9 класс ГИА Работа над ошибками в сочинении на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Иванова О.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по русскому языку (9 класс) по теме: Критерии оценивания изложения и сочинения (ГИА) по русскому языку
Advertisements

Продолжительность экзамена по русскому языку 3 часа 55 минут.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
Темы для лингвистического сочинения Л.В. Успенский: «В языке есть … слова. В языке есть … грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы.
Композиция сочинения Дидактический материал к урокам русского языка в 10 – 11 классах учителя русского языка и литературы КОГОАУ «КЭПЛ» Работинской М.А.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Критерии оценивания экзаменационной работы ГИА 9 класс.
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Ваша работа должна показать : 1.насколько глубоко и полно вы поняли смысл текста; 2.способны ли вы зрело судить о проблемах, затронутых в тексте; 3. можете.
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1 КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ С1.
Работа над сочинением- рассуждением С2.1 Составлено методической лабораторией русского языка и литературы. Автор Лобкова В.Н.
Экзаменационная работа состоит из трёх частей: 1 часть – изложение (отводится мин.) 2 часть – тестовая А, В (отводится 55 мин.) 3 часть – сочинение.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему. Понимание смысла фрагмента Баллы Экзаменуемый дал верное объяснение содержания фрагмента, ошибок в интерпретации.
Алгоритм работы над сочинением на лингвистическую тему.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
СОЧИНЕНИЕ ГИА 9 класс. 1. Местоименные слова – слова вторичные, слова - заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без.
Транксрипт:

9 класс ГИА Работа над ошибками в сочинении на лингвистическую тему Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 5 Иванова О.Н.

Определяемся в понятиях

Что такое тезис? Это положение, кратко излагающее какую-либо идею. Это та мысль, которая будет доказываться в рассуждении

Что такое аргументация? Это приведение доводов с целью доказательства истинности тезиса

Что такое иллюстрация? Иллюстрация – это конкретный пример, иллюстрирующий довод. Этот пример в вашем сочинении должен быть взят из предложенного текста

Типы рассуждений Индуктивные – представляют собой такой ход движения мысли, при котором от частного мы идём к общему, обобщению, то есть начинаем с примеров-доказательств, а потом приходим к выводу-тезису Дедуктивные – сначала рассматриваются общие положения, выдвигается тезис, а потом приводятся примеры, доказывающие тезис

Критерии оценивания С2 Ответ на задание С2 (сочинение-рассуждение) оценивается по следующим критериям:

С 1 К1 Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Баллы Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена 1 фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено 2 и более фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса. или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или Тезис доказан на бытовом уровне 0

С 1 К2 Наличие примеров- аргументов Баллы Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3 Экзаменуемый привёл 2 примера-аргумента из текста, но не указал их роль в тексте, или привел 2 примера- аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привел 1 пример- аргумент из текста, указав его роль в тексте 2 Экзаменуемый привел 1 пример- аргумент из текста, не указав его роль в тексте. 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера- аргумента, иллюстрирующего тезис, или Экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0

С1К3Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения баллы Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: -логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; -в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуни­ кативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеется 2 случая нарушения абзацного членения текста 0

С 1 К4Композиционная стройность работы баллы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена 1 ошибка в построении текста 1 В работе допущено 2 и более ошибок в построении текста 0

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

ГК1 Соблюдение орфографических норм Баллы Орфографических ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки 2 Допущено 2-3 ошибки 1 Допущено 4 и более ошибки0

ГК2 Соблюдение пунктуационных норм Баллы Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 Допущено 3-4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок0

ГК3 Соблюдение грамматических норм Баллы Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка 2 Допущено 2 ошибки 1 Допущено 3 и более ошибок 0 Пример Многие русские слова сами по себе излучают поэзию. Принося чувства и эмоции в нашу жизнь. Предложения получаются еще красочнее, красивше

ГК4 Соблюдение речевых норм Баллы Речевых ошибок нет, или допущено не более 2 ошибок 2 Допущено 3-4 ошибки 1 Допущено 5 и более ошибок 0 Пример Русский язык богат красивыми и поэзичными словами.

ФК1 Фактическая точность письменной речи баллы Фактических ошибок в изложении материала, а также в понимании и употреблении терминов нет 2 Допущена 1 ошибка в изложении материала или в употреблении терминов 1 Допущено 2 и более ошибок в изложении материала или в употреблении терминов 0 Пример …метафор «лицо с налитыми, как антоновские яблоки, щеками»

Вариант 4 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они... выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вариант 5 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».

Вариант 6 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев».

