Саттарова Елена Ивановна учитель I квалификационной категории МОУ «Лицей 1» город Чистополь Республика Татарстан Саттарова Елена Ивановна учитель I квалификационной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Мы – люди, потрясённые Шукшиным» Презентация к уроку литературы в 7-ом классе по рассказам В. М.Шукшина.
Advertisements

Урок литературы в 7 классе по теме «Сложность взаимоотношений взрослых и детей» по рассказу И.А. Бунина « Цифры» Выполнила учитель русского языка и литературы.
Рувим Исаевич Фраерман. «Дикая собака динго, или Повесть о первой любви» год.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Презентация к уроку (чтение, 3 класс) по теме: урок по литературному чтению И. Дик "Красные яблоки"
Тема: «Чтобы слышать боль каждого» (по произведениям В. Астафьева)
Виталий Закруткин «Матерь человеческая» «Матерь человеческая»урок-размышление Автор презентации: Васильева В.А. Учитель русского языка и литературы МОУ.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
«Лист бумаги: сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает.
Тишина Е.А., Правдюк Л.С., учителя начальных классов МОУ СОШ 6, г.Георгиевска 2009 год.
Неделя Семьи в Татьянинской школе Дорогие родители и учащиеся! Приглашаем Вас принять участие в мероприятиях, посвященных Дню Матери и Неделе семьи, которые.
В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа « Фотография, на которой меня нет »
Иван Сергеевич Соколов – Микитов. «Листопадничек» Литературное чтение Программа «Школа России» 3 класс Учитель: Андреева Марина Валентиновна.
Виктор Астафьев ( ) русский писатель, автор многочисленных повестей и рассказов о Великой Отечественной войне В центре внимания писателя - жизнь.
Урок по теме: А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» Краткость – сестра таланта А.П. Чехов.
Урок конференция по литературе в 6 классе Тема: Тема: Мир детства в произведениях мировой литературы. Мир детства в произведениях мировой литературы.
«И близких всех душа не позабудет…» Рассказ В.П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» в контексте повести «Последний поклон».
Добро и зло Проект слушателей курсов ОРКСЭ 2 группа Павлова М.В., Кострова Е.Н., Казанцева А.Р.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад 1 г. о. Орехово – Зуево Московской области Разработала: Воспитатель.
Тема урока: А.П.Платонов Сказка-быль «Неизвестный цветок»
Транксрипт:

Саттарова Елена Ивановна учитель I квалификационной категории МОУ «Лицей 1» город Чистополь Республика Татарстан Саттарова Елена Ивановна учитель I квалификационной категории МОУ «Лицей 1» город Чистополь Республика Татарстан

Тема урока «Война и дети» «Война и дети» Урок внеклассного чтения по рассказу А.Приставкина «Фотографии»

Цели урока Обучающие -познакомить учащихся с биографией и деятельностью А. Приставкина; -научить вдумываться в текст, постигать его смысл, идею

Цели урока Развивающие - отработка навыков определения принадлежности произведения к определенному литературному жанру; - развитие умений и навыков анализа художественного текста; - совершенствование умений выделять главное, составлять суждение оценочного характера; - отработка творческих способностей; - развитие монологической речи

Цели урока Воспитательные -воспитывать такие нравственные чувства, как гуманизм, сострадание, любовь к ближнему, подвести учащихся к выводу о том, что война - «страшное дело»; -обсудить проблему ответственности человека за ту линию жизни, которую выбирает, за те поступки, которое он совершает

Оборудование урока Портрет писателя. Фотографии памятных мест Татарстана, где бывал А.Приставкин. Портрет писателя. Фотографии памятных мест Татарстана, где бывал А.Приставкин. На парте каждого ученика текст рассказа А. Приставкина «Фотографии». На парте каждого ученика текст рассказа А. Приставкина «Фотографии». Эпиграф к уроку Эпиграф к уроку Выставка книг А. Приставкина Выставка книг А. Приставкина Стенд с фотографиями и плакатами военного времени, на которых изображены дети Стенд с фотографиями и плакатами военного времени, на которых изображены дети

