Первое занятие, овладение и поддержание внимания аудитории: Материалы презентации Разработчик проф. кафедры социологии и управления персоналом В.А.Спивак.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Квалификационные характеристики работников образования.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
Образовательные отношения в соответствии с Федеральном законом от N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
Организационное поведение. Тема 1. Основы теории организационного поведения.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Социально-психологическая адаптация студентов вузов, проживающих в общежитии Соискатель: магистрант гуманитарного факультета Шигорина Е.В. Диссертация.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
Организационное поведение © Бараусова Елена Александровна.
«Обучение должно приносить радость познания, радость общения. Любой ребёнок – личность, каждому нужно почувствовать радость успеха. А радость обязательно.
Цель: через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности способствовать систематизации наших знаний о ключевых понятиях «Мотивация.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Транксрипт:

Первое занятие, овладение и поддержание внимания аудитории: Материалы презентации Разработчик проф. кафедры социологии и управления персоналом В.А.Спивак

1.Преподаватель как лидер

Ситуация Место работы Профессиональная компетентность Системное мышление Эмоциональный интеллект Навыки командообразова ния и работы в команде Основы успешного лидерства

Характеристики лидераХарактеристики менеджера Душа Провидчество (умение видеть будущее) Страстность Способность к творчеству Гибкость Вдохновенность и умение вдохновлять Инновационность Мужество Богатое воображение Стремление к экспериментированию Способность инициировать изменения Личностная власть Разум Рационализм Консультирование, выдача советов Настойчивость Умение решать проблемы Сообразительность Аналитичность Способность к структуризации Вдумчивость, осторожность Официальность, опора на регламент Стабилизирование ситуации Должностная власть Основные характеристики лидеров и менеджеров

ПринципПояснение Признание многообразия подходов, их специфики, опора на научный подход Обыденный, религиозный, мистический, художественный, идеологический, научный. Каждый подход есть множество. Признание объективности субъективизма и субъективности любого мнения, даже выраженного в научной среде Субъект обладает уникальностью сознания, личности, индивидуальностью, отсюда уникальность восприятия, оценки, суждений Признание необходимости достижения терминологической и смысловой определенности всех применяемых понятий и необходимости придания им общего смысла Субъективность восприятия формирует субъективность образов событий, явлений, объектов в сознании субъектов. Согласование смысла понятий, терминов основа продуктивности дальнейшего обсуждения Некоторые принципы лидера

Инструменты лидера как эксперта в принятии решений и решении проблем 1.Метод «простых» операций мышления 2.Метод простых вопросов 3.Метод «плюсы и минусы» 4.Метод парных сравнений 5.Метод декомпозиции, структуризации 6.Метод визуализации 7.Аналитический метод решения проблем 8.Научный метод, системный и ситуативный подход 9.Клинический метод 10.Метод «умного» целеполагания 11.Метод дисциплинирования мышления на основе исследования имеющихся методов, подходов, моделей 12.Методы трансформации мнений в оценочную количественную информацию 13.Творческие методы 14.Комплексные методы 15.Методы конкретной научной дисциплины 16.Методы организации коллективной умственной деятельности

Множество подмножеств подходов к познанию 1.Обыденный 2.Религиозный 3.Мистический 4.Художественный 5.Идеологический 6.Научный

1)Целостность 2)Структурность 3)Взаимозависимость системы и среды 4)Автономность 5)Адаптивность 6)Иерархичность 7)Уникальность 8)Множественность моделей и описаний 9)Динамичность 10)Инертность Основные свойства систем (общие)

1.научно-методическое, 2.финансовое, 3.кадровое, 4.материально-техническое, 5.организационно-экономическое (в т.ч. стимулирование), 6.правовое, 7.информационное, 8.социально-психологическое Виды обеспечения жизни, деятельности и развития больших сложных живых систем

Ситуационный аспект (подход): влияние среды на систему, проблемы прогноза 1.Принцип ситуационизма: Ситуация может влиять на систему и ее поведение неявно, но радикально; фактор влияния со стороны может представляться несущественным 2.Принцип субъективности интерпретации 3.Принцип напряженности системы

Эмоциональный интеллект это системное явление, интегрирующее такие необходимые в области общения составляющие, как самопознание, управление собственными эмоциями, управление эмоциями других людей, эмпатия, коммуникативность. 1.Знание своих эмоций. Самосознание распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, есть краеугольный камень эмоционального интеллекта 2.Управление эмоциями. Умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, это способность, которая основывается на самосознании. 3.Самомотивация (мотивация для самого себя). Приведение в порядок собственных эмоций, чтобы сосредоточиться на достижении целей, овладеть собой и не утратить способность к творчеству. меда». 4.Распознавание эмоций в других людях. Эмпатия, еще одна способность, опирающаяся на самоосознание, является основным человеческим даром. 5.Поддержание взаимоотношений. Искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. С этим связано понятие социальной компетентности и некомпетентности и сопряженным с ним специфическими навыками и умениями.

Модель формирования навыка КомпонентыСодержаниеЦели 1.Оценка исходного уровня навыка Инструменты исследования Ролевые игры Оценка существующего уровня компетентности и знаний; формирование готовности к изменениям 2.Изучение навыка Тексты Поведенческие рекомендации Обучение соответствующим принципам и обоснование поведенческих рекомендаций 3.Анализ навыка Случаи (кейсы)Примеры удачных и неудачных действий; анализ и обоснование поведенческих принципов 4. ПрактикаУпражнения Имитации Ролевые игры Практическое освоение поведенческих рекомендаций; адаптация принципов к индивидуальному стилю; использование обратной связи и поддержка 5.Применение навыка Задание (поведенческое и письменное) Переход от аудиторных проработок к реальным ситуациям; развитие индивидуальных навыков

2.Студенты: модели личности и группы

Биогенетические свойстваПриродная средаСреда: социальная, экономическая, политическая, техническая Деятельность Личность Индивидуально- психологическая сторона Нравственно-мотивационная сторона Психические процессы и свойства Направленность /потребности, интересы, мотивы, ЦО, установки (аттитюды), идеалы, мировоззрение, желания, кредо/ Мотивации достижений, успеха, лидерства. Предубеждения, стереотипы, предрассудки, комплексы, мании, фобии и т.п. Ощущения Восприятие Память Мышление, интеллект умственный, эмоциональный Речь Воображение, творчество Эмоции, чувства Воля Социально- психологическая сторона Отношение к другим Отношение к себе Социальные роли Социальные позиции Социальные установки Темперамент Характер Способности /задатки, таланты/ Психические состояния /бодрость, драйв, энтузиазм, усталость, апатия, стресс, скука, тревога, страх, гнев и т.п./ Модель личности в психологии

Ведущий канал восприятия Характеристика каналаНаиболее убедительная форма представления информации Аудиальныйаудиалист обладает хорошей памятью на звуки, может слышать то, что не слышат другие хорошо составленная убедительная речь Визуальныйвизуалист воспринимает мир картинами, образами, обладает прекрасной зрительной памятью, впечатлителен и активен графики, таблицы, схемы, чертежи, рисунки и т.п. Кинестетичес -кий кинестетик воспринимает мир чувствами, эмоциями и ощущениями Общение с опорой на позитивные эмоции, «взывание к чувствам» Ведущие каналы восприятия (согласно концепции НЛП)

Сильная внутренняя мотивация Высокое качество работы Высокий уровень удовлетворенности трудом Позитивное отношение к труду Низкий уровень прогулов и текучести Высокий уровень лояльности изменениям в организации и самой организации Рост отдельных аспектов трудового потенциала работника (профессионального, творческого, коммуникативного, лидерского, нравственно- мотивационного) Разнообразие навыков Законченность задания Значимость задания Автономия Обратная связь Осознание значимости работы, ощущение ценности своей работы для клиентов Осознание ответственности за результаты работы Знание реальных результатов трудовой деятельности Ключевые характеристики работы Решающие психологические состояния Индивидуальные и общие результаты работы Сила потребности сотрудников в росте и/или творчестве, определяемая субъективно и стимулируемая условиями, возможностями, атмосферой, культурой инновационной организации, а также материально и морально Наличие новаторских аспектов в труде, определяемых субъективно и с помощью специалистов организации Самостоятельность в пределах своих новаторских идей, при условии их поощрения. Чувство инсайта при решении сложной задачи и желание испытать его вновь. Чувство удовлетворения потребности в достижениях, уважении. Рост интереса к труду ввиду его привлекательности и обогащения, улучшения КТЖ. Ощущение вовлеченности, сопричастности к происходящему в организации, справедливости. Чувство гордости за свою организацию. Ощущение ценности собственной личности для других людей и для организации. Удовлетворенность от взаимодействия в команде, защищенности, принадлежности к группе и своей особенности в ней. Модель характеристик работ в инновационной организации (модификация модели Хэкмена и Олдхема)

