ПОИСК СМЫСЛОВ КАК «СОБИРАНИЕ СЕБЯ»: ОТ МЕТОДИКИ К МАСТЕРСТВУ Елена Олеговна Галицких доктор педагогических наук, профессор, Вятский государственный гуманитарный.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Синяя Птица» М. Метерлинк- бельгийский драматург Можно ли владеть Синей Птицей ? © МОУ «Гимназия 2», г. Балаково, Саратовская область Учитель: Додонова.
Advertisements

Творческий проект на тему: « Самый читающий класс» Участники проекта: ученики 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус г.Ивделя 2014 год. 1 класса МКОУ СОШ 11 п.Оус.
Семья и семейные ценности.. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом. Здесь ждут тебя всегда с любовью И провожают в путь с добром. Что.
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Учителя начальных классов Губаревой Людмилы Владимировны.
Классный час- 5 класс Кл. руководитель- Кашин А.А г.
Учимся анализировать стихотворения Шаталова И.В., МОУ Югыдъягская СОШ.
Исмагилова Е.В., учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1929.
Какое счастье – быть полезным людям, учить Его Величество – Народ! УЧИТЕЛЬ ОБЖ МБОУ СОШ 32.
Моя любимая книга Исполнитель: учащ ая ся 6 «б» класса Комарова Софья Сергеевна Научный руководитель: Примерова Любовь Федоровна МКОУ СОШ 6 с УИОП.
Тема классного часа: «Давайте жить дружно!» Все почести этого мира не стоят одного хорошего друга. (Вольтер) Классный руководитель 5 «Б» класса Мальцева.
Учитель в моей судьбе Широков Дмитрий. Предисловие В этой презентации вы не увидите много фотографий, не будит каких либо заумных фраз, слов. Просто прочитайте.
Мини-отзывы учащихся 3-4 классов (Анкета ) 1.Роль чтения в учебном процессе, в самообразовании, а так же для ума и сердца 2.Влияние чтения на грамотность.
Учимся понимать исходный текст 1 Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться. Менандр.
З Л О Добрым быть совсем - совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта не пряник, ни конфета. Доброта с годами.
Реклама творчества Владислава Крапивина Автор работы Смирнова Валерия МОУ «СОШ 5»
Тема: «Что возьмет с собой в дорогу выпускник» Форма занятия: час общения.
Урок 9 Православное учение о человеке. В православии очень тесно связаны размышления о человеке и размышления о Боге. Человек верит в Бога. А во что верит.
Классный час «Мамино сердце». Пословицы и поговорки : 1. При солнышке тепло, а при матушке добро. 2. Нет милее дружка, чем родная матушка. 3. Матушкин.
Психологическая поддержка в семье Аспекты воспитания детей.
Транксрипт:

ПОИСК СМЫСЛОВ КАК «СОБИРАНИЕ СЕБЯ»: ОТ МЕТОДИКИ К МАСТЕРСТВУ Елена Олеговна Галицких доктор педагогических наук, профессор, Вятский государственный гуманитарный университет, Киров

… по-прежнему есть проблема опоры на свою собственную глубину. Г. Померанц Поиск начинается с вопроса к самому себе, с неудовлетворенности и неуспокоенности, с жажды новизны и современности, с постановки проблемы, с выбора задачи для решения и …

И.А. Ильин и Г.С. Померанц

Собирание себя – «воспитание души», развитие ума, укрепление воли Образование - процесс становления человека в культуре и культуры в самом человеке В.С. Библер

Четыре «сюжета» «В пятом классе я получил двойку за то, что написал в сочинении «Капитанская дочь» вместо «Капитанская дочка». Это был первый и, честно говоря, последний урок чтения, который я вынес из школы. Он состоял в уважении к звуку, который диктует свою волю названию и позволяет проверить его на физическую, а не только семантическую полноценность. Убрав слог, я зарезал строчку, лишив ее протяжности, благозвучия и женской рифмы. Одно дело «дочка-почка», другое - «дочь – невмочь». Хороший заголовок вкусно произносить и легко запомнить» А. Генис [ Уроки чтения:.. – М., С ].

«Сюжет» второй

Людмила Дунаева «Дождь» «Дом был большой, двухэтажный, деревянный и очень старый. Дом стоял посреди сада уже очень давно. Может быть – всегда… Дом не помнил, кто, когда и для кого построил его. Дом тихо дремал под струями вечного дождя, и ему снились длинные, бесконечные, спокойные сны. Что обычно снится старым домам? Тиканье часов, которые наяву давным-давно остановились, дыхание спящих детей, хотя спальни пусты и в постелях поселился холод. Скрип половиц под осторожными шагами привидений… Иногда в этих снах появляются наряженные к новому году елки, звуки пианино, запах горячего хлеба… И тогда старые дома просыпаются. Они думают, что снова нужны кому-то, кто хочет укрыться от непогоды, греться у горячего очага, зажигать свечи и читать в постели на ночь сказки со счастливым концом...»

