Проект выпускников учебного года ШЭК «Репное» Изумрудный город-2050 Воронеж – город умного детства.
«Что должна сделать Воронежская область уже сейчас, чтобы быть конкурентоспособной в будущем?» Стратегия развития Воронежской области до 2050-го года
Эскизный проект будущего 3. Бум знаний. Основной продукт – информация. Сложность знаний, их объем и требования к скорости обработки возрастут. Индивидуальный предел эффективности человека вынуждает перейти к коллективному творчеству. Трудовая деятельность в новой экономике приобретает черты командных видов спорта. 1. Территориальная принадлежность перестает быть важной. Кастомизация назначения зданий и мест. Развитие транспорта: дистанции и скорости растут. 2. Занятость и производство разворачиваются от материального к нематериальному. Роботизация производств. Добавочная стоимость не в мире материальных объектов. Задачей человека останется проектирование новых продуктов, технологий и алгоритмов управления.
Куда грести: 6-й или 7-й уклад? Залог лидерства в 7-м технологическом укладе: аккумулирование Человеческого Капитала высокого качества и технологий его использования.
Откуда прыгаем? Стартовая площадка Для развития технологий 7-го уклада у Воронежа уже сейчас есть: Репутация образовательного центра на европейской части России. Выгодное географическое расположение и гармоничный климат. Сложившаяся база для развития IT.
Прыжок в 7-й уклад Ядро стратегии – не технологии изменения окружающего мира, а технологии гуманитарные и социальные, меняющие самого человека и общество в целом.
Что нужно сделать? 1. Система Профессиональных Семей Для запуска новой образовательной системы привлекаем детей-сирот, тем самым дополнительно решая проблему детской беспризорности. 3. Реформа образования Переход к двухтактной системе среднего образования c последующим непрерывным обучением в течение жизни. 2. Когнитивная информатика Поддержка технологий коллективной обработки знаний – методы IT направляются в гуманитарную сферу и в область построения новых систем и методик.
Профессиональные Семьи Локальное решение проблемы демографического спада и решение проблемы беспризорности на уровне РФ. Обученные профессиональные родители размещаются вместе с приемными детьми в общинных поселениях. Участие обычных семей в программе «вторым эшелоном». Трансформация системы пенсионных накоплений – переход на самообеспечение через инвестиции в воспитанников. Новые ценности: 1.Престижность деятельности воспитателя/учителя. 2.Забота подрастающего поколения о старших (воспитателях и учителях). 3.Ориентация на ведение здорового образа жизни.
Когнитивная информатика Поддерживаем вузовские научные разработки в области когнитивных технологий. Привлекаем высокотехнологичный бизнес. Разворачиваем и усиливаем IT: -разработка новых принципов организации вычислений на основе нейро-, био-, квантовых компьютеров; -исследования в сфере технологий информационного управления в медицине, транспорте, образовании и т.д.; -разработка систем машинного обучения. Профилируем новые разработки на поддержку экономики знаний. И что делать дальше с этими выпускниками? Кроме «путёвки в жизнь» мы даём им возможность начать свой бизнес тут, в рамках наших затей 7-го уклада.
Реформа образования Структура предлагаемой образовательной системы: Двухтактная система среднего образования (4 дня – общее образование, 2 дня – профильные школы); Стыковка с существующей системой или «игра на выживание»; Постоянное, непрерывное последующее образование в процессе работы – аналог высшего образования. Параллельное усиление IT-отрасли: начать строить новую систему с учетом фокуса на IT и одновременно реализовывать встречное профилирование IT с учетом фокуса на образование и экономику знаний. Отдельная структура – НИИ Педагогики: Создание института наставничества. Основная деятельность наставника – построение новой системы мотивации к обучению. Разработка новых образовательных технологий, учебных программ.
Новые образовательные технологии 1. «Оцифровка» классного пространства: возможность учащимся свободно сотрудничать друг с другом по всему миру; комнаты заменяются студиями и виртуальными моделями; источники знаний выходят за пределы школ и оказываются распыленными во внешнем мире. 2. Использование программ искусственного интеллекта для анализа результатов обучающихся и индивидуальной корректировки их курса или назначения заданий. 3. Игрофикация в механизмах оценки усвоенного через систему достижений и очков обеспечивает постоянную обратную связь. 4. Роль преподавателя – модератор коллективного творчества, фасилитатор. Традиционная модель «учитель-студент» уходит, так как искусственный интеллект персонализирует набор знаний и способы их подачи, и учитель концентрируется на процессе обучения, а не на его содержании. 5. Обучение происходит в форме непрерывного приложения взаимосвязанных усилий, позволяя ученикам справляться с постоянно меняющимся миром.
Откуда деньги? Основной ресурс – прямое государственное финансирование. На уровне региона: налоговые стимулы; выплаты профессиональным родителям; продажа/сдача в аренду высвобождаемых помещений детских домов; трансформация пенсионной системы; средства благотворительных фондов; приватизация; инвестиции в будущие кадры от бизнеса; перераспределение бюджетных средств.
«Куда приземляемся?» или ожидаемые результаты Итак, мы подготовили: тех, КТО занят в работе со знаниями; то, КАК эти занятые функционируют; и СИСТЕМУ самовоспроизводства и совершенствования данной конструкции. Воронежская область – суперкомпьютер, мозговой центр, действующий на организационных принципах коллективной обработки знаний.
Спасибо всем!!! Состав рабочей группы: Дмитрий Соловьев Дмитрий Бельков Юрий Долгих Ирина Трофимова Роман Лавлинский Александр Федосеев Алексей Попов Денис Захаров