Вариант 8 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Бориса Николаевича Головина: «К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Вариант 6 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Грамматика позволяет нам связать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

По Михлухо- Маклаю (упр 174) Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения, - утверждал известный русский лингвист Ф. И. Буслаев. Я с ним полностью согласен. Так, например, в приведённом выше тексте, состоящем из двух смысловых частей,повествования и описания, нельзя обойтись без сказуемых. Сказуемое – самая важная составляющая второй части текста – повествования. Без них нет действий, а значит, нет и рассказа. На протяжении всего текста автор прибегает к помощи однородных сказуемых ( вскочили, стали уверять )или ( не задерживаться, осматриваться). Это помогает ему в точности передать последовательность действий. Также автор употребляет составное глагольное сказуемое и составное именное сказуемое, которые несут больший объем информации, например, был силён. Этот текст, благодаря обилию в нём составных глагольных сказуемых ( решил поднять, стали уверять, прибежали осведомиться), насыщен действиями. Следовательно, умело использую сказуемые, а также хорошо владея русским языком, Михлухо- Маклай замечательно передаёт нам картину событий и точно воссоздаёт последовательность действий, происходящих в этом эпизоде. Олег М.

По Михлухо- Маклаю (упр 174) «Вся сила суждения – в сказуемом, без сказуемого не может быть суждения», - писал известный русский лингвист Ф. И. Буслаев, и я в какой-то мере согласен с этим выражением. Сказуемое – один из главных членов предложения, обозначающий действие. Во втором абзаце, тип которого - повествование, сказуемые встречаются на каждом шагу: «увидел», «не встал», «решил поднять», «выстрелил», «вскочили», «стали уверять», «оглохли», «сказал», «попросил развести» и так далее. Даже если мы возьмём только сказуемые из предложений, становится более-менее понятным порядок действий. Без сказуемых смысл предложений не был бы так понятен. Однако существуют односоставные предложения без сказуемого. Например (не из этого текста), «Зима», «Мороз». Их смысл вполне понятен без сказуемого. Итак, сказуемое – один из важнейших, но не неотъемлемый член предложения. Паша Цв.

По Михлухо- Маклаю (упр 174) «Вся сила суждения в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения», - утверждал известный русский лингвист Ф.И. Буслаев, и невозможно не согласиться с ним. В приведенном выше тексте Н.Н. Миклухо-Маклая мы видим, как автор с помощью ряда сказуемых повествует действие героя в тексте. Например, в предложении: «Шум от набегавших и удалявшихся волн, несших, передвигавших камни, был так силен, что не раз будил меня в течение ночи». Автор при помощи сказуемых более точно описывает движения моря ночью. Таким образом, во второй части текста, построенного на основе повествования, автор соблюдает точную последовательность смены событий однородными сказуемыми («не задерживаться», «отправиться», «решил», «выставил»). Автор конкретизирует действия, умело используя, составные сказуемые («решил поднять»; «стали уверять»; «отправился осматривать»). Действительно, роль сказуемого в предложении велика. Автор, используя различные способы выражения сказуемого, помогает читателю воссоздать картину событий. Используя множество однородных сказуемых, он помогает нам представить события, не нарушая последовательности их совершения. Маша К.

По Михлухо- Маклаю (упр 174). «Вся сила суждения в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения»,- писал известный русский лингвист Ф.И.Буслаев. Действительно, без сказуемого нельзя построить текст, теряется описание действий, особенно, в текстах с типом речи повествования. В повествовательном тексте присутствует много глаголов-сказуемых. Например: «Я сказал, чтобы они не волновались, и попросил скорее развести огонь, и готовить завтрак». Или же: « Выяснив в чем дело, они мирно возвратились обратно, я же, позавтракав, отправился осматривать окрестности, чтобы выбрать более удобный путь для продолжения нашей прогулки» Из всего выше перечисленного следует, что в сказуемом, действительно, вся сила суждения. Без него нельзя построить текст, ведь сказуемое - один из главных членов предложения, на котором строится речь. Оля С.

«Наречие можно назвать «живым ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого» Наречие можно назвать «живыми ископаемыми», потому как они довольно часто употребляются в текстах, для того чтобы показать дополнительные детали картины, которые раскрывают чувства героя в его действиях в полной мере, при этом оставаясь неизменными. Например: « И между тем я все сказал, погоняя беспощадно». Или же: « Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и беспощадно» Из всего выше перечисленного следует, что наречие, действительно, можно назвать «живыми ископаемыми», ведь это неизменяемая часть речи, часто появляется в предложениях. Она строит его, как и все другие, позволяя создать полную картину, не только движений, но и окрас чувств к ним. Ольга С.