«Сюжет» Наталии Глебовой «Я зеленый человек. Первый зеленый лист, появившийся весной, для меня всегда радость. С годами эта новизна не меркнет, и я к ней не привыкаю. Кроны деревьев на фоне неба, или путаница листьев и ветвей в лесу притягивают мое внимание. Я готова всегда их рисовать, находить все новые способы изображать все те же сюжеты. С другой стороны, я зеленый человек в смысле – незрелый, еще меняющийся, незавершенный. По-видимому, это мое пожизненное качество, я не могу с ним бороться, да и не хочу. Возможность импровизации, мое право делать картины так, как я сейчас хочу, не променяю ни на какую творческую стабильность»

Самый главный фактор успеха – взаимное доверие

Главное дело жизни человека – сама его жизнь. Дж.Бюджентал Успокоительный совет От унынья в дни напастей Доброй зоркостью лечись, - Честному чужому счастью Радоваться научись. Дружески о людях думай. И – чтоб жизнь была милей – Гирю зависти угрюмой Сбрось с весов души своей. Вадим Шефнер

Люблю умение извлекать радость из каждой минуты …Петр Вайль

Заключительный сюжет «Не люблю несообразительности, которая в повседневном обиходе хуже глупости. Люблю душевное простодушие. Способность удивляться. Не люблю душевную пресыщенность, эмоциональную усталость. Люблю оперу. Не люблю балет. Люблю живопись. Не очень люблю скульптуру. Люблю историю, мемуары, биографии. Все меньше люблю художественную литературу. Не люблю детективы, еще меньше фантастику. Люблю узнавать новые города и потом возвращаться в них как в знакомые. Не люблю гулять без цели, «вообще гулять». Люблю классифицировать (про себя) впечатления. Не люблю коллекционирование. Люблю юмор. Не люблю иронии. Люблю остроты. Не люблю каламбуры. Люблю следить за постепенным высказыванием рождающейся мысли. Не люблю афоризмы и притчи. Люблю скептицизм и сомнение. Не люблю уверенность и принципиальность. Люблю умение извлекать радость из каждой минуты. Не люблю аскезы, благочестия и религиозных неофитов. Люблю женское лицо, завораживаясь его тайной; люблю женское тело, преклоняясь перед совершенством его устройства. Люблю тайну женско-мужских отношений, полагая, что ничего в мире не достигает такой красоты, богатства и непостижимости» [1, С ].

«Я» - отчасти- складывается из суммы прочитанных книг Л. Улицкая Г. Померанц «Записки гадкого утенка». М. Ботева «Мороженое в вафельных стаканчиках» А. Генис «Уроки чтения: камасутра книжника»

«Купите карандаш!» Русские дети: 48 рассказов о детях /сост. П. Крусанов, А. Етоев. - СПб.: Азбука, Азбука- Аттикус Терентьева, Н.П. Концепция аксиологизации литературного образования. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, Чтение как искусство: герменевтический аспект /сост. и науч. ред. Е.О.Галицких. – Киров, изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013.

«Образовательная встреча» Встреча с собственными Родителями формирует структуру сознания, смысловые установки, ценности и нормы. Встреча с Любимым человеком, Встреча с Учителем, встреча с собственным Ребенком во многом определяют способ жизни. Смерть и Потеря – обратная сторона Встречи. Семь-девять Встреч – и все страницы Книги Жизни пролистаны, и именно этот перечень Встреч оказался Судьбой.

«Собирание себя» «Встреча» с текстом «для меня» и «про меня» – момент индивидуального творчества. Осознание ситуации, обстоятельств «места и времени». Ритуал свободного выбора как впечатления. Погружение в текст: чтение, перечитывание, комментирование. Осознание отношения к прочитанному и пережитому. Рождение ассоциаций. Момент открытия смысла: «мысль, как любовь, трудно забыть, если она посетила тебя внезапно». Эмоциональное и интеллектуальное переживание «открытия своего» субъективно нового смысла в содержании. Смысловое «эхо» – отзыв сознания и сердца на слово, фразу или формулу, мысль, ассоциацию в форме своего авторского текста. Ценность «памяти сердца и рассудка» - как сохранение текста, рисунка, фотографии, открытия, - как впечатления-образа, «зерна», метафоры, - как воспоминания «А помнишь, мы…», - как послесловия полилога с «автором, собой и другими» в форме рефлексии.

Обнаружение смыслов – подведение итогов Ключевая фраза - … Автор (ы) … Ценность содержания… Зерно новизны… Метафора… Образ-ассоциация…

«Жизнь все равно прекрасна…»