.Развитие исследовательских умений.

Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Рефлексивная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие". Деятельностная Психологическая (самоопределен- ческая) Т Е Х Н О Л О Г И И Имитационного моделирования (игровая) Исследовательская (проблемно- поисковая)

СОВОКУПНОСТЬ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность Исследовательские Поисковые Научный метод Дискуссии, эвристические беседы Дискуссии, эвристические беседы Мозговые атаки Ролевые игры Рефлексивные

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ Интеллектуальные умения критического мышления Умения предметной области знания Совокупность соответствующих компетентностей Ключевые компетенции Коммуникативные умения Поиск информации Осмысление Анализ Синтез Оценка Умения совместной деятельности Умения дискутировать, принимать решения Применение

видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми, журнальный репортаж, рок-опера и т. д. Разнообразие проектов Доминирующая в проекте деятельность Информационный и исследовательский проект Обзорный проект Продукционный проект Проекты-инсценировки, или организационные проекты по характеру результата по форме

Разнообразие проектов исследовательские творческие ролево игровые информационные проекты практикоориентированные По Е.С.Полат, проекты подразделяются на: требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Предполагающие соответствующее творческое оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Требующие от участников изначально направленности на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Отличающиеся четко обозначенным с самого начала результатом деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: Специальным способом организованная учебно – воспитательная работа, которая связана с решением учащимся творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Предметно-содержательная область. Как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта (например, такие проекты, как: "Единое речевое пространство", "Культура общения ", "Проблема человеческого достоинства в российском обществе XIX XX веков", "На рубеже веков", пр.). По одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроекгами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области. монопроекты межпредметные проекты Такая типология развивается в работах В.В. Гузеева, Е.С.Полат, И.Д. Чечель и др.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Характер координации проекта: с открытой, или явной, координацией В таких проектах координатор проекта участвует в проекте в собственной своей функции, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников. со скрытой координацией В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта.

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ Характер контактов: Внутришкольные или региональные. Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны Международные (участники проекта являются представителями разных стран). Эти проекты представляют исключительный интерес, поскольку фактически в них реализуется диалог культур со всеми присущими ему познавательными, коммуникативными, культуроведческими аспектами.

Долгосрочными (до года) Долгосрочными (до года) групповыегрупповые парныепарные личностныеличностные ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ По количеству участников можно выделить проекты: Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Краткосрочными на нескольких уроках (3-6) Средней продолжительности (один-два месяца) Средней продолжительности (один-два месяца) По продолжительнос ти проекты могут быть:

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ А.Г. Раппопорт, анализируя проблему "границ" в проектировании, дифференцировал проекты по типу объекта проектирования: морфологическое (проектирование вещей); морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). морфологическое (проектирование вещей); морфологическое (проектирование вещей); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); социальное (проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов); экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы). экзистенциальное (проектирование личностного развития человеческого "Я" в процессе построения своей судьбы).

Педагогическая эффективность метода учебного проекта Педагогические возможности проектного метода Основан на принципе индивидуально сконцентрированного обучения Реализует деятельностный подход в обучении Построен на принципах проблемного обучения Способствует развитию внутренней мотивации к учению Способствует развитию конструктивного критического мышления школьников Обеспечивает формирования основных компетенций учащихся, т.е. умений: -проблематизации; -целеполагания; -планирования деятельности; -самоанализа и рефлексии; - сравнения, анализа, синтеза, прогнозирования; -самостоятельного поиска, хранения и практического применения необходимой информации); -презентации хода самостоятельной деятельности и её результатов; -коммуникативности и толерантности.

. Принципы педагогического проектирования Принцип саморазвития проектируемых систем, означает создание их динамичными, гибкими, способными к изменениям, перестройке, усложнению или упрощению. Принцип человеческих приоритетов как принцип ориентации на человека. Правила и принципы педагогического проектирования Подчиняйте проектируемые ситуации реальным Потребностям, возможностям и интересам своих воспитанников Не навязывайте своим воспитанникам своих проектов, умейте отступить, заменить их другими Жестко и детально не проектируйте, оставляйте возможность для импровизации своим ученикам и себе

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА 1.Представление проблемной ситуации: -вербально; -с помощью видеоряда; -с помощью мультимедийных средств. 2. Мозговая атака. 3. Обсуждение. 4. Выдвижение гипотез. 5. Определение типа проекта. 6. Организация малых групп сотрудничества, распределение ролей. 7. Обсуждение в группах стратегии исследования, источников информации, способов оформления результатов. 8.Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.

