Промыслы народные – разные и модные. Коротко из истории. Пудожский район расположен восточнее Онежского озера и занимает площадь 12745 кв.км. Население.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Народные промыслы и ремесла Тамбовского края Выполнила : Горбачева Е. С. 31 группа 3 курс.
Advertisements

Заонежская вышивка Красным по холсту,белым по кумачу.
Виды исторических промыслов и ремесел на Кубани.
Кижи Презентация Кужелева Ивана. История острова Кижи уходит в глубокую древность. Предками современных кижан были славяне-новгородцы. В X-XI веках они.
Занятия и быт восточных славян. Занятия восточных славян Основные занятия славян : Земледелие Скотоводство Рыболовство и охота Бортничество и собирание.
. Основные части традиционного русского женского наряда - рубаха и сарафан. Рубаха - древнейший элемент одежды Уже в VI веке в костюме наших предков она.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящихся к IX-XII вв. Это фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненными.
Коренное население края - финно-угорские племена: ИЖОРА, ВОДЬ, ВЕПСЫ.
Технология 8 класс Байкалова Татьяна Леонидовна, учитель технологии МОУ СОШ с.Софийское.
Учитель ИЗО искусства, черчения, технологии Смирнов Г.В. Изучение культурного наследия чувашского народа в разделе « Художественная обработка древесины.
Народные художественные промыслы и ремесла Русского Севера представляют высокие образцы национальной художественной культуры. Ценность их не только в.
Подготовила Варламова Кристина Ученица 10 а класса МОУ « Кингисеппская гимназия » Руководитель Максимкина Светлана Евгеньевна.
Народное искусство Виды росписи. Городецкая роспись русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городец.
Народные промыслы: Поездка в ГЖЕЛЬ работа Андриановой Марии.
ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ.. Наши далекие предки украшали свои изделия различными орнаментами. Они старались привлечь к себе добрые силы природы, а от.
Большакова Людмила Александровна учитель технологии начальных классов © Гимназия 56, 2007 © Большакова Л.А., 2007.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Чегодайкина Марина Валерьевна. Стремление человека украсить свою одежду, жилье лежит в основе народного искусства. жители всегда заботливо украшали предметы.
Деревянное ремесло в нашем селе. Автор: Лукин Сергей. МОУ Анненская СОШ 2010 г.
Ярмарка -польск. jarmark, нем. Jahrmarkt - ежегодный рынок. Большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и.
Транксрипт:

Промыслы народные – разные и модные

Коротко из истории. Пудожский район расположен восточнее Онежского озера и занимает площадь кв.км. Население – 26 тыс чел. Районным центром является город Пудож. В древности Пудожский край входил в состав земель Великого Новгорода. г.Пудож - в переводе с вепсского рукав реки, залив, протока. Первое письменное упоминание относится к 1382г. В начале 17 века край подвергался разорению со стороны «панов» (поляков, литовцев), а в конце этого же века стал одним из центров старообрядчества. В 1693 году в Пудожском погосте произошло одно из крупнейших самосожжений в истории России. Погибло в огне около 1 тыс. чел. Северная часть нынешнего Пудожского района вошла в состав знаменитой Выгореции, когда-то бывшей своеобразным заповедником старообрядничества. В 1785 г. Указом Екатерины II был образован Пудожский уезд, а Пудожский погост получил статус города. В 19 веке благодаря экспедициям П.Рыбникова и А.Гильфердинга уезд стал известен как один из центров былинном поэзии на Русском Севере. В конце 19, начале 20 века Пудожский уезд стал местом политической ссылки. Во время ВОВ Пудожский район стал прифронтовым, активные действия здесь не велись. В 1999г. Пудожу присвоен статус исторического города. Через территорию района проходят дороги республиканского значения в Архангельскую, Вологодскую области.

В Пудожском крае в 1897 г. жителей, не считая города Пудожа, было (15946 мужчин и женщин), из них крестьян (исключительно бывших государственных) 92%. Население православное, иноверцы являются редкими исключениями. Приходов 23, селений 432, дворов мужской Муромский монастырь, основанный в конце XIV столетия, замечательный редкой по древности деревянной церковью Воскресения Лазаря (построена не позже XVI столетия). Церквей 40, часовен 283. Училищ монастырских образцовых 6, земских 21, церковно- приходских 22, школ грамоты 7; во всех 56 училищах учащихся 1000 мальчиков и 301 девочка ……

Со времён средневековья население Пудоги русское. Государственные крестьяне Пудожья никогда не знали помещичьего землевладения. Оброк платился в пользу государства. Главным занятием крестьянства было земледелие. Сеяли рожь, ячмень, овёс. Особой славой пользовался пудожский лён, считавшийся одним из лучших в России. Г.Р. Державин, посетивший край в 1785 году, отмечал, что в округе Пудожа почти все поля заняты посевами льна. Лён этот за гроши скупали вытегорские купцы. Скупщики имели в уезде несколько льнотрепальных предприятий, на которых было занято до 100 человек. После обработки лён вывозился в разные места Олонецкой губернии, в Петербург и даже за границу. В 1856 году мастерство пудожских льноводов удостоилось высокой оценки на Лондонской всемирной выставке. Представленные здесь образцы пудожского льна-карелки получили почётный диплом.

Герб города Пудожа высочайше утверждён был года. Описание герба: "В первой части щита герб Олонецкий. Во второй части - в зелёном поле положенные три пучка льну, в знак того, что сей город славится льном, которым снабжаются все уезды наместничества и отпускается за границу".

Основным занятием русского населения Пудожья было земледелие. Местные крестьяне сеяли озимую рожь, ячмень, овес, горох, пшеницу и другие культуры, распространенные на территории Олонецкой губернии. На огородах местных жителей часто можно было обнаружить репу и картофель. Коровы овцы и лошади давали не только молоко и хлеб, но и помогали возделывать землю.

При церковном расколе множество монастырей и церквей было сожжено, отдельные группы крестьян, не желавшие мириться с новыми уставами, устраивали акты самосожжения. В 1695 году было основано знаменитое Даниловское старообрядческое общежитие, положительно повлиявшее на уровень жизни местных крестьян. При общежитии детей учили грамоте, а взрослые могли заняться изучением древних ремесел.

Активное развитие Даниловского общежития продолжалось до середины XIX века. К началу XVIII века на территории Пудожского уезда начинается строительство заводов по производству изделий из стекла и железа. Кстати, стекольные заводы продолжали функционировать до начала XX века, а их продукция продавалась не только в Петербурге, но и на различных ярмарках по всей стране. Все пудожские мужчины занимались охотой и рыболовством, так как неурожаи случались здесь довольно часто. Среди жителей Пудожского уезда было немало плотников (впрочем, рубить дома умело большинство крестьян), кузнецов (слава наиболее искусных мастеров наковальни и молота знали далеко за пределами уезда) и портных. На ярмарках Петербурга и Москвы довольно часто можно было найти предметы и вещи, созданные крестьянами из Пудожья. Кроме того, часть изделий отправляли в северные районы для обмена их на сельдь и соль.

Немного из истории ремёсел Олонецкой губернии

По видам промыслов число кустарей и ремесленников в Олонецкой губернии распределялось следующим образом: обработка дерева – 42%, обработка животных материалов – 18,8%, обработка волокнистых материалов и тканей – 16%, обработка металлов и минералов -19,8%, другие производства – 3,4%. Преобладание деревообработки объясняется, конечно, обилием леса в губернии, также как и наличие ископаемых богатств поддерживало такой промысел, как обработка минералов. Достаточное развитие обработки животных материалов, волокнистых материалов и тканей, а также обработки металлов объясняется повсеместной потребностью населения в продукции этих видов ремесла – одежде, обуви, железных изделиях.

Ремесло - это профессиональное занятие, изготовление изделий ручным, кустарным способом. В деревнях занимались плотничеством, ткачеством, плетением, кружевоплетением, кузнечеством, делали бочки, печки, копали колодцы, были люди коновалы, сапожники и кататели валенок.. Крестьяне занимались многими ремеслами, используя условия особенности и наличия материала данной местности.

Сундучно-ящичное и корзино-коробочное ремесло (с производством маленок, туесов, лаптей, корыт, решет и т.п.) Маленка – деревянная кадочка, мера для зерна, распространенная в России. Практически все кустари этого производства – земледельцы (117 человек из 136). Наибольшее число мастеров из Петрозаводского (48), Олонецкого (24), Пудожского (19) и Вытегорского уездов (18 человек).

Корзины делали из дранки («лучины»), отчасти плели из бересты. Корзиночный промысел (сравнительно с производством других изделий) привлекал гораздо большее число работников и давал больший заработок. Работали в этом промысле практически одни мужчины. Заготовка материала была очень важна. Необходимо было уменье выбрать дерево и распилить его так, чтобы сердцевины не осталось нисколько. Наколотые куски дерева длиной в сажень (чуть больше 2 м) клали в печь – «чтобы помякли» на сутки и затем щипали ножом. Корзины хорошо продавались на местах производства, т.к. в каждом доме нужны были т.н. «плетюха» – для таскания сена коровам и лошадям, «ручные» корзины. Много производилось и привозилось в Петрозаводск на торг корзин из Авдеевской волости Пудожского уезда, Толвуйской волости Петрозаводского уезда. Цены на корзины были невелики: коп. – большая корзина, маленькие – от 2 коп. за штуку.

Берестяные изделия – корзины, дорожные кошели – стоили гораздо дороже (от 1 руб.), были прочные, но «грубого фасона». Бересту для изделий сдирали весной, пока дерево «в соку» – в мае, июне. Изготовлением же изделий занимались поздней осенью и зимой. Берестяные изделия отличались «замечательной прочностью» – например, берестяной «туюс» (небольшой цилиндрический, с выемной деревянною крышкою сосуд из целой бересты для ношения молока, сметаны, яиц и др. съестных припасов) мог быть в употреблении 25 лет. Такой «туюс» охотно раскупали на базаре и горожане. Из бересты, разрезанной на узкие ленты, плели корзины с крышками, заменяющие чемоданы.

Экипажный промысел Кустарей этого промысла насчитывалось 744 человека, из которых в Петрозаводском уезде – 197, Вытегорском – 156, Олонецком уезде – 148, Пудожском – 110, Повенецком – 67, Лодейнопольском уезде – 66 человек. Почти все кустари были земледельцами, несеющих было всего 12 человек. Экипажный промысел был широко распространен в губернии, так как продукция его нужна была в каждом хозяйстве, требовала специальной подготовки для производства и – соответственно – не могла быть изготовлена самим хозяином. Промысел по видам продукции можно разделить на несколько частей: кабриолеты, тарантасы, телеги (дроги, кибитки, оси, тележные кузова), оси тележные, колеса, сани, дровни, ободья, дуги, клещи хомутные, седла. Из них наиболее распространены были: санный, дровенно-подсаночный, колесный, тележный.

Выездные сани

Гончарный промысел Промысел был исключительно кустарный, всех кустарей – 279. Производство гончарных изделий было сосредоточено главным образом в Лодейнопольском и Вытегорском уезде. Процесс гончарных работ был таков: делался запас глины, дров и прочих материалов; если работников в мастерской было достаточно, заготовка глины и дров могла производиться во время самих гончарных работ. Глину частями клали в ящик – парить и в течение двух дней перемешивали лопатами. Затем выкладывали на пол и мяли голыми ногами. Один средней величины ящик глины взрослый работник разминал 4 дня. Глина становилась эластичной и готовой к работе. Посуда делалась так: гончар намоченной в воде рукой брал ком глины и клал его на середину деревянного круга, вращающегося на железном веретене. Быстро вертел круг в одну сторону левой рукой, вкладывая в это же время четыре пальца правой руки внутрь глиняного кома, большим пальцем правой руки захватывая этот глиняный ком снаружи, все время пригибая его к остальным пальцам и понемногу приподнимая и оттягивая кнаружи. Таким способом глина вытягивалась и ей придавалась желаемая форма. Сделанная посуда осторожно срезалась «сутугой» (медной проволокой). В этой срезке и заключалось главное искусство гончара. После снятия с круга к посуде приделывалась ручка. Снятая посуда сушилась на деревянных «нарах» от 2 дней до 3 недель, затем ее красили («обливали», клали поливу).

Гончарные изделия сдавали скупщикам, которые обычно приезжали зимой, когда у кустарей была большая нужда в деньгах (на подати). Вытегорские гончары продавали изделия в Вытегру, Пудож, Каргополь, Петрозаводск, в Белозерский уезд Новгородской губернии и даже в Архангельскую губернию – «чем дальше заедут, тем выгоднее продадут». Шапшинские кустари сбывали товар скупщикам и сами развозили по уездам, а также в Олонец, Петрозаводск, Петербург и Финляндию. Гончары Повенецкого и Пудожского уезда продавали посуду на местах и по окрестным деревням. Их посуда была неглазированная, только обожженная в печи; вырабатывалась из хорошей глины, но не отличалась прочностью. Здесь к началу XX века гончарные изделия стали вытесняться чугунными.

О талантливом пудожском гончарном мастере Михаиле Кузьмиче Москвине вы можете прочитать в замечательной книге В. Опарина «Хождение к Буян - камню». Глава называется «Чёрный лебедь». «Не боги горшки обжигают, а те же новзимцы» – так в старину говорили на пудожской земле потому, как в деревне Новзимо и проживал мастер Москвин.

^ Постройка судов и лодок Шитьем лодок занимались в 38 волостях 156 человек, из которых в Петрозаводском уезде – 68, Повенецком – 41, Пудожском – 25, Лодейнопольском – 14, Олонецком – 10, Вытегорском – мастера занимались только шитьем лодок, остальные совмещали этот промысел с другими. Самое большое число кустарей- лодочников было в Великогубской волости (22 мастера в 13 селениях). В Повенецком уезде на постройку лодок выбиралась преимущественно сосна высотой 3 сажени (примерно 6,4 м) и 5,5- вершковой толщины (примерно 24,4 см). На одну лодку длиной 2,5 сажени (немногим более 5 м) таких деревьев шло 5-6. Лес брался из крестьянского надела или же от заказчика. Цена такой лодки была руб. Для заготовщиков леса делались лодки и 4-х саженные (примерно 8,5 м длиной). Стоимость ее составляла руб. На постройку одной лодки уходило от 6 до 15 летних дней. В Водлозерской волости (Пудожского уезда) 5 крестьян-кустарей деревни Гумар-наволок занимались шитьем лодок для себя и на продажу. На лодки для обшивки шел сосновый лес, для «упругов- коржиньев» (шпангоутов) – еловый. Заготовка леса делалась в марте, а постройка лодки – с середины апреля до половины мая. Крестьянская лодка была длиной от 2,5 до 3 саженей длины (5,3 – 6,4 м), лодка для лесопромышленников – 4-5 саженей (8,5–10,7 м).

В главе «Мастер с золотого острова» вы узнаете о мастере по шитью лодок уроженце Колгоострова Алексее Васильевиче Трифонове.

Портновское ремесло Портняжным мастерством занято 634 человека в 6 уездах (413 мужчин и 221 женщина: 161 – в Петрозаводском, 109 – в Вытегорском, 99 – в Олонецком, 92 – в Пудожском, 87 – в Повенецком, 86 – в Лодейнопольском. Наиболее значительными по числу кустарей волости, из которых преимущественно и происходил отход, были Мятусовская Олонецкого уезда (300 мастеров), Великогубская и Толвуйская Петрозаводского уезда (соответственно 135 и 93), Шунгская Повенецкого уезда (72). Круглый год работало лишь 12% кустарей, остальные отдавали портновскому ремеслу в среднем около 5 месяцев, преимущественно зимой. Размеры заработка колебались от очень низкого (в отдельных случаях – 2-10 руб. в год) до весьма значительного – 400 руб. При ручной работе заработок был ниже, чем при шитье на швейной машине. При подворной переписи зарегистрировано всего 262 машины (как ручные, так и ножные), 168 из них – в Олонецком уезде. Большинство машин приобреталось от фирмы «Зингер», агенты которой объезжали уезды 5-6 раз в году.

Плетением сетей на продажу занимались 263 человека, из которых в Петрозаводском уезде – 108, Повенецком – 50, Пудожском – 45, Лодейнопольском – 26, Олонецком – 21, Вытегорском – 13 человек. Вязанием сетей занимались преимущественно старики и дети (149 человек из 263). Для изготовления крупных сетей иногда составлялись артели по 3-4 человека, каждый из которых плел отдельную часть невода; части затем сшивались. Большой невод мог быть 100 сажень длиною (примерно 213 м). За работу брали руб. Работали чаще «от себя», чем на заказ. Плетение невода занимало 6 недель, посадка невода на веревку – 2 недели. Невод при регулярном ремонте служил 2 года, мережа и сетка – 3 года.

Стекольный промысел Промысел принадлежал к наиболее старым – появился он, видимо, с появлением стекол в Олонецком крае. Промысел состоял в изготовлении оконных рам и вставки в них стекол. Все стекольщики были отхожие ремесленники, исключение – стекольщики Пудожского уезда, которые работали дома. Центр стекольного промысла – Ладвинская волость Петрозаводского уезда, которая давала 577 ремесленников (общее число – 742), из смежной с ней волости – Шелтозерскобережной – уходило в отход 117 человек. На промысел уходили с окончанием уборки хлебов (в конце августа). Инструмент ремесленника: ручная пила, рубанок, шпунтубель, ножик, алмаз. Стекольщик покупал в городе стекло и вывозил в деревню, избранную временным центром работ. Для стекла, инструмента и замазки делался наспинный ящик, в который накладывалось листов стекла. Вес наполненного ящика был не менее 2,5 пудов (40 кг), с ним и начинал стекольщик обход «своего» района. В деревнях уже обычно ждали его прихода, заделывая до времени разбитые стекла лучинами. Стекольный промысел считался выгодным и легким: заработок свыше 100 руб. за период с 15 августа по 20 ноября был обычным. Выгодность и легкость стекольного промысла привела даже к сокращению отхода молодежи Шелтозерскобережной волости на их старинный камнеломно-камнетесный промысел.

Ловля жемчуга Олонецкая губерния славилась жемчугом во времена новгородского владычества и торговала им с Новгородом. Жемчуг добывался матового, серого и – как редкость – черного цвета. К началу XX века богатая добыча жемчуга отошла в область преданий. В семьях сохранялись (и носились по праздникам) головные и шейные уборы, шитые жемчугом и украшения из него. Авторы исследования отмечают, что им известны случаи ловли жемчуга «в настоящее время» – в реке Рахковке Мирошкинской волости Лодейнопольского уезда, в реке Андоме Макачевской волости Вытегорского уезда, в реке Тубе Авдеевской волости Пудожского уезда и – главным образом – в реках Лумбушке, Повенчанке, Пиндушке и ручьях Светлом и Вичам Повенецкого уезда. По наблюдениям ловцов жемчуга, встречался он только в тех речках, где водилась рыба торпа (разновидность пальи, род лососей). К описываемому периоду жемчуг попадался больше случайно, во время купания или умывания в реке. Специально занимался этим промыслом лишь один крестьянин из дер. Рахковичи Лодейнопольского уезда.

«Жемчужные раковины добывались в прибрежных к Белому морю реках Кемского уезда, Повенецом уезде, а также в Пудожье – на Муромском озере, реках Водле, Пяльме, Тубе и других». «Одно из любимых крестьянских украшений – это серьги – «бабочки». Они состояли из латунной основы, покрытой жемчужными нитями, и ажурной сеткой с двух сторон в виде крыльев бабочки из жемчуга, нанизанного на белый конский волос. В конце 19 века, когда жемчуг стал большой редкостью, крестьянки начали использовать для изготовления подобных серёг бисер… Металлические основы серёг создавались кузнецами на заказ. Их можно было приобрести и на ярмарках…» Из книги А.Яскеляйнен «Жемчужные и бисерные украшения в крестьянской культуре Олонецкого края».

Серьги – «бабочки». 19 – нач. 20 в.. Техника: низание. Материал: речной жемчуг, бисер, конский волос. Из фондов музея «Кижи».

Серьги – «бабочки». Реплика г. Техника: низание. Материал: бисер, леска, латунная основа.

Вышивка – самый развитый вид русского народного творчества. Шитьём занимались повсюду. Оно не требовало специальных приспособлений, а холст, нитки и игла были в каждом доме. Девочке в 7-8 лет дарили пяла, и она в свободное от другой работы время училась вышивать. Насколько большое значение придавалось вышивке, видно из слов старой русской песни: Учи сына в писаря, писаря Учи дочку вышивать, вышивать. Умение женщин вышивать приравнивалось к грамотности мужчин. В древности многие из узоров вышивки имели определённый смысл. Не было произвольным и расположение орнамента на вещах. Вышитый узор приобретал магическую силу и исполнялся в строго определённых местах. Орнаментом украшали ворот, грудь, широкую кайму на подоле и особенно рукава.

Орнаментом украшали ворот, грудь, широкую кайму на подоле и особенно рукава. На старинных рубахах узор покрывал весь рукав, на более поздних – только оплечье. Окружая руку символами, человек хотел увеличить её силу и ловкость. Позже древние знаки превратились в чисто декоративные мотивы, из которых мастерицы составляли множество декоративных композиций. С течением времени в разных районах выработались свои излюбленные типы узоров и особенности шитья.

«Разнообразие видов орнамента пудожской вышивки наглядно демонстрирует кижская коллекция. Древний мотив птицы – павы в самых разных вариантах… Встречается в пудожской коллекции и изображение геральдического льва, пришедшее на Русь в средние века из Византии и Италии. Пудожский лев несёт в себе все признаки, присущие этому образу в его северно - русском варианте: устрашающе раскрытая пасть, царственно поднятая передняя лапа, процветший хвост. Вышивали пудожанки и геральдических двуглавых орлов известных на Руси ещё со времён Византии…» Из книги Л.В. Трифоновой «Декоративно – прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи».Стр. 15.

Об истории народных промыслов и ремёсел говорят немые свидетели былых времён - предметы быта, созданные умелыми руками наших земляков.

Прялки в былые времена были в каждом доме и представляли собой великолепные произведения декоративно – прикладного искусства. Широкие лопастки пудожских прялок по всей плоскости богато украшались росписью, в которой преобладал мотив цветущий ветви.

«Жили в нашей бедняцкой деревне замечательные резчики по дереву. Особенно красиво и тонко вырезали они прялки. Как –то дочь показала мне большую книгу «Русские прялки». Там наши кенозёрские Враговы в числе больших мастеров упоминаются. Этим они ещё до революции славились…» Глава «Там, где кончается Пудожский тракт».

Пудожские душегрейки

Гарусный платок. Кокошник. Золотое шитьё.

Половик. Полотняное переплетение. Пестрядь. И в наши дни в деревенских домах полы покрыты такими уютными и экологически чистыми половичками.

Шкаф - заборка

Шкафчик посудный

Список используемой литературы: 1. Косменко, Анна Павловна Карельское народное искусство, - Петрозаводск: Карелия, Трифонова, Людмила Викторовна Декоративно- прикладное искусство Пудожья и Заонежья в собрании музея «Кижи», - Петрозаводск, Народное искусство Карелии: Каталог выставки музея Кижи, - Петрозаводск: Карелия, Опарин, Вячеслав Григорьевич Хождение к Буян – камню, - Петрозаводск: Карелия, Яскеляйнен, Анастасия Александровна Жемчужные и бисерные украшения в крестьянской культуре Олонецкого края. – Петрозаводск: Издательский центр музея – заповедника «Кижи». 6.Кижи: альбом – путеводитель по музею – заповеднику. – Петрозаводск : Издательский центр музея – заповедника «Кижи», Ресурсы Интернета.