Социология потребления Рощина Яна, Надеждина Евгения Государственный университет – Высшая Школа Экономики Москва, Факультет социологии 2010.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Главные вопросы экономики Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществознания.
Advertisements

Задачи: 1.Дать понятия терминам: разделение труда, производительность труда, собственность, кривая производственных возможностей. 2.Охарактеризовать экономические.
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В. ЛОМОНОСОВА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Под редакцией профессора К.В. Папенова.
ГИА по обществознанию, 9 класс Тема 3. Экономика, часть 1 вопросы кодификатора.
Исследование рынка молочных продуктов. Москва Октябрь 2012.
Материалы совета кураторов 30 ноября 2011 года. Применяемая терминология Дисциплина является сложной, если в группе более 50% задолжников в течение семестра.
Человеческий капитал и рациональное поведение Скоробогатов А. С. Кафедра институциональной экономики НИУ ВШЭ СПб.
Люди, деньги и работа: социально-экономические итоги 2008 года.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
1 Постановление Правительства РФ от г. 946 «Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим.
Тема: Доходы и расходы семьи. Экономика. 10 класс.
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Актуальные вопросы технологии реализации ФГОС ВПО.
1 Выпускная квалификационная работа Становление коммуникативной компетентности студентов.
Тема 2. Проблема потребительского выбора.. Бюджетное ограничение «Бюджетное ограничение» - означает, что количество денег, на которое можно приобрести.
Материалы совета кураторов 30 июня 2011 года. Критерии сложности дисциплин по семестрам Дисциплина является сложной, если в группе более 50% задолжников.
1 Дисциплина Дифференциальное Исчисление (ДИ) (Консультация 2) Кафедра высшей математики ТПУ Лектор: доцент Тарбокова Татьяна Васильевна.
Типовые расчёты Растворы
Экономика и её роль в жизни общества Бочкарёва Т.Н., учитель истории и обществования.
Электронный мониторинг Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Петряева Е.Ю., руководитель службы мониторинга.
Транксрипт:

Социология потребления Рощина Яна, Надеждина Евгения Государственный университет – Высшая Школа Экономики Москва, Факультет социологии 2010

2 Контакты: Кафедра экономической социологии – ; Рощина Я.М. - Надеждина Е.В. - Филиппова Т.Н. -

3 Интернет-программа 246/index.html 246/index.html

4 Интернет-программа

5

6 Интернет-программа

Требования к студентам. Введение. Лекция 1

8 Критерии оценки Обязательно к выполнению для получения оценки: 20% - эссе ( к 1 декабря, 1 день просрочки – 1 день штрафа, после 15го декабря эссе не принимается и оценка за экзамен - неудовлетворительная) 40% - экзамен Необязательные составляющие: 15% - контрольная (30.09 в 12:10) 20 % - доклады (10% - первый, 10% - второй) 5% - посещаемость

9 Критерии оценки Для положительной оценки (4 балла) необходимо набрать не менее 40 баллов баллов – 4, баллов – 5, баллов – 6, баллов – 7, баллов – 8, баллов – 9, баллов – 10.

10 Требования к докладам Доклад по теме семинарского занятия студент делает на основе литературы, предложенной преподавателем. Все статьи и части книг содержатся в «Хрестоматии по социологии потребления» и размещены в электронном виде в интернет- программе. В списке – тема семинара, название статьи, страница в ридере

11 Тексты к семинарам для докладов

12 Требования к докладам В течение каждого семинара делается около 5-6 докладов по теме семинара. Студент, делающий доклад, должен представить до начала семинарского занятия тезисы доклада (1-2 стр.), а затем кратко и внятно (10-12 минут) изложить материал статьи (главы книги), ответить на вопросы студентов тезисы проходят проверку на антиплагиат с прошлыми годами

13 Требования к докладам Тезисы доклада высылаются НАКАНУНЕ семинара: преподавателям по адресу ; на электронный адрес курса или группы распечатываются к докладу в 1 экз. преподавателю Доклад без тезисов засчитывается в объеме 50% оценки

14 Семинарские занятия и доклады: С1 - 03/11 Шоппинг как стиль потребительского поведения(англ.яз.) С2 - 11/11 Ж. Бодрийяр: «Cистема вещей» С3 - 18/11 Ф. Бродель: История потребления в эпоху капитализма. С4 - 25/11 Потребление в СССР: дефицит и очередь С5 - 2/12 Потребление в сферах питания и одежды (англ.яз.) С6 - 09/12 Потребление в сферах досуга и туризма (англ.яз.) С7 - 16/12 Макдональдизация, глобализация, постмодерн

15 Лекции: 1-вводная; 2 – эконом.теории (2.09) 3-4 – новые эконом.теории (9.09) 5 – решение задач; 6 – история (16.09) 7-8 – потребление в СССР и России (23.09) Контрольная (30.09); (статистика и эссе) 9 – формирование ценности вещей; 10 – система знаков (7.10) 11 – стиль жизни 12 – стратификация 13 – новые общества 14 - макдональдизация

16 Требования к написанию эссе Объем эссе – 6-8 стр., 12 кегль, 1,5 интервал. В эссе необходимо показать умения и навыки самостоятельной работы со статистическими данными о развитии сферы потребления в России. Литература для написания эссе – статистические справочники Росстата; основной источник данных – «Социальное положение и уровень жизни населения России», М., Росстат, последний год издания на момент чтения курса. Размещен на сайте Росстата. - сайт Росстата (эл.версии сборников + центральная база статданных)

17 Статистические сборники

18 Требования к написанию эссе в эссе нужно проанализировать: либо динамику потребления в какой-либо сфер (например, товары длительного пользования, продукты питания, жилье, медицинские, образовательные услуги, культура и т.д.), либо различия в потреблении между социальными группами (по доходу, составу семьи и т.д.). либо различия в потреблении между регионами России или Россией и другими странами

19 Требования к написанию эссе Эссе сдается в распечатанном виде преподавателю 1го декабря В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ высылается на электронный адрес преподавателей или (по размещается в системе «антиплагиат» Эссе проходит проверку на антиплагиат, в том числе с прошлыми годами

20 Контрольная работа По первому разделу курса (экономический подход к изучению потребления + задачи) 30-го сентября краткий ответ на 3-4 вопроса, а также решение 3-4 задач 1 час 20 минут

21 Экзамен открытых вопросов, подразумеваются краткие ответы (в форме плана) Письменная экзаменационная работа считается выполненной успешно, если дан ПОЛНЫЙ ответ хотя бы на один вопрос 2 часа астрономических Списывание = удаление из аудитории

Предмет социологии потребления

23 Зачем нужно изучать потребление? потребление может быть предметом чисто теоретического, концептуального изучения, так же как и любое другое явление общества или природы; изучение потребления позволяет прогнозировать поведение людей в этой сфере и, следовательно, оценивать, например, спрос на различные товары; кроме того, знание закономерностей потребления позволяет воздействовать на него, например, стимулировать покупки того или иного продукта.

24 Принципы классификации процесса потребления. По протяженности процесса во времени различают: одномоментное (или очень непродолжительное во времени) потребление – например, потребление пищи, хотя нужно определить, с какого момента начинается потребления – с момента покупки или с момента непосредственного процесса еды; растянутое во времени потребление – например, в квартире люди могут жить годами.

25 Принципы классификации процесса потребления. По числу пользователей потребление может быть: индивидуальным; групповым, поскольку есть блага, потребляемые коллективно – например, такие, как театр, автобус, образование. Но смотреть спектакль или ехать в автобусе может и один человек, в то время как ряд благ немыслим, если ими не пользуются все люди - например, организация дорожного движения, принятие законов, охрана границ государства.

26 Принципы классификации процесса потребления. По стоимости потребляемого блага выделяют: платные блага, то есть потребление товаров (вещей и услуг, приобретенных за деньги), бесплатные блага, то есть потребление не купленных товаров и услуг, а тех благ, которые или произведены самими людьми, или предоставляются им бесплатно, или общедоступны. (приведите примеры таких благ)

27 Принципы классификации процесса потребления. По субъекту потребления можно выделить: личное потребление (индивидов, домохозяйств); производственное потребление (предприятий, организаций). Конечно, на предприятиях тоже работают люди, но использование, например, металла, для производства труб не удовлетворяет никаких личных потребностей работников.

Как дать определение потреблению ?

29 нередко потребление определяют как: процесс приобретения и конечного использования потребительских благ и услуг ИЛИ процесс удовлетворения потребностей

В чем слабость таких определений?

31 Определение В.В.Радаева потребление – это использование полезных свойств того или иного блага, сопряженное с удовлетворением личных потребностей человека и расходованием (уничтожением) стоимости данного блага

32 Определение Ж.Бодрийяра Потребление это не пассивное состояние поглощения и присвоения… Потребление это не материальная практика и не феноменология «изобилия», оно не определяется ни пищей, которую человек ест, ни одеждой, которую носит, ни машиной, в которой ездит, ни речевым или визуальным содержанием образов или сообщений, но лишь тем, как все это организуется в знаковую субстанцию: это виртуальная целостность всех вещей и сообщении, составляющих отныне более или менее связный дискурс. Потребление, в той мере в какой это слово вообще имеет смысл, есть деятельность систематического манипулирования знаками.

33 Базовые свойства потребления потребление – это мотивированная деятельность, направленная на удовлетворение «потребности» или «желания»; у процесса потребления есть объект (вещь или услуга, т.е. то, что именно потребляется), обладающий определенным набором свойств (овеществление); у потребления есть также субъект, т.е. тот, кто именно потребляет (это может быть человек или группа людей), также со своими характеристиками; кроме того, и сам процесс имеет некоторые характеристики – как, каким образом на основе каких механизмов сначала происходит выбор, а затем собственно потребление (использование субъектом потребления его объекта),

34 Какие дисциплины изучают потребление? Экономика Психология Маркетинг … Социология …

35 Потребление в социологии: Это социальное действие, так как: объект потребления является результатом труда самого человека или других людей и, следовательно, отражает их отношения субъект потребления – человек – вынужден вступать в отношения с другими людьми для того, чтобы иметь возможность что-то потребить

36 Различие в подходах к анализу потребления = различие в подходах к модели человека различие в ответе на вопрос «почему»: Почему различается поведение людей в потреблении??

37 «Почему различается потребительский выбор»? Психология: различия в индивидуальных вкусах и типах личности Экономика: потребление – это достижение определенной цели при ограниченных ресурсах, у индивидов различаются и цели (вкусы), и ресурсы (ограничения) Социология: вкусы формируются как результат группового взаимодействия; в число ограничений входят социальные нормы; потребление выступает как особый язык (система знаков)…

38 Различие понятий при изучении потребления Экономика: «рынок», «предпочтение», «цена», «ресурс», «ставка процента» Социология «мотив», «норма», «социальный статус», «санкция», «роль»

39 Различие вопросов при изучении потребления Экономика на микроуровне: какой из двух наборов товаров выберет человек при данных вкусах, доходе, ценах? на макроуровне: как изменится объем потребления населения при росте банковской ставки процента? Социология на уровне социальных групп: как влияет на потребление человека его социальный статус? на уровне общества в целом: что такое «общество массового потребления»?

40 Какие самые общие вопросы задают при изучении потребления? Кто именно является потребителем? (Анализ субъекта потребления). Что именно потребляется и каковы его свойства? (Анализ объекта потребления). В каком количестве потребляется благо? (Анализ объема потребления). Что именно и в каких пропорциях потребляется? (Анализ структуры потребления). Есть ли устойчивые образцы структур потребления у различных групп населения? (Типологический анализ потребления). С какой целью (зачем) потребляется благо? (Анализ мотивации потребления).

41 Какие самые общие вопросы задают при изучении потребления? Когда именно потребляется благо? (Анализ временной структуры потребления, или разделения дохода на потребление и сбережения). Как (каким образом, способом) потребляется благо? Какова стоимость (цена) приобретенного блага? Как влияют на объем потребления цены и доходы? Какие институты общества (механизмы, нормы, правила) связаны с потреблением? Как происходила трансформация потребительских практик и институтов потребления с течением времени? (История потребления). Какие смыслы люди приписывают потребляемым благам?