Развитие речи Словарная работа Словарная работа Исследовательская работа Исследовательская работа Подготовка к выступлению Подготовка к выступлению Выразительное чтение Выразительное чтение Устное рисование словом Устное рисование словом Самостоятельные творческие работы Самостоятельные творческие работы (сочинение стихотворений на тему «Война и дети», отзыв о произведении) (сочинение стихотворений на тему «Война и дети», отзыв о произведении)

Индивидуальные и групповые задания для учащихся к уроку Три ученика занимаются поиском материала о биографии и творчестве писателя, один из них готовит выступление «Приставкин в Татарстане» (национально-региональный компонент) Три ученика занимаются поиском материала о биографии и творчестве писателя, один из них готовит выступление «Приставкин в Татарстане» (национально-региональный компонент) Один учащийся готовит выразительное чтение рассказа Один учащийся готовит выразительное чтение рассказа Желающим предлагается сочинить стихотворения на тему «Воина и дети» Желающим предлагается сочинить стихотворения на тему «Воина и дети» Один ученик, заранее прочитав текст, сочиняет стихотворение от имени главного героя рассказа Один ученик, заранее прочитав текст, сочиняет стихотворение от имени главного героя рассказа Один из учащихся, прочитав текст, приготовит отзыв о произведении Один из учащихся, прочитав текст, приготовит отзыв о произведении

Помните! Через века, через года,- помните! О тех, кто уже не придет никогда, - помните! Не плачьте! В горле содержит стоны, горькие стоны. Памяти павших будьте достойны! Р. Рождественский Эпиграф к уроку

Анатолий Приставкин: «ТАТАРСТАН – неотъемлемая часть моей души…»

ОБЗОР КНИГ Цель: привлечь внимание к разным произведениям А. Приставкина, заинтересовать чтением книг.

Коллективное размышление над прочитанным рассказом. Цель: обучение внимательному и осмысленному чтению. выделению в тексте главного.

Беседа по тексту Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало7 Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало7 От какого лица ведется повествование? От какого лица ведется повествование? Здесь встречаются слова : битва, атака, окружение? Здесь встречаются слова : битва, атака, окружение? Найдите в тексте детали, которые доказывают, что это произведение о войне. Найдите в тексте детали, которые доказывают, что это произведение о войне. Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографическим? Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать автобиографическим? Показ иллюстраций, на которых изображены дети в военное время

Характер мальчика раскрывается в его поступках. Характер мальчика раскрывается в его поступках. Что вы можете сказать о характере героя? Какие поступки он совершил? Что вы можете сказать о характере героя? Какие поступки он совершил? Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке? Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке? Каков язык героя произведения? Каков язык героя произведения? В чем его мудрость? Какое слово он нашел вместо слова «умер»? В чем его мудрость? Какое слово он нашел вместо слова «умер»? Затерялся – символ (с греческого «знак»). Он создаётся на основе переносного значения, его многозначности. Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет Находим в тексте, когда и в связи с чем он это слово употребляет Какой вы представляете Людочку? Какой вы представляете Людочку? Кто ещё герой произведения? Можно ли её осудить? Кто ещё герой произведения? Можно ли её осудить? Найдите слова, которые произносит завуч Найдите слова, которые произносит завуч Беседа по тексту

Изображение героя Главный герой рассказа живёт в сложных условиях, в мире грозном, несущем опасность. Главный герой рассказа живёт в сложных условиях, в мире грозном, несущем опасность. Герой – сильный человек, он мужествен, способен противостоять трудностям. Герой – сильный человек, он мужествен, способен противостоять трудностям. Герой истинно благородный человек, способный на сострадание, милосердие Герой истинно благородный человек, способный на сострадание, милосердие

Обобщение по рассказу Тема – война и дети, тема сиротства. Тема – война и дети, тема сиротства. Смысл названия – фотографии – реликвия, память, связь поколений. Идея – показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие. Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в мире должен быть ответственен за близких, а также за свои поступки

Словарная работа Цель: расширять и обогащать словарный запас учащихся Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия) Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом. (Семейная реликвия) Память – Память – способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта то же, что воспоминание о ком-чем-нибудь. (Хранить память о событии) то, что связано с умершим. (Посвятить книгу памяти учителя) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (Проявить милосердие) Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия (Проявить милосердие)

Творческая работа. Цель: развитие творческой способности детей, самостоятельности, умение использовать полученные сведения в рисунках, стихотворениях

НАШЕ ТВОРЧЕСТВО *** Мы не забудем никогда Тех подвигов великих И благодарны навсегда Всем, кто сражался в битвах. Печален образ маленьких героев, Когда спокойно все теперь. Мы понимаем по рассказам многих: Война - не для детей! Крайнова Ирина *** Четыре года длилась война, Сколько жизней она унесла… Люди теряли отцов, матерей, Было страшное время потер. И прошло с той поры много лет. Люди живут без горя и бед. Но память о тех страшных днях и ночах Навсегда останется в наших сердцах! Ахметова Лейсан

*** В детдоме жили мы с сестренкой И вместе коротали дни. Родителей видели только в альбоме: на фронте были они. Пришло нам страшное письмо- Беда случилась с мамой, И мне осталось лишь одно- Держать все это в тайне. Месяц за месяцем бежал, Минута за минутой, Наш папа на войне пропал, И в сердце много грусти. Война всех забрала родных, и их мы не забудем. Какой ценой достался мир, Мы вечно помнить будем! Закиров Ростислав

ОТЗЫВ О РАССКАЗЕ «ФОТОГРАФИИ» А. ПРИСТАВКИНА На уроке внеклассного чтения мы познакомились с произведением А.Приставкина «Фотографии». Рассказ мне понравился, хотя про такие произведения нельзя говорить однозначно, потому что они не просто нравятся или нет, а волнуют нас, переворачивают наши души. Автор рассказывает о жизни героев в детдоме. Главный герой - подросток, потерявший отца и мать. На его хрупкие плечи ложится забота о маленькой сестрёнке. Читаешь рассказ и чувствуешь, что мальчик умный, сильный, крепкий, он поражает своей красотой внутреннего мира, чуткостью. Простота сюжета, его безыскусственность помогают понять нам его основную мысль : даже в самых сложных ситуациях человек способен быть добрым, ответственным, милосердным. Рассказ заставил меня задуматься над многими вопросами о жизни, одиночестве, сострадании. Он учит нас милосердию, любви к ближнему. Поэтому такие произведения нужно читать всем.

Заключительное слово учителя Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Как это важно в жизни, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война, способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытания, а надо просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.

Домашнее задание: Написать отзыв о рассказе по данному плану. I Вступление I Вступление Как называется рассказ? Как называется рассказ? Кто автор произведения? Кто автор произведения? Чем для меня интересен этот рассказ? Чем для меня интересен этот рассказ? II Основная часть II Основная часть Какова тема и идея произведения? Какова тема и идея произведения? Когда и где происходят основные события? Когда и где происходят основные события? Кто главный герой произведения? Кто главный герой произведения? Каков его характер? Каков его характер? Какой эпизод особенно понравился, запомнился? Какой эпизод особенно понравился, запомнился? В чем смысл названия произведения? В чем смысл названия произведения? III Заключение III Заключение Актуальны ли проблемы, поднимаемые Приставкиным в рассказе? Актуальны ли проблемы, поднимаемые Приставкиным в рассказе? Посоветуете ли вы другу прочитать этот рассказ? Посоветуете ли вы другу прочитать этот рассказ?