Развитие коммуникативных навыков через организацию работы в группах Учитель химии ЦО «Гамма» 1404 Зубкова Елена Михайловна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Групповая работа на уроках химии как форма развития коммуникативных умений» Учитель химии ГБОУ СОШ 139 СВАО Зубкова Елена Михайловна Городская научно-практическая.
Advertisements

Руководитель ШМО учителей начальных классов Васильева Т.А.
« Кто владеет информацией, тот владеет всем » Ли Якокка.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Формирование универсальных учебных действий. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
. Понятие «универсальные учебные действия» В широком значении термин «Универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ученика.
СИСТЕМНО - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта»
Универсальные учебные действия. Школа – не единственный источник знаний и информации для ученика.
Коммуникативные универсальные учебные действия. Обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
Метод проектов как педагогическая технология обучения сотрудничеству на уроках математики Анопова Елена Ивановна, учитель математики МАОУ СОШ 28 г. Томска.
ВТОРОЕ ПОКОЛЕНИЕ СТАНДАРТА Руководитель МО учителей начальных классов Никитина Т. Н.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Директор школы Дурникина М. В. Современный урок с позиции формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ с. Сухая Елань.
1 Формирование и развитие ключевых компетенций как средство успешной подготовки к ЕГЭ Брестер Маргарита Адольфовна, учитель МОУ БСОШ 4.
Презентация выполнена зам.директора по учебной части, учителем начальных классов МБОУ «СОШ 1» г. Микунь Бакуриной Н.Л.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта.
Транксрипт:

Развитие коммуникативных навыков через организацию работы в группах Учитель химии ЦО «Гамма» 1404 Зубкова Елена Михайловна

Сегодня мы живем в изменяющемся мире – изменяющемся с поразительным динамизмом, глобальностью и противоречивостью

Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Компетентность – интегральный показатель качества образования «Скажи мне - и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Дай мне действовать самому – и я научусь» (Китайская мудрость) НАВЫКИ УМЕНИЯ ЗНАНИЯ ОПЫТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Каким образом включить ученика в образовательный процесс? Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия

Семь шагов в обучении умению работать Помогите ученикам осознать, зачем нужно то или иное умение, навык. Помогите учащимся понять, из чего это умение/навык состоит. Организуйте практику. Убедитесь, что каждый ученик получает информацию о том, правильно или нет, он выполняет задания по овладению навыком/умением. Стимулируйте учащихся в том, чтобы они помогали друг другу во время практики. Создайте ситуации, в которых ученики обязательно добьются положительного результата. Стимулируйте подобную практику до тех пор, пока учащиеся не почувствуют потребность в ее постоянном применении.

социальная компетентность и учет позиции других людей Универсальные учебные компетентности: ЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ РЕГУЛЯТИВНЫЕРЕГУЛЯТИВНЫЕ ПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕПОЗНОВАТЕЛЬНЫЕ КОММУНИКАТИВНЫЕКОММУНИКАТИВНЫЕ организация своей учебной деятельности обще-учебные, логические, действия постановки и решения проблем умение выделять нравственный аспект поведения

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми Какие средства общения я использую? Какие приемы коммуникации я должен улучшить? Как я могу лучше передать свое понимание? Коммуникативная компетентность является необходимым условием успешной реализации личности

Коммуникативные действия Планированиесотрудничества: определение цели,определение цели, распределение функций,распределение функций, выработка способоввыработка способоввзаимодействия Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов: выявление проблемы,выявление проблемы, поиск и оценка способовпоиск и оценка способов разрешения конфликтов, разрешение конфликтаразрешение конфликта на практике Управлениеповедениемпартнера Владение монологической и диалогическойречью Умение полно и точно выражать свои мысли

Деятельность учителя: Проводит дискуссии, дебаты Побуждает высказывать свои мысли Учит правильно ставить вопросы и отвечать на них Следит за культурой речи Практикует защиту творческих работ и проектов Деятельность ученика: Высказывает свои мысли Аргументирует, доказывает свою точку зрения Задает вопросы Защищает проекты, рефераты Учится толерантному общению: признает свои ошибки, избегает категоричности, придерживается культуры дискуссии

Организация групповой работы на уроке Создание условий для сотрудничества, активной умственной и практической работы, формирования умений и навыков. Использование возможностей каждого ученика. Развитие чувства ответственности. Как побудить учащихся в ходе урока к активной, интенсивной деятельности?

Алгоритм подготовки к уроку с использованием групповой формы работы Определить цели и задачи урока: какие знания учащиеся должны усвоить; какими умениями (интеллектуальными, практическими) они должны овладеть; какие качества будут проявлять; какие чувства будут выражать; как будет осуществляться рефлексивная деятельность учащихся, на какие важные моменты их общения и совместной деятельности следует обратить внимание при анализе и оценке, самоанализе и самооценке. Отобрать учебный материал, определить критерии оценки результатов работы учащихся. Определить задания для групп учащихся в соответствии с целями урока. Определить роли в группах. Определить этапы работы групп. Продумать методы вовлечения учащихся в анализ и оценку, самоанализ и самооценку деятельности и её результатов. Продумать, каким будет результат работы каждой группы (теоретическая часть, творческие задания, практическая часть и т.д.). Продумать систему оценки группы и каждого члена группы.

Технология организации работы в группах на уроке 1. Подготовка к выполнению группового задания: постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); инструктаж о последовательности работы; раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: знакомство с материалом, планирование работы в группе; распределение заданий внутри группы; индивидуальное выполнение задания; обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть: сообщение о результатах работы в группах; анализ познавательной задачи, рефлексия; общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Алгоритм работы в группе Определите цель деятельности своей группы на уроке. Обсудите с товарищами задание и шаги по его выполнению. Будьте внимательны к мнению всех членов группы. Распределите задания между собой и обозначьте отведенное на это время. Помогайте друг другу. Подготовьте презентацию выполненной работы, распределите роли и очередность выступления. Доброжелательно и внимательно относитесь к другим группам.

Разновидности групповой работы на уроке «Конкуренция: каждый сам за себя» «Геройство: один за всех» «Партнерство: каждый за всех» «По ступенькам: один, в паре, в группе, в классе»

Роли и обязанности членов учебной группы Координатор – организует работу всей группы. Консультант - помогает при выполнении учебных заданий; объясняет трудный материал, который сам хорошо понял. Секретарь – ведет записи, следит за соблюдением рабочей тишины и за временем. Эксперт - следит за ясностью и точностью выступлений учеников; оценивает выполнение элементов задания.

Что дает тебе работа в группах? Организованность. Ответственность. Помощь в учебе. Сотрудничество. Общение. Умение работать в команде. Знание предмета. Сплоченность. Уверенность. Какими успехами в работе группы ты можешь поделиться? Дружбой. Достижениями в учебе. Хорошими оценками. Многое успеваем. Стали более организованные. Научились работать в команде.

Критерии оценивания навыка работы в группе: Сотрудничество (умение работать в команде): Взаимопомощь (помогал другим) Ответственность (ответственно выполнял задание) Активность (принимал активное участие в работе) Принятие других (умение принимать и анализировать мнения других): Взаимоуважение (бесконфликтное общение) Умение слушать других Дисциплина

Уровень сформированности навыка работы в группе А – низкий (1-2 балла), В – средний (3-4 балла), С – высокий (5-6 баллов) «Умение работать в группе» ФИСотрудничествоПринятие других Взаимопомощь (2 балла) Ответствен- ность (2 балла) Активность (2 балла) Взаимоува- жение (2 балла) Умение слушать других (2 балла) Дисциплина (2 балла)

Рубрикатор для оценивания уровня сформированости навыка работы в группе Критерии: Описание уровней успешности А – низкий (1-2 балла) В – средний (3-4 балла) С – высокий (5-6 баллов) Сотрудничество Умение работать в команде Умеет организовать работу в команде, но под руководством учителя. Безответственно относится к своей работе в команде. Пытается самостоятельно организовать работу в команде. Не всегда принимает ответственность за свою работу в команде. Умеет самостоятельно организовать работу в команде. Умеет принимать ответственность за свою работу в команде. Принятие других Умение принимать и анализировать мнения других Часто находится в состоянии конфликта с другими членами команды. Пытается строить отношения в команде на основе доверия. Иногда решает конфликты в команде. Не всегда соблюдает право товарищей иметь свое мнение. Умеет строить отношения в команде на основе доверия, уважая точки зрения других. Решает конфликты в группе, соблюдая право товарищей иметь свое мнение.

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Антуан Сент-Экзюпери