Мышление. Язык. Деятельность логические операции в мышлении. Лекция 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Человек и информация. 2 Информация для человека – это знания, которые он получает из различных источников. Сообщение, полученное человеком, может пополнить.
Advertisements

ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. КАК ОБРАЗУЮТСЯ ПОНЯТИЯ.
1 из 16 Как образуются понятия. 2 из 16 Формирование понятий Анализ Синтез Сравнение Абстрагирование Обобщение.
Психология мышления. Сущность, определение мышления. Мышление – отражение общих свойств вещей и явлений и нахождение закономерных связей между ними Сущность.
Понятие – форма мышления человека Дмитрий Тарасов,
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ Худойкулов Жавохир группа БЭ-161.
Универсальные учебные действия 1. УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, т.е. способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения.
Приемы логического мышления Приемы логического мышления.
Тема 12 Предмет и задачи логики. Понятия. План: 1. Смысл и понятия «логика» 2. Основные законы и формы мышления 3. Понятия и его формы 4. Логические операции.
Обобщение МОУ СОШ 14, г.Ноябрьск, 2010 Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам Подготовила Соснова Т.Н., учитель.
1. Сущность и алгоритм работы с терминами и понятиями. 2. Сущность и алгоритм работы с понятиями «теория», «закономерность», «закон». 3. Сущность понятий.
ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Кафедра социальных наук ПРЕЗЕНТАЦИЯ по дисциплине «Социальная информатика» Специальность «Социальная работа» на тему.
Развитие логического мышления у учащихся Выступление Е. Н. Бабак учителя начальных классов МОУ СОШ 63 г. Краснодара МОУ СОШ 63 г. Краснодара.
Развитие мышления на логопедических занятиях учащихся начальных классов коррекционной школы 8 вида. Учитель-логопед Климченко С.Р.
Логика II. Понятие как форма мысли. Понятие как форма мышления 1. Что такое понятие. Понятие и чувственные формы познания. 2. Основные логические приемы.
6 класс АнализСинтезСравнение АбстрагированиеОбобщение Основные логические приёмы формирования понятий.
Человек: информация и информационные процессы 8 класс.
Деятельность и познание 8 класс. Связь деятельности и мышления Мышление заставляет человека что-то делать Деятельность – результат мышления Деятельность-
Понятие Как образуются понятия Определение понятия ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ.
Транксрипт:

Мышление. Язык. Деятельность логические операции в мышлении. Лекция 2

Мышление в познании мира человеком Чувственное восприятие объекта и помещение его в сознание Разбиение объекта на части (анализ) Создание мысленного образа объекта (синтез) Номинализация (называние)

Процедуры в мышлении Анализ (разделение на части) Конкретизация (установление разновидностей объекта ) Синтез (соединение в целое) Обобщение (установление принадлежности объекта к классу объектов) Номинализация (придание имени, называние) Объект

Мышление и язык Результаты мышления человека выражаются в языке. То, что в мышлении симультанно (слитно) в языке и речи – сукцессивно (разделено). В этом смысле «Мысль изреченная есть ложь». Язык, похоже относится к категории неопределимых понятий. Понимание языка как системы символов при помощи которых передается значение очень упрощенно.

Некоторые проблемные вопросы о языке Язык глухонемых это язык? Можно ли считать языком систему сигналов у шимпанзе, пчел, дельфинов? Язык жестов, мимики это язык? Когда звуковые сигналы младенца становятся языком?

Деятельность Представление о деятельности человека тесно связаны с понятиями язык и мышление. Понятие деятельность связано с такими категориями, как смысл, цель, задачи, план, средства, продукт, результат, управление, действие, деятель, критерии оценки. Речеязыковая (коммуникативная) деятельность мыслительная деятельность Предметная деятельность

Логические операции. Определение понятия Определение понятия: логическая операция, заключающаяся в присвоении некоторому объекту значения, позволяющего отличать его от других объектов. Правила: 1.Нельзя определять объект через него самого (масло масляное) 2.Под определение должен подпадать только этот объект, а не несколько разных

Определение. Общая схема Формула Х = Y + Z Где Х – определяемый объект. Y- родовое слово или целое, Z – сумма специфических видовых особенностей данного объекта, отличающих его от других К Z относятся: -Причина -Функция -Цель -Структура -Признаки (свойства)

Логические операции. Сравнение Сравнение: логическая операция, включающая в себя: -Установление сходств объектов -Установление различий объектов - Установление вывода относительно степени схожести объектов -Приведение определений сравниваемых понятий вместо сравнения -Установление только сходств или только различий -Отсутствие вывода Типичные ошибки:

Логические операции. Классификация Классификация проводится по следующему алгоритму: 1.Определить объект классификации. 2.Определить параметр (критерий, основание, признак) по которому будет классифицирован объект 3.Определить какие варианты данного признака могут быть 4.Разделить объект по группам в каждой из которых находятся объекты с одним вариантом признака Классификация: разделение объекта на классы (типы, виды)

Классификация (продолжение) Пример классификации: Классифицируемый объект: Мысль Признак: оригинальность Варианты признака: Оригинальный, неоригинальный Классификация: Мысль Оригинальность Оригинальная мысль Не оригинальная мысль

Классификация (завершение) Возможные ошибки в классификации 1.Выделение объектов по разным признакам Люди делятся на: мужчин, женщин и детей 2.При классификации забываем указывать признак, например Экономика: рыночная экономика и плановая экономика 3.При классификации классифицируем не объект а признак, например по цвету волос люди: рыжие, темные и светлые 4.Вместо классификации выполняется другая операция.