Этапы работы над проектом 1 –этап Погружение в проект Учитель Формулирует 1.Проблему проекта 2.Сюжетную ситуацию 3.Цель и задачи Учащиеся Осуществляют 1.Личностное присвоение проблемы 2.Вживание в ситуацию 3.Принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

Этапы работы над проектом 2 –этап Организация деятельности Учитель Предлагает : 4. Организовать группы 5. Распределение амплуа в группах 6. Спланировать деятель- ность по решению задач проекта 7. Возможные формы пре- зентации результатов Учащиеся Осуществляют 4. Разбивку на группы 5. Распределение ролей в группах 6.Планирование работы 7.Выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

Этапы работы над проектом 3 –этап Осуществление деятельности Учитель Не участвует, но 8. Ненавязчиво контролирует 9. Консультирует учащихся по необходимости 10. Дает новые знания,когда у учащихся возникает в этом необходимость 11.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Учащиеся Работают активно и самостоятельно 8. Каждый в соответствии со своей ролью 9. Консультируются по мере необходимости 10. «Добывают» недостающие знания 11. Подготавливают презентацию результатов

Этапы работы над проектом 3 –этап Осуществление деятельности Учитель Не участвует, но 8. Ненавязчиво контролирует 9. Консультирует учащихся по необходимости 10. Дает новые знания,когда у учащихся возникает в этом необходимость 11.Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов Учащиеся Работают активно и самостоятельно 8. Каждый в соответствии со своей ролью 9. Консультируются по мере необходимости 10. «Добывают» недостающие знания 11. Подготавливают презентацию результатов

Этапы работы над проектом 4 –этап Осуществление деятельности Учитель Принимает отчет : 12. Обобщает полученные результаты 13. Подводит итоги обучения 14. Оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность 15. Акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др. Учащиеся Демонстрируют 12. Понимание проблемы, цели и задач 13. Умение планировать и осуществлять работу 14. Найденный способ решения 15. Рефлексию деятельности и результата 16. Дают взаимооценку деятельности и ее результативности

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ( продолжение) Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.

Легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мнение группы, но не твердо уверенный в правильности решения? К какому результату приводит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испытывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь учителя? Что нового приобретаешь в совместной работе? Как можно улучшить работу группы?

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА ( продолжение) Самостоятельная исследовательская, поисковая работа учащихся в соответствии со своим заданием. 9. Промежуточные обсуждения, дискуссии, сбор и обработка данных (на уроках, в научном обществе, в творческих мастерских, в медиатеке). 10. Оформление результатов проектной деятельности. 11. Защита проекта, оппонирование, дискуссия. 12. Выдвижение, прогнозирование новых проблем, вытекающих из полученных результатов. 13. Самооценка, внешняя оценка.

ВИДЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Проектная деятельность На уроке Во внеурочной деятельности Общешкольный проект Телекоммуникационный проект

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ Для целей: сбора разнообразных фактов, данных из разных регионов; проведения экологических, социологических проектов; создания совместных творческих продуктов; организации совместных полевых работ, практических экспериментов; совместное решение актуальных проблем политики, культуры, образования; совместная разработка туристических маршрутов, пр.

ОБЩЕШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема и проблема проекта Подпроблема 1 Подпроблема 2 Подпроблема 3 Координация Научно-практическая конференция

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА Значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике; корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов; активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; коллективный характер принимаемых решений;

КРИТЕРИИ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ ПРОЕКТА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) характер общения и взаимопомощи участников проекта; необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; доказательность принимаемых решений,умение аргументировать свои заключения, выводы; эстетика оформления результатов проекта; умение отвечать на вопросы оппонентов.

КООРДИНАТОР ПРОЕКТА Должен обладать определенными качествами: Иметь хорошие организаторские способности; Быть методически грамотным; Владеть навыками межкультурного общения; Уметь устанавливать доверительные, открытые, уважительные отношения с учениками; Активно сотрудничать в проектной деятельности; Обладать базисными навыками работы в сетях; Уметь работать с большими объемами информации; Владеть новейшими телекоммуникационными технологиями.

ФУНКЦИИ КООРДИНАТОРА ПРОЕКТА Поиск участников проекта; при необходимости консультирование (по просьбе участников проекта); связь с другими организациями, средствами массовой информации, специалистами, мнение или знания которых необходимы участникам проекта; сбор и распространение информации об участниках проекта; стимулирование участников к самооценке; организация защиты и внешней оценки проекта.

Анкета затруднений учащегося при выполнении работы Я испытывал затруднение при выборе темы исследования из перечня тем Начиная работу, мне было трудно сформулировать цель исследования При выполнении работы я затруднялся с подбором необходимого оборудования У меня были затруднения при определении последовательности своих действий Выполняя исследование я затруднялся при выполнении записей по результатам эксперимента Закончив выполнять работу я затруднялся сформулировать вывод к работе

Приращения личностных качеств в ходе учебных проектов Новое содержание по каждой теме Новые практические приемы Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта Воспитание толерантности Расширение кругозора

Развитие навыков: самостоятельной работы с источниками информации, инструментами и технологиями; самостоятельного принятия решений; коммуникативности; информационного обмена; в ролевом взаимодействии. В мыслительной деятельности при: проектировании планировании анализе синтезе структурировании самоанализа и рефлексии