Калинина Татьяна Васильевна п. Новый свет, Гатчинский р-н, Ленинградская обл. ПРИГОРОДНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА Учитель русского языка и литературы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КВН по русскому языку «Веселая грамматика» Авторы: учитель русского языка и литературы Маковкина Г.И. учитель информатики Сысоева И.В. учитель информатики.
Advertisements

Двадцать восьмое октября Одни деревья высокие, а другие низкие. Вот растёт огромный дуб, а недалеко – маленькая берёзка. У дуба толстый ствол, у берёзки.
Классный час-игра «Кто много читает – тот много знает» Подготовил учитель русского языка и литературы И.А.Сосновская.
Провёл : учитель русского языка и литературы МОУ «Чёрнопрамзинская основная школа» Ерёмкин Н. П.
Цель мероприятия: 1.Применить знания по русскому языку, развивать творческие способности воспитывать чувство коллективизма, дружеских взаимоотношений.
Трещат как … Ползёт как … Молчит как … Продолжи. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.
Тротуар бордюр столб борода ножницы кисточка лосьон.
Путешествие на остров Антонимов. Начинаем путешествие Декабрь за окнами блестит Пушистый снег в лицо летит Скоро, скоро Новый год! Ждёт его весь наш народ.
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему: Внеклассное мероприятие для 3-4 классов "Занимательний русский язык"
Загадки русского языка ШАРАДЫМЕТАГРАММЫЛОГОГРИФЫ.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5-6 классов КВН по фразеологии «Нос к носу» Байсеитова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Цели: 1 Знать о фразеологизмах – устойчивых сочетаниях слов, их роли в обогащении речи. 2 Усвоить структуру и семантику фразеологизмов. 3 Уметь употреблять.
Шарады Презентация учителя начальных классов МОУ « Гимназия 5» г. Саратова Володиной Ирины Николаевны.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ Элективный курс для 6-7 классов.
Фразеологизм – это устойчивое неделимое сочетание слов, которое можно заменить синонимом, одним словом. Phrasis – «выражение» Logos – «учение»
Тема: Антонимы, 3 класс. Ребята - дети, бежать – мчаться, красный - алый, чудесный – волшебный, дорога – путь,
Антонимы слова- «неприятели» Логопедическое занятие для учащихся 1 класса с нарушением ОПП.
Методический материал к уроку русского языка в 6 классе на тему: «Фразеологизмы». Урок составила: учитель русского языка и литературы 1 квалификационной.
Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г. Краснодара Урок разработан учителем русского языка и литературы МБОУ лицея 64 г.
Республика Казахстан. Актюбинская область, город Эмба Средняя школа 2 Презентация: «Прощай, начальная школа!» Подготовила : преподаватель казахского языка.
Транксрипт:

Калинина Татьяна Васильевна п. Новый свет, Гатчинский р-н, Ленинградская обл. ПРИГОРОДНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА Учитель русского языка и литературы

Ум и смекалка – что брат с сестрой: если ум не возьмёт, то смекалка выручит. Пословица

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа. Из-под Костромы, из-под костромщины шли 4 мужчины. Говорили они про покупки: про крупу да про подкрупки, про покупки, про подкрупки, про покупочки мои. Шёл Фрол по шоссе к Саше в шашки играть. Щетинка у чушки, чешуя у щучки.

Загадки- складкиЗагадки- складки По волнам плывёт отважно, не сбавляя быстрый ход. Лишь гудит машина важно. Что такое?.. Кто далеко живёт, тот пешком не пойдёт. Наш приятель тут как тут, всех домчит он в 5 минут. Эй, садись, не зевай, отправляется… Почти прозрачна от налива, склонила низко ветки … Цвела бело, душисто, пышно и щедро уродила… В этом доме столько комнат, что никто их не упомнит. В каждой комнате жилец. Что за домик?..

Простое слово промежуток:в театре несколько минуток, пока начнётся новый акт, мы называем все …; на время что-то прекратив, мы объявляем …; в борьбе, в труде устали слишком, - - дают уставшим …; после урока непременно дают ребятам…. Я антоним к слову зной, я в реке, в тени густой и в бутылке лимонада, а зовут меня --…

Меня при играх набирают, меня и на нос надевают. Я -- зверь, я – река, отгадайте, кто я? Служу я людям очень много лет.С моею помощью они включают свет.С тобою тоже буду я дружна – я часто за столом тебе нужна. Меня часто представляют, в суп нередко добавляют. Я – забава, я – еда, догадайтесь-ка, кто я? Всем пишущим я помогаю и птиц от стужи согреваю. Я от солнца, от огня, яркий луч несёт меня, но бывает смысл иной: весь огромный шар земной.

Я в дверях, я в замке, Я и в нотной строке, Я и гайку отвинчу, Я могу, если хочу, Телеграмму передать И загадку разгадать. В тетради я бываю Косая и прямая; В другом своём значении Я – планка для черчения. И, наконец, порою В шеренгу вас построю.

Шарада – это загадка, где загаданное слово нужно разгадывать по частям, а каждая часть слова – сама целое слово, например: газ-ель, сено-вал. Мой первый слог – предлог, А во втором мы проживём всё лето. И целое от нас и вас давно уж ждёт ответа. (за-дача) Река, две ноты и согласная составят овощ цвета красного. (по-ми-до-р )

Шарады М ой первый слог на дереве, Второй мой слог – союз, А в целом я – материя, И на костюм гожусь. (с----) Мой первый слог тягуч и сладок, Второй – частица, вместе – зверь, Живёт в лесу, на ульи падок. Ну, угадал его теперь? (м------) Моё начало – буква алфавита, Она всегда шипит сердито; Второго корабли боятся И обойти его стремятся. А целое летает и жужжит. (ш----) То сядет на цветок, то снова полетит.

Метаграмма – это загадка, в которой при замене одной буквы на другую получается новое слово: с ч над морем я летаю, с г в машинах я бываю. ( Чайка/ гайка) С глухим согласным я – число, со звонким – вид железа. (Шесть – жесть) С глухим согласным наливаюсь в поле, со звонким – сам звеню я на раздолье. (колос – голос)

Шуточные вопросы Какой иглой не сошьёшь рубахи? Что можно набрать, ничего не беря в руки? Можно ли отрезать без ножа или другого режущего предмета? Что можно собрать без помощи рук? Можно ли считать, не имея в виду чисел? Есть ли у земли лицо?

6 « раков» Этот рак из сатина сшит (р а-к-). Этот рак на Луну летит (рак---) Этот рак – долгожданный день (-ра----к). Этот может вспорхнуть на пень --ра-к- Этот рак сторожит дворец (--ра---к) Этот – кисленький леденец --ра----к- 6 «ос» *На этой осе в октябре позолота (ос - -а) А эта растёт у болота(оса). Эта оса на Луну улетает (-ос-- -а--). А эта на солнце худеет и тает (–ос----а) С этою спит в колыбели малыш (-ос-а). А эта по классу крадётся, как мышь (-о-с----а).

Антонимы Я антоним к слову лето, В шубу снежную одета Хоть люблю мороз сама, Потому что я… Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука, Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь…

Фразеологизмы Загадки-складки. Глеб у доски повесил нос, Краснеет до корней …. Он в этот час, как говорится, Готов сквозь землю …. О чём же думал он вчера, Когда баклуши … с утра? Мы исходили городок Буквально вдоль … И так устали мы в дороге, Что еле…

фразеологизмы Фальшивят, путают слова, Поют кто в лес, …. Ребята слушать их не станут: От этой песни уши …. Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь ….

Фразеологизмы. Шутки 1. Можно ли что-нибудь перелить из… пустого сосуда? 2. Может ли вопрос … заболеть? Есть ли у него ребро? 3. Говорят – искать по горячим следам. А может ли след быть холодным? 4. Может ли горе быть… в жидком состоянии? 5. Есть ли глаза… у правды? 6. Какое блюдо бывает… в голове у некоторых людей? 7.Есть ли ноги у газеты, книги? 8.В каком фразеологизме упоминается таблица умножения?

Пословицы, поговорки и афоризмы также являются фразеологизмами Каким писателям принадлежат следующие афоризмы? 1. Счастливые часов не наблюдают. 2. Свинцовые мерзости жизни. 3. Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей. 4. Рождённый ползать летать не может. 5. Там русский дух… там Русью пахнет! 6. Кто беден, тот тебе не пара.

Какая пословица служит эпиграфом к повести «Капитанская дочка»? К комедии «Ревизор» Гоголя? К какому произведению А.С.Пушкина служат эпиграфом слова В.Вяземского «И жить торопится и чувствовать спешит»? А крылатое выражение: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша»? Внекл. чт. («Барышня-крестьянка» Пушкина)

В одном африканском племени живёт семья из 4 человек. Мать зовут Бере-рубо-торо- дак ( тёмный цветок без запаха). Отец –Кобо- рудо-дир (большая зелёная гора), Старший сын – Дак-рубу-пеле (запах цветочного поля ). * Что означает имя младшего сына Кобо-пеле-торо-рубо ? ( Большое поле без цветов).

…вновь я посетил Тот уголок земли, где я провёл Изгнанником два года незаметных. Кому принадлежат эти строки? О каком « уголке земли» говорит поэт в стихотворении? (А.С.Пушкин, «Вновь я посетил…» -- Михайловское, где Пушкин жил в ссылке в гг.

И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. Кто автор этих стихов? О каком поле и событии здесь говорится? ( М.Ю.Лермонтов. О Бородинском сражении в 1812 г.)

Какие 3 фамилии героев известных произведений русской литературы происходят от названий рек? В КАКОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ А.С.ПУШКИНА УПОМИНАЕТСЯ МЫС ДОБРОЙ НАДЕЖДЫ? ЛЕНА (ЛЕНСКИЙ), ОНЕГА (ОНЕГИН), ПЕЧОРА (ПЕЧОРИН) «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»

Ляпкин-Тяпкин Грушницкий Гринёв Дефорж Вакула Молчалин Манилов Цифиркин Лис, фонарщик, честолюбец Самсон Вырин

Лкмр дб злнй злт цп н дб тм Кк нн сбртс вщ лг Тмстт нрзмнм хзрм С-----а, д- -я, вь н----- м М----а, с------я п---- -м, ф м о----а? Бя м---ю но к---т…

Кому принадлежат слова,ставшие пословицей: «Чтение – вот лучшее учение»? А слова: «Любите книгу – источник знаний»? А какие высказывания выдающихся деятелей о книге знаете вы?

Б.Заходер перевёл стихи польского поэта Ю.Тувима. В них остроумно показан в действии морфологический закон словообразования. Кто не слышал об артисте Тралиславе Трулялинском! А живёт он в Припевайске, в переулке Веселинском. С ним и тётка – Трулялётка, и дочурка Трулялюрка, и сынишка Трулялишка, и собачка Трулялячка. Есть у них ещё котёнок, по прозванью Трулялёнок И в добавок попугай – развесёлый Труляляй. Все шофёры – Трулялёры, почтальоны – Труляльоны, футболисты – Трулялисты, продавщицы – Трулялицы.

По законам словообразования Перед вами текст, состоящий из непонятных слов, но составленный по законам русского языка. Дайте свой вариант его перевода. Бренцало. Хробенькие кувычики дрюмко буркотались и зюнзели. Земко кляснула клявая кумка, дмыхнул морк, и буры закунялись.

Проект подготовлен творческой группой: Руководитель проекта Калинина Т. В. Аниматор Рачин Артём Фотомонтаж Воробьёв Александр