Формы воспитательной работы ©Саврасова А.Н. 2006 Курс Теория и методика воспитания Лекция 4.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы организации воспитательного процесса в вузе.
Advertisements

Методы развития творческой активности учащихся во внеклассной работе.
Обучающий семинар - практикум. Е.В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций,
Методы воспитания. это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации.
Методика проