1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
Advertisements

1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Методы психологии Подготовили: Магистранты группы М Сесорова Диана Баянбековна Тасбалта Аяулым Шарипбаевна Министерство образования и науки РК.
Предметом изучения современной психологии являются: Психические познавательные процессы Психические состояния личности Психические свойства личности ощущениеактивностьнаправленность.
Тема 2. Методологические основы и научный аппарат диссертации Учебные вопросы: 1. Методология научного исследования. 2. Научный аппарат диссертации.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
Дифференциация и интеграция научного познания Интеграция науки - появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Методология научных исследований. Методика теоретических и экспериментальных исследований.
* Экспериментальная психология – это не отдельная наука, это область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:
Оценка результатов деятельности Серова Н.Л.. Результаты профессиональной деятельности Сохранность контингента; Сохранность контингента; Уровень достижений.
Устойчивость управления по предсказуемости Раздел 7.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Транксрипт:

1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности

«МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО- АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» Автор курса: д.п.н., проф. ГАГАРИН Александр Валерьевич Учебная дисциплина:

ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Учебн ый блок :

4 Лекционно-практическое занятие 3 (12 часов) Организация научного исследования Эмпирическое исследование

Часть 1 «Введение в экспериментальную психологию» с элементами практического занятия (4 часа) Вопросы: 1. Эксперимент в психологии: за или против? 2. Экспериментальная психология: самостоятельная дисциплина или интегральная научная область? 3. Эксперимент в системе методов психологического исследования 4. Сущность и общая характеристика психологического эксперимента

ВОПРОС 1: ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ: ЗА ИЛИ ПРОТИВ?

Что такое психологический эксперимент? Опыт с картами («Трасса 60»)

Что такое психологический эксперимент? проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого

Противоречие экспериментальной психологии в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо; психология как наука без эксперимента несостоятельна. (точки зрения о применимости неприменимости эксперимента в психологии)

Противоречие экспериментальной психологии Первая точка зрения Предмет исследования в психологии слишком сложен. Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации. В психологическом эксперименте неминуемо субъектсубъектное взаимодействие (испытуемыйэкспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов. Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов). Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.

Если психологический эксперимент применим, что он дает психологу? Эксперимент с пирамидами Эксперимент на улице

Противоречие экспериментальной психологии Вторая точка зрения Эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления. Опыт «Плохой хороший человек» (практическое занятие на 2 часа!)

Противоречие экспериментальной психологии Альтернативная точка зрения Идея об уровнях психической организации (0 физиологический уровень, 1 психофизиологический уровень, 2 уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 интегративный уровень психики, 4 уровень личности, 5 уровень индивидуальности). Мощность естественнонаучного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности.

Вопрос 2: Экспериментальная психология: самостоятельная дисциплина или интегральная научная область?

Научная дисциплина 1. Четкая идеологическая база (методологию) 2. Собственный объект исследования 3. Собственный предмет исследования 4. Собственные методы исследования 5. Четко сформулированные цели и задачи 6. Отдельные части науки (проблемы, направления, частные отрасли) 7. Органичное представление в системе науки

Начало экспериментальной психологии Первая школа экспериментальной психологии Вундт (Wundt) Вил ьгельм ( , Неккарау, Баден, , Гросботен, близ Лейпцига), немецкий психолог, физиолог, философ и языковед

Основные события XVI век первые сведения о психологических экспериментах (изучением элементарных психических функций - ощущений, восприятия, времени реакции). XVIII век начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью публикация книги Фехнера «Элементы психофизики» публикация книги Вундта «Физиологическая психология» основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа публикация работы Г. Эббингауза «О памяти» (автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и факторами посредством решения каких-либо задач).

Экспериментальная психология (соответствующие точки зрения) Вся научная психология как система знаний, полученных на основе экспериментального изучения поведения человека и животных Теория психологического эксперимента, включающая его планирование и обработку данных (европейская школа) Система экспериментальных методов и методик, реализуемых и конкретных исследованиях (американская школа) Научная дисциплина, занимающаяся проблемой методов психологического исследования в целом

Отечественная традиция С 1909/10 гг. – чтение курса «Экспериментальная психология» в Московском университете, далее в Московском психологическом институте (ныне ПИ РАО) Экспериментальная психология – дисциплина по методике эксперимента в психологии ЧЕЛПАНОВ Георгий Иванович ( ) русский философ, психолог, педагог, специалист в области теории и методологии философии и психологии.

Экспериментальная психология (современная точка зрения) дисциплина, отвечающая за постановку корректных экспериментов в рамках различных направлений прикладной психологии ??? Достижения экспериментальной психологии в продвижении фундаментальной психологии менее значимы и находятся под вопросом. ??? Границы применимости экспериментальных методов в психологии предмет обсуждения среди психологов поныне.

Экспериментальная психология (современная точка зрения) Различные направления прикладной психологии: изучение психофизиологии и психологии ощущений и восприятий (напр., методы экспериментальной зоопсихологии); Как думают шимпанзе…

Экспериментальная психология (современная точка зрения) Различные направления прикладной психологии: изучение особенностей сфер личности и поведения человека (напр., волевой) Дети и зефир...

Экспериментальная психология (современная точка зрения) Различные направления прикладной психологии: Примеры из социальной психологии: «Нога в дверях…» «Подавляющее меньшинство…» «Как поссорить или помирить…» «Дешевый труд нравится больше…» «Тюрьма в подвале университета…».

Экспериментальная психология Объект : ??? Предмет: ???

Экспериментальная психология Объект: животное, человек, общность Предмет: ??? область психологии, упорядочивающая знания общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения = «Как сделать эксперимент в психологии научным?»

Задачи экспериментальной психологии: Выработка адекватных методов обследования, соответствующих предмету исследования «конкретной» психологии. Разработка принципов организации экспериментального исследования: планирование, проведение и интерпретация. Выработка научных методов психологических измерений, в т.ч. с применением математических методов.

ВОПРОС 3: ЭКСПЕРИМЕНТ В СИСТЕМЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Метод: способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; прием, способ или образ действия… (Философский словарь) способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности (Российский энциклопедический словарь)

Традиционные методы психологии: Интерпретация научных источников Контент-анализ Моделирование Наблюдение Беседа Тестирование психологическое и педагогическое Опрос (устный и письменный) Анализ продуктов деятельности Эксперимент

Классификация методов психологического исследования По уровню научного познания: теоретические методы (проектирование, моделирование, интерпретация литературных источников); эмпирические методы (наблюдение, беседа, тест, опрос, рейтинг, анализ результатов деятельности, эксперимент).

Классификация методов психологического исследования По источникам информации: 1. Исследование личности и деятельности с помощью тестов (test проба, англ.). 2. Регистрация жизни и поведения человека в различных ситуациях (наблюдение, ранжирование черт и др.). 3. Получение креативную информацию (анкеты, интервью, самонаблюдение и др.). 4. Объединенные по принципу исследовательской деятельности (большая или меньшая активность исследователя); 5. Выделенные по критерию учета времени, необходимого для исследования (длительные и эпизодические). 6. Выделенные по наличию или отсутствию взаимодействия между испытуемым и исследователем (субъект-субъектные, например эксперимент, интервью; субъект-объектные, например изучение результатов деятельности, метод биографий). 7. Формирование нового свойства и коррекция имеющегося (формирующий эксперимент, самоанализ деятельности).

Классификация методов психологического исследования По содержанию и возможностям (Б.Г. Ананьев): Организационные (анализ) – сравнительный, лонгитюдный, комплексный. Эмпирические – обсервационные (наблюдение, самонаблюдение); диагностические (тесты, опросы, анкетирование); экспериментальные (естественный, констатирующий, формирующий); праксиметрические (анализ результатов деятельности, контент-анализ, профессиографические); психобиографический; экспертные оценки. Методы обработки результатов – количественные математические; качественные аналитические (классификация, дифференциация, категоризация, казуистика). Интерпретационные – генетический, структурный, системно- структурный. Психологическая казуистика описание и анализ как наиболее типичных, так и исключительных для исследуемой реальности случаев. Прием характерен для исследований в области дифференциальной психологии. Индивидуальный подход в психологической работе с людьми также предопределяет широкое использование казуистики в практической психологии.

ВОПРОС 4: СУЩНОСТЬ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

Что такое психологический эксперимент? -особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты; -создание некоторой искусственной (экспериментальной) ситуации, когда выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются связи между исследуемыми явлениями.

Что такое психологический эксперимент? проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого

Ключевая особенность психологического эксперимента Субъектность объекта исследования Человек как объект познания обладает активностью, сознательностью и тем самым может оказать влияние как на процесс своего изучения, так и на его результат. Эксперимент - процесс общения экспериментатора с испытуемым => соответствующие этические требования Опыт с картами Опыт с пирамидами Опыт Милгрэма

Цель и задачи психологического эксперимента -сделать внутреннее психическое явление доступным объективному наблюдению; -предельно возможная однозначность в понимании связей между явлениями внутренней психической жизни и их внешними проявлениями. Исследуемое явление должно адекватно и однозначно проявляться во внешнем поведении, что достигается за счет целенаправленного контроля (варьирования) условий его возникновения и протекания Опыт с картами Опыт с пирамидами Опыт Милгрэма

Основные характеристики психологического эксперимента 1) инициатива экспериментатора в проявлении интересующих его психологических фактов; 2) возможность варьирования условий возникновения и развития психических явлений; 3) строгий контроль и фиксация условий и процесса их протекания; 4) изоляция одних и акцентирование других факторов, обусловливающих изучаемые феномены, которая дает возможность выявления закономерностей их существования; 5) возможность повторения условий эксперимента для многократной проверки получаемых научных данных и их накопления; 6) варьирование условий для количественных оценок выявляемых закономерностей. [Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб.: Издательство «Речь», 2003 ]

Эксперимент в психологии -метод, при котором исследователь сам вызывает интересующие его явления и изменяет условия их протекания с целью установить причины возникновения этих явлений и закономерности их развития.

«Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психического процесса. Для этого нужно, варьируя условия протекания внешней деятельности, найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражало бы его внутреннее психическое содержание. Задача экспериментального варьирования условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной-единственной психологической интерпретации действия или поступка, исключив возможность всех остальных» Рубинштейн С.Л.