ТИП Е -ЭКСТРАВЕРСИЯТИП I -ИНТРОВЕРСИЯ общительный взаимодействие внешнее проявление широта экстенсивное обширные связи расходование энергии внешнее проявление эмоций сначала говорят, потом думают не любят сидеть в отдельном кабинете любят получать похвалу, особенно публично замкнутый сосредоточенность внутренняя жизнь глубина интенсивное ограниченные связи сохранение энергии внутренняя реакция сначала думают, потом говорят любят уединение похвала настораживает ТИП S -СЕНСОРНЫЙ, РЕАЛЬНЫЙТИП N -ИНТУИТИВНЫЙ закономерный настоящее реалистичный, конкретный трудная работа факты земной практичный точный есть реальные факты -есть предмет для обсуждения случайный будущее концептуальный, глобальный, общий вдохновение теории, взаимосвязи парящий в облаках оригинальный общее впечатление что было бы, если бы... ТИП Т -МЫСЛИТЕЛЬНЫЙТИП F -ЧУВСТВУЮЩИЙ объективный твердый законы стоять на своем справедливый четкость аналитический установка беспристрастный субъективный мягкосердечный обстоятельства убеждение гуманный гармония чуткий общечеловеческие ценности причастный ТИП J -РЕШАЮЩИЙТИП Р -ВОСПРИНИМАЮЩИЙ урегулирование решено неменяющийся управлять закрытость спланированный структура определенный предельный срок нерешенность поживем-увидим гибкий адаптироваться открытость неокончательный поток ориентировочный что еще за срок? Ключевые слова в описаниях поведения типов личностей (по Майерс и Бриггс)

1.ISTJ: прирожденные организаторы жизни 2.ISFJ: преданные своему делу 3.INFJ: вдохновляющий лидер и последователь 4.INTJ: вольные мыслители жизни 5.ISTP: просто делайте это 6.ISFP: дела говорят красноречивее слов 7.INFP: сделать жизнь приятнее 8.INTP: осмыслители жизни 9.ESTP: ловить момент 10.ESFP: сделаем работу веселее 11.ENFP: результат люди 12.ENTP: результат это прогресс 13.ESTJ: прирожденные руководители 14.ESFJ: друзья всех и каждого 15.ENFJ: сладкоречивые увещеватели 16.ENTJ: прирожденные лидеры Образные обобщенные (в формате слогана) характеристики 16 типов личности (по Майерс-Бриггс)

Характеристи ка, фактор Название поколения Бэби-бумерыПоколение X Поколение Y Временные рамки Бумеры (от слова "бум", которым характеризовали всплеск рождаемости в эти годы). Годы рождения – Их ценности формировались до 1973 года. Неизвестное поколение Годы рождения – Их ценности формировались до 1993 года. Названо также поколением Сети и поколением Миллениум, так как его представители оканчивают школу в новом тысячелетии. Годы рождения – Их ценности продолжают формироваться и сейчас. События, сформировав шие ценности советская "оттепель", покорение космоса, СССР – мировая супердержава, "холодная война", первые пластические операции и создание противозачаточных таблеток, единые стандарты обучения в школах и гарантированность медицинского обслуживания. В результате появилось поколение с психологией победителей. продолжение "холодной войны", перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане. распад СССР, теракты и военные конфликты, атипичная пневмония, развитие цифровых технологий. Мобильные телефоны и интернет – их привычная действительность. Эпоха брендов. Ценностиоптимизм, заинтересованность в личностном росте и вознаграждении, в то же время коллективизм и командный дух, культ молодости. готовность к изменениям, возможность выбора, глобальная информированность, техническая грамотность, индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, неформальность взглядов, поиск эмоций, прагматизм, надежда на себя, равноправие полов. в систему ценностей этой группы уже включены такие понятия, как гражданский долг и мораль, ответственность, но при этом психологи отмечают их наивность и умение подчиняться. На первый план для поколения Y выходит немедленное вознаграждение. Характеристика поколений

Роли, направленные на решение задачи Социальные роли (направленные на отношения) Деструктивные (блокирующие) роли Выдача рекомендаций. Поиск информации. Предоставление информации. Разработка. Подталкивание. Мониторинг. Анализ процесса. Опытная проверка. Принуждение. Подведение итогов. Поддержка. Гармонизация. Снятие напряжения. Противостояние блокированию. Побуждение. Развитие. Нахождение консенсуса. Сопереживание. Доминирование. Сверх-анализ. Отвлечение внимания. Пассивность. Чрезмерное абстрагирование. Критицизм. Преждевременное принятие решений. Склонность выдавать мнение за факт. Неприятие. Использование служебного положения. Сопротивление. Уклонение. Типология ролей в группе (по Вэттену и Камерон)

3.Некоторые модели взаимодействия преподавателя и студентов

Рд ВВ Рб Рд ВВ Рб Рд ВВ Рб АБ АБАБ Дополнительные транзакции Пересекающиеся транзакции Скрытые танзакции Типы транзакций (позиций) в общении (по Э.Берну)

Наименование Позиция в общении характеристикиРодитель (Рд)Взрослый (В)Ребенок (Рб) Характерные слова и выражения Все знают, что... Ты не должен никогда... Ты должен всегда... Как? Что? Когда? Почему? Возможно...Вероятно... Я сердит на тебя! Вот здорово! Отлично! Отвратительно! ИнтонацииОбвиняющие, снисходительные, кри-тические, пресекающие Адекватные реальности Чрезмерно эмоциональные Состояние, производимое впечатление Надменное, сверхправильное, очень приличного человека Внимательное, заинтересованное, направленное на поиск информации, решения Неуклюжее, игривое, навязчивое, подавленное, угнетенное, сверхвосторженное Выражение лицаНахмуренное, обеспокоенное, неудовлетворенное Задумчивое, внимательное, открытое Восторг, удивление, угнетенность ПозыРуки в бока, руки сложены на груди, указующий жест Наклон к собеседнику, голова и туловище повернуты к собеседнику Спонтанная подвижность, пальцы сжаты в кулаки, руки что-то крутят, дергают Основные характеристики позиций в общении (по Э.Берну)

Степень внимания к интересам другого Степень внимания к своим интересам Избегание Приспособление (аккомодация) Принуждение Компромисс Сотрудничество Стратегии взаимодействия (по Томасу)

1.недостаток авторитета суггестора или того, на кого он ссылается, в глазах воспринимающего. Человек доверяет, как правило, тому, кто для него является авторитетом, репрезентантом, и не доверяет тем, у кого, в его глазах, нет авторитета. 2.фонетический барьер (непонимание языка, неприятие темпа речи, неадекватность речи и жестов друг другу, т.е. несовпадение вербальной и невербальной составляющих процесса коммуникации); 3.семантический барьер (непонимание смысла, когда один из общающихся использует непонятный жаргон, придает словам свой смысл); 4. стилистический барьер несоответствие содержания и стиля, формы изложения, когда высоким стилем говорят об обыденном и, наоборот, низким стилем -о возвышенном. Можно выделить и другие стили: научный и обыденный.; 5.логический барьер («это не наша логика, а такие аргументы для нас неубедительны», «это женская логика», «это детская логика». Явная или неявная мысль авторитарного начальника: «Существует две логики: моя и неправильная»).; 6.барьер избегания, когда партнер уклоняется от контакта, от информации: так реагирует, например, заядлый курильщик на информацию о вреде курения. Барьеры непонимания

Поддерживающая коммуникация сосредоточена на сохранении позитивных отношений между собеседниками, поскольку направлена на текущую проблему. Она позволяет вам осуществить негативную обратную связь (применить санкции за проступок) или решать трудные задачи совместно с другим человеком, минимизируя негативные эмоции, сохраняя направленность на дело и, как результат, укрепляя ваши отношения, сохраняя позитивное отношение к вам как лидеру и к организации. Восемь атрибутов поддерживающей коммуникации 1.Ориентация на проблему, а не на личность или ее характеристики 2.Согласованность слов и истинного состояния, отношения к произошедшему. Не следует лицемерить. 3.Давать описание произошедшего, воздерживаясь от оценки и обобщений 4.Возвышение и уважение к субъекту, а не унижение 5.Конкретизация, а не обобщения 6.Связность, логичность в высказываниях, а не бессвязность 7.Авторство, принятие на себя ответственности за собственные суждения, а не безличность 8.Рефлексивное, а не одностороннее слушание /РЕФЛЕКСИЯ -1) размышление, самонаблюдение, самопознание.2) В философии - форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов/ Поддерживающие коммуникации

Приложение 1 к Коллективному договору между работодателем и работниками СПбГУЭФ на гг. Правила внутреннего трудового распорядка Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов Обучающиеся в СПбГУЭФ обязаны: - бережно и аккуратно относиться к учебным и иным помещениям, оборудованию, учебным пособиям, литературе, приборам, другому имуществу СПбГУЭФ. Без соответствующего разрешения студентам запрещается выносить предметы и оборудование из лабораторий, кабинетов, аудиторий, учебных, бытовых корпусов и других помещений; - добросовестно посещать учебные занятия, глубоко овладевать теоретическими знаниями, практическими навыками и современными методами для работы по избранной специальности; - выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных соответствующими учебными планами и программами обучения; - проходить все виды текущей и итоговой аттестации, устанавливаемой в соответствии с учебными, индивидуальными планами и программами обучения; - постоянно стремиться к повышению общей культуры, нравственности и физическому совершенствованию; - нетерпимо относиться к недостаткам в учебно-воспитательном процессе и быту, занимать активную жизненную позицию; - быть дисциплинированными и опрятными, вести себя достойно в СПбГУЭФ, в общественных местах и в быту; - нести материальную ответственность за ущерб, причиненный имуществу СПБГУЭФ, в соответствии с нормами действующего законодательства; - соблюдать требования Устава СПбГУЭФ, настоящие Правила и правила проживания в общежитиях. При неявке на занятия по уважительным причинам, обучающийся, не позже чем на следующий день, ставит об этом в известность декана факультета, руководителя (уполномоченного работника) иного учебного структурного подразделения и в течение трех дней представляет документы установленного образца, содержащие сведения оправдательного характера За невыполнение учебного плана по направлению подготовки (специальности) в установленные сроки по неуважительным причинам, нарушение обучающимися в СПбГУЭФ обязанностей, предусмотренных Уставом СПбГУЭФ, настоящими Правилами, Правилами проживания в общежитиях, иными локальными нормативными и индивидуальными правовыми актами СПбГУЭФ, к ним может быть применено одно из следующих дисциплинарных взысканий: - замечание; - выговор; - отчисление из СПбГУЭФ.

Информация к размышлению: Факторы привлечения внимания к лектору и лекции (Элементы профессиональной компетентности преподавателя) Закон менеджмента: понимай управляемую систему, но не считай себя владельцем истинных знаний Закон объективности субъективизма Закон многообразия способов и основ познания. Мир дается в ощущениях Кейс или острая ситуация для начала и введения в тему («Крах биржи») Незавершенный гештальт Правило 24% Правило английского сержанта (для аудиалистов) Правило секунд в начале и в конце выступления Правило рамки Правило цепи Барьеры непонимания и их преодоление Подчеркнуть актуальность и значимость Учет разнообразия контингента Терминологическая определенность Метод декомпозиции Установление правил поведения Задания по ходу занятия для индивидуумов и групповые