Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Составитель: Рубиш Юлия Викторовна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Исторические источники «Песни про купца Калашникова…» М. Ю. Лермонтова Подготовила ученица 7ª класса МОУ Петровской СОШ Сауткина Лилия 2007.
Advertisements

Осмысление прошлого и настоящего. Н.М. Карамзин «История государства Российского» «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» Но.
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Чарушина Ирина Григорьевна Гимназия 1 г.Кирово-Чепецк 2007 г. Осмысление прошлого и настоящего.
« Минувшее проходит предо мною…» Беседа по содержанию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» с.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникова
Учитель Кузнецова Н.В. МБОУ СОШ 70 г.Красноярск. Тема: М. Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Составитель: Штина Е.С. В чем смысл обращения М.Ю.Лермонтова к эпохе Ивана Грозного?
Михаил Юрьевич Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М. Ю Лермонтов. «Песня про купца Калашникова» Учитель: Елецкая Н.В.
Тема урока : «Взгляд в прошлое из настоящего» (по произведению М.Ю. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Цель.
Алешина З.Н.. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». (1837)
Моя роль - литературовед. Моя цель Моя цель была сравнить две могилы – в поэме о купце Калашникове и поэме Беглец, причем оба произведения написал М.Ю.
М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841). М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом.
Рассказ по плану.. Главной отличительной особенностью литературы XIX века стало обращение писателей к непосредственной жизни, действительности. Уже не.
Русский поэт. Брак его родителей был неудачным. Мать умерла рано. Лермонтов получил превосходное домашнее образование. В 1827 году Лермонтов переехал.
Урок-презентация по литературе в 9 классе. Учитель: Мукучаева С.Р. Тема: М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин).
Транксрипт:

Электронные учебные материалы к уроку литературы в 7 классе по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Составитель: Рубиш Юлия Викторовна учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 5 г.Светлого Калининградской области © Rubish, 2008

« Песня про купца Калашникова » М.Ю.Лермонтов 7 класс Над могилой Калашникова живой речью говорит предание. Белинский

Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова Поэма напечатана при жизни поэта в 1838 г. в «Литературных прибавлениях к Русскому инвалиду» и в 1840г. в сборнике «Стихотворения М. Лермонтова». В издании «Стихотворений» поэма датирована 1837г., но возможно, что замысел ее возник несколько раньше. По содержанию она связана как со стихотворением «Бородино» (1836), пафос которого мечта о богатырях духа, так и с «Думой» (1838), исполненной негодования на больное, бездеятельное поколение. В «Песне» отразились размышления Лермонтова о нравственных и политических проблемах своей эпохи, о судьбе и правах человеческой личности, в частности, о судьбе и трагической дуэли Пушкина.

Белинский писал, что здесь «поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее, подслушал биение его пульса, проник в сокровеннейшие и глубочайшие тайники его духа, сроднился и слился с ним всем существом своим, обвеялся его звуками, усвоил себе склад его старинной речи, простодушную суровость его нравов, богатырскую силу и широкий размет его чувства...» (В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., т.4, М., 1954, с.504).

Иван Грозный

Москва эпохи Ивана Грозного

История опубликования Опубликование «Песни» встретило серьезные затруднения. Когда поэма была отправлена в цензуру, «цензор нашел совершенно невозможным делом напечатать стихотворение человека, только что сосланного на Кавказ за свой либерализм. Издатель Прибавлений выручил стихотворение только тем, что обратился к Жуковскому, который был в великом восторге от стихотворения Лермонтова, находил, что его непременно надо напечатать, и дал г.Краевскому письмо к министру народного просвещения. Уваров нашел, что цензор был прав в своих опасениях, но разрешил печатание на своей ответственности, не позволив, однако, ставить имени Лермонтова, которое было заменено случайными буквами» (А. Н. Пыпин. Лермонтов. В кн.: Сочинения Лермонтова под ред. П. А. Ефремова, т.1. СПб., 1873, с.LII).

История создания Возможно, что вспомнился Лермонтову и эпизод, рассказанный Н. М. Карамзиным и относящийся к эпохе Ивана IV, о чиновнике Мясоеде Вислом, который «имел прелестную жену: ее взяли, обесчестили... а ему отрубили голову» (Н. М. Карамзин. История государства Российского, т.9. СПб., 1834, с.160). Первый на это указал П. В. Владимиров (см. его книгу: Исторические и народно- бытовые сюжеты в поэзии М. Ю. Лермонтова. Киев, 1892, с.17). Обобщенный образ Ивана IV создан Лермонтовым в духе народной традиции исторических песен об Иване Грозном и отчасти «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина.

С отроческих лет Лермонтову был свойствен интерес к народному творчеству (см.: М. Азадовский. Фольклоризм Лермонтова. В кн.: Литературное наследство, т.4344, М., 1941, с ). Позже он еще более усилился под влиянием родственника и друга поэта С. А. Раевского, который был знатоком и собирателем фольклора. В литературе о Лермонтове неоднократно указывалось на связь «Песни» с народной поэзией, в частности с былинами и историческими песнями (см.: М. Штокмар. Народно-поэтические традиции в творчестве Лермонтова (там же, с ); В. Э. Вацуро. М. Ю. Лермонтов. В кн.: Русская литература и фольклор (первая половина XIX в.). Л., 1976, с ). Поэт несомненно знал, например, «Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым», изданные в 1804 и 1818 гг. Некоторые из них («Мастрюк Темрюкович», «Иван Годинович» и др.) в какой- то степени отразились в «Песне».

Опричники

Попробуем сопоставить речь героев «Песни…», объяснив некоторые слова. Кирибеевич: не кори, не обвиняй, не упрекай, раб, недостойный, запотчевать, прогневал, прикажи казнить, тяготит. Степан Парамонович: лиха беда, опозорил, не стерпеть, не вынести, насмерть биться, не сробейте.

Как видят художники сцену кулачного боя. Какой вы представляете себе эту сцену и героев «Песни…»? Какая из иллюстраций ближе вашему представлению о героях?

Словарная работа По высокому месту лобному. Лобное место в Москве «каменная подвысь против Спасских ворот; никогда не было местом казни, а царским и патриаршим, при беседе с народом, при народных торжествах и молебствиях; с него же читались указы, приговоры; казни происходили близ, на площади Китай-города». (Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка, т.2. ИО. М., 1955, с.261).

Сравните «Песню про купца…»с народной песней о Степане Разине: Схороните меня, братцы, между трех дорог: Меж Казанской, Астраханской, славной Киевской; В головах моих поставьте животворный крест, Во ногах моих положьте саблю вострую. Буде старый человек пойдет помолится… Буде млад человек пойдет в гусли наиграется… «Ах вы милые сотоварищи! Похороните меня, добра молодца, Промежду трех дорог первой Питерской, Другой Владимирской, третьей Киевской... Во правую ручку дайте саблю вострую, Во левую ручку калену стрелу, В головах поставьте чуден- дивен крест, Во ногах поставьте ворона коня». Кто ни йдет, кто ни едет мимо молодца, Мимо молодца, всяк помолится…

Домашнее задание Опишите словами рисунок, в котором вы хотели бы выразить свое понимание общего смысла поэмы, и письменно объясните, как вы понимаете слова Белинского о том, что над могилой Калашникова «живой речью говорит предание».