ОВОС и СЭО в регионе Центральной и Восточной Европы Региональный семинар на тему «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая оценка окружающей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ми требованиями Сравнение требований Всемирного Банка по ЭО и требований законодательства Румынии Региональный семинар по защитным мероприятиям Кишинев,
Advertisements

Практический опыт в области применения СЭО в Болгарии Региональный семинар «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка»
Оценка воздействия на окружающую среду. Проектная документация.
1 Участие общественности в принятии решений в планировании, касающемся энергетики: законодательство и практика – белорусский опыт.
Экологическое проектирование и экспертиза. Нормативно-правовые основы.
Тема 6.1. Организационно-правовой механизм обеспечения экологической безопасности.
Понятие экологического контроля Цель экологического контроля Задачи экологического контроля (Закон Республики Узбекистан «Об охране природы») Объекты.
С ЕМИНАР ПО НАПИСАНИЮ ПРОЕКТНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Б ЕЛАРУСЬ.
Что такое оценка? XXI. Оценка воздействия на окружающую среду Оценка практики экологической экспертизы в Индии c использованием SWOT-анализа Серия презентаций.
Анализ регуляторного влияния и устойчивое развитие бизнеса Юрий Юрченко – к.э.н., консультант Центр коммерческого права
Актуальные вопросы правовой охраны окружающей среды в зарубежных странах Выполнили: Умаров М. Чаплыгина Н.
Экологическая оценка: экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду.
О внесении изменений в земельное законодательство.
Конгресс местных и региональных властей Совета Европы Комитет по культуре и образованию. г.Инсбрук, Австрия, 3-5 октября 2007 г. Председатель Думы г. Тольятти.
Цикл проекта ГЭФ Субрегиональный семинар для Национальных координаторов ГЭФ. Европа и страны СНГ 1-2 апреля 2008 года, Белград.
Пункты 1 и 2 статьи 9 Орхусской Конвенции: общие положения ВЫПОЛНЕНИЕ ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ СЕГОДНЯ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПУТИ ДЛЯ ЛУЧШЕЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И УПРАВЛЕНИЯ.
Россия Самарская Лука Самарская область Тольятти.
Политика Российской Федерации в области охраны окружающей среды А.Г. Ишков, Директор Департамента государственной политики в области охраны окружающей.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
ОБЩЕРОССИЙСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ РАБОТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА НИКЕЛЯ, КОБАЛЬТА И ПЛАТИНОВЫХ МЕТАЛЛОВ Современные технологии в сфере охраны труда: практика.
Транксрипт:

ОВОС и СЭО в регионе Центральной и Восточной Европы Региональный семинар на тему «Оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая оценка окружающей среды» августа 2013 г. Бишкек, Кыргызстан Нина Стоянова (дипломированный инженер) Международный консультант по вопросам окружающей среды, Болгария

Система оценки окружающей среды СЭО – для планов и программ – работает на стратегическом уровне с упором на процесс, а не на детальный технический анализ. ОВОС – для государственных и частных проектов – служит для описания и оценки всех возможных видов положительного и отрицательного воздействия на окружающую среду, которое может оказывать предполагаемый проект, включая его природные, социальные и экономические аспекты. Различия СЭО нацелена на включение вопроса окружающей среды в принятие стратегических решений, тем самым отличаясь от ОВОС, которая направлена на проекты. СООС можно рассматривать в качестве продолжения ОВОС (которая была разработана раньше) в стратегической плоскости для использования на ранних стадиях разработки планов и программ.

Планы и программы СЭО Энергетика Промышленность Транспорт Телекоммуникации Туризм Рыбоводство Сельское хозяйство Обработка отходов Ландшафтное планирование Земле- пользование Лесное хозяйство Управление водными ресурсами

Философия СЭО Систематический процесс для оценки экологических последствий предполагаемых плановых и программных инициатив. Процесс начинается на раннем этапе разработки политики, исследуя альтернативные способы достижения поставленных задач. СООС должна быть систематическим процессом с вовлечением различных учреждений в общую систему отчетности. Широкое включение заинтересованных сторон, разработчиков политики и широкой общественности является важным для успешной СООС. Успешная СООС зависит от высокого качества и неукоснительного применения методик оценки (качественных, количественных или вместе взятых). Успешная СООС является активным совместным образовательным процессом для всех сторон, в рамках которого заинтересованные стороны могут оказывать влияние на лиц, принимающих решения, в то время как лица, принимающие решения, могут повышать осведомленность в отношении стратегических аспектов политики, плана или программы.

Философия ОВОС Цель ОВОС заключается в выполнении оценки экологического воздействия тех проектов, которые с высокой долей вероятности могут оказать существенное влияние на окружающую среду, а также привлечении внимания лиц, принимающих решения, к рассмотрению возникающего воздействия на окружающую среду. Должный уровень информированности перед принятием решения о разработке проекта. Оценка воздействия разрабатывается в качестве превентивной меры. Должна придавать вопросам окружающей среды такую же значимость, как техническим аспектам и вопросам локализации, включая «нулевую» альтернативу. Рассмотрение вопросов окружающей среды должно осуществляться на ранних этапах процесса разработки. Широкое общественное участие должно обеспечивать широкое принятие реализуемых проектов.

СЭООВОС Уровень принятия решений План/программа в рамках соответствующих основ политики Проект Характер действия Стратегическое, воображаемое, концептуальное Безотлагательное, операционное Результаты ОбщиеПодробные Масштаб воздействия Макроуровень, совокупное, неопределенное Микроуровень, локализованное Временная шкала Долго- или среднесрочнаяСредне- или краткосрочная Ключевые источники данных Устойчивые стратегии развития, отчеты о состоянии окружающей среды Полевая работа, анализ образцов Тип данных Скорее качественныеСкорее количественные Альтернативы По всей территории, политические, регулятивные, технологические, фискальные, экономические Конкретные места, разработка, строительство, оперирование Точность или анализ Больше неопределенностиБольше точности Показатели оценки Показатели устойчивости (критерии и задачи) Правовые ограничения и передовой опыт Роль практика Посредник в переговорахЛицо, способствующее продвижению ценностей и норм; техник, применяющий ценности заинтересованных сторон Общественное восприятие Скорее размытое, отдаленноеСкорее реактивное (NIMBY) Основные различия между СЭО и ОВОС

Переход от «старой» системы к Европейскому подходу – опыт Болгарии До перехода Ответственный орган – один на национальном уровне; Перечень работ в рамках ОВОС – новые проекты и существующие; Оценка существующего загрязнения как часть ОВОС; Участие общественности в процессе – ограничено только публичными слушаниями; Принятие решения – одинаковое по форме и содержанию, как для новых, так и для работающих предприятий; После присоединения к ЕС Четкое разделение между планами, программами, инвестиционными предложениями и существующими объектами при проведении СЭО, ОВОС и IPPC; Участие общественности на каждом шаге процедуры; Возможность опротестования заключительного документа/решения в суде.

СЭО в Болгарии

Республика Болгария 1946 – Народная Республика Болгария 1989 – Переход 1990 – Республика Болгария 1 января 2007 г. – Болгария присоединилась к ЕС СООС в законодательстве Болгарии – Закон о защите окружающей среды, содержащий особый раздел, посвященный СЭО - Закон о защите окружающей среды – полная трансформация Директивы об ОВОС и Директивы о СЭО в 2002 и 2005 гг. - Распоряжение об условиях и процедурах в отношении Экологической оценки планов и программ – 2004 и 2006 гг.

Основные черты СЭО в Болгарии Интеграция вопросов окружающей среды в секторальные планы и программы осуществляется с 1 июля 2004 г. Большинство процедур, касающихся оценки окружающей среды (ООС), реализуются в сфере ландшафтного планирования – планах градостроительства; планах землепользования; управленческих планах для охраняемых территорий Процедуры ООС реализуются в секторальных программах – сектор энергетики, транспорта, туризма, обработки отходов ООС для программ хозяйственной деятельности – часть предполагаемой оценки Вовлечение общественности – неотъемлемый аспект – часть целостного процесса консультаций на стадии планирования

Процедура СЭО в Болгарии Изучение и определение масштаба экологической оценки Разработка исследования/отчета по ООС Проведение консультаций с общественностью и соответствующими органами власти Принятие во внимание результатов консультаций в рамках исследования/отчета по ООС Определение мер по мониторингу и контролю над осуществлением плана/программы Разработка заявления об ООС – обязательный документ перед принятием плана/программы. Содержит: мотивы, условия, меры по предотвращению, сокращению или противостоянию любому пагубному воздействию на окружающую среду, меры мониторинга Мониторинг и контроль плана/программы - Реализация до принятия – ссылка на соответствие окончательного плана/программы заявлению об ООС - На стадии реализации – регулярный отчет о мониторинге

Практический пример СЭО на национальном уровне Процедура СООС в рамках Национальной программы по обработке отходов, /НПОО/

Практический пример СЭО на национальном уровне Сторонником программы выступает Министерство окружающей среды и водного хозяйства, которое одновременно является компетентным органом по охране окружающей среды, принимающим заявление о СЭО. НПОО подлежит обязательной СЭО. Подготовка к определению масштаба оценки окружающей среды. Проведение консультаций в письменной форме с общественностью и вовлеченными органами власти. Разработка исследования/отчета по СЭО с учетом результатов проведенных консультаций на стадии определения масштаба. Отдельный отчет для оценки воздействия на охраняемые территории Natura Определение мер мониторинга и контроля над реализацией программы. Проведение консультаций в письменной форме с общественностью и органами власти, задействованными в исследовании по СЭО. Отсутствие общественных слушаний и дебатов. Принятие заявления о СЭО наряду с мерами мониторинга и контроля с учетом результатов консультаций. Мониторинг и контроль – ежегодные отчеты о мониторинге за каждый год реализации НПОО.

ОВОС в Хорватии

Республика Хорватия 1943–1991 – Хорватия была однопартийной социалистической федеративной единицей Союзной республики Югославия 1991 – Независимая Хорватия 1 июля 2013 – Хорватия присоединилась к ЕС ОВОС в законодательстве Хорватии - Апрель 1997 – Принят Указ об ОВОС – Закон об охране окружающей среды – первый законодательный акт в отношении ОВОС, заменивший Директиву об ОВОС – Положение об оценке воздействия окружающей среды

Основные черты ОВОС в Хорватии Консультативный экспертный комитет по оценке воздействия на окружающую среду делает оценку и рассматривает приемлемость ОВОС на основе исследования воздействия на окружающую среду (ИВОС). Членами комитета могут быть лишь лица, перечисленные в Списке лиц, имеющих право назначаться членами и заместителями членов комитетов по процедурам, связанным со стратегической оценкой, оценкой воздействия проектов на окружающую среду и выработкой комплексных экологических требований. Комитет осуществляет свою работу в форме заседаний. Он предлагает компетентному государственному органу проведение общественных слушаний по вопросу исследования. После проведения общественных слушаний комитет выносит свое заключение о приемлемости проекта и направляет его компетентному органу для вынесения решения, которое является обязательным для будущих разрешений на реализацию проектов. Общественность принимает участие в процедуре ОВОС посредством общественных дебатов. Общественность будет проинформирована о своем праве участвовать в процедуре ОВОС должным образом, своевременно и эффективно на ранней стадии принятия решений.

Процедура ОВОС в Хорватии Разработчик направляет исследование наряду с заявлением в Министерство охраны окружающей среды и физического планирования (МООСФП) Предложения для членов комиссии – МООСФП назначает комиссию Члены и разработчик уведомляются о назначении комиссии Первое заседание комиссии; Решение о точности и качестве проведенного экспертами исследования; Общественные слушания; Работа комиссии, в форме заседаний Местный орган власти координирует деятельность относительно общественной проверки Уведомление об общественной проверке в общественных СМИ; Начало общественной проверки Общественная проверка (в течение 2-3 недель) Комиссия получает документацию по результатам общественной проверки; Комиссия принимает решение, тем самым одобряя либо не одобряя проект МООСФП/округ получает решение комиссии и всю необходимую документацию МООСФП/округ дает свое согласие

Практический пример ОВОС на национальном уровне Процедура ОВОС применительно к площадке для гольфа (Бркач, г. Мотовун, округ Истрия, Хорватия)

Практический пример ОВОС на национальном уровне Описание проекта – Две площадки для игры в гольф с 18 лунками, 498 мест в 67 зданиях, дом для гольфа, коммерческие постройки, водоочистные сооружения, конференц-зал на 250 человек, оздоровительный центр, рестораны, парковки, теннисные корты, инфраструктура для подсоединения к существующей инфраструктуре, местная газораспределительная сеть со встроенными резервуарами, 21 искусственное озеро, 2 водосборника объемом м 3 и высотой 4 метра каждый. Общая занимаемая территория – 236 гектаров. Локализация проекта – Внизу холма, на котором расположен город Мотовун, протекает река Мирна. Там растет известный лес Мотовун. Данная территория является уникальной благодаря дикой жизни, влажной почве и изобилию ценных черных и белых трюфелей (Tuber magnatum), которые хорошо растут в данной местности. Бркач, где планируется построить площадки для игры в гольф, находится на расстоянии 1-2 км от предлагаемой лесной зоны в г. Мотовун в пределах территории Natura Также г. Мотовун является охраняемой исторической городской зоной. Таким образом при любого рода работах по развитию следует принимать во внимание потенциальное воздействие на визуальные особенности и гармоничность данного культурного наследия.

Практический пример ОВОС на национальном уровне Заинтересованная общественность, вовлеченная в процесс - Сообщение об общественных слушаниях относительно изучения экологического воздействия площадок для гольфа было опубликовано в основных местных газетах, на официальных сайтах округа Истрия и МООСФП. Общественные слушания продлились 30 дней. Около 40 человек приняли участие в общественной презентации, включая членов городского совета, представителей компании-инвестора, авторов ИВОС, экологические НПО и граждан. Были представлены письменные заключения, направленные против проекта. Расчет воздействия проекта на окружающую среду - Согласно исследованию 21% земельного участка, на котором планируется проведение строительных работ в рамках проекта, занимают особо ценные сельскохозяйственные земли, 4,5% - ценные сельскохозяйственные земли и 31,5% - менее ценные земли. Таким образом, 25,5% участка находится под особо ценными и ценными сельскохозяйственными землями, часть которых до сих пор используется по назначению. В целом, 57% задействованной территории утратит свое продовольственное назначение и будет служить цели развития недвижимого имущества. - Данная территория характеризуется геоморфологическими и геологическими особенностями, которые способствуют быстрому стоку получаемых поверхностных осадков. В таких условиях дождевая вода быстро стекает к самой нижней точке рельефа и уносит с собой потенциальное загрязнение, которое поступает с рабочей зоны в речное русло. -Воздействие на фауну – амфибий и рептилий -Существенное воздействие на природные ценности и экологические сети -Воздействие на исчезающие и редкие виды животных

Практический пример ОВОС на национальном уровне Несостоятельность/недостатки процедуры или КАК НЕ НУЖНО ДЕЛАТЬ - ИВОС не дает представления о воздействии на леса и гибели лесных экосистем; - Оценка водопотребления на нужды орошения была слишком абстрактной без принятия во внимание разумных альтернативных сценариев ; - Были нарушены заранее установленные временные рамки для проведения процедуры ОВОС, что привело к задержке; - В ходе последнего заседания произошло замещение председателя Комитета, и новым главой стал представитель Министерства туризма, ранее не принимавший участия в работе Комитета; - Государственный институт охраны природных ресурсов и Хорватское общество герпетологии составило жалобу о том, что ИВОС было проведено на основе данных, которые не были «свежими, достоверными и доступными», как того требует законодательство; - Многие вопросы, которые поднимались членами комитета, остались без ответа либо им было уделено недостаточно внимания; - Инвестор проигнорировал требование комитета предоставить обновленную версию ИВОС;

Практический пример ОВОС на национальном уровне Решение органа, занимающегося вопросами окружающей среды - В 2009 г. МООСФП, которое является ответственным государственным органом, выдало разрешение на реализацию данного проекта в случае выполнения определенных мер по ослаблению воздействия. - Без предварительного проведения новой процедуры ОВОС или пересмотра отдельных ее компонентов в 2011 г. министерство выдало новое разрешение после того, как разрешение от 2009 г. было успешно обжаловано в суде по административным делам одним из НПО. Текущее положение дел В настоящее время дело находится на рассмотрении суда по административным делам как результат судебного иска со стороны НПО в отношении второго разрешения, выданного министерством. Первое решение от 2009 г. было отменено, потому что в нем недостаточно полно пояснялось, по какой причине были проигнорированы комментарии Государственного института охраны природных ресурсов, включая запрос о проведении оценки воздействия на природные ресурсы (ст. 36 Закона), а также комментарии членов Комитета. Недостатки во время проведения процедуры и нарушения временных рамок были расценены как не имеющие отношения к конечному результату. Строительство площадки для гольфа не было начато до октября 2011 г. Также в соответствии с имеющейся информацией государственные органы не получали запроса о выдаче разрешения на строительство.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ ! Нина Стоянова (дипломированный инженер), Международный консультант по вопросам окружающей среды, Болгария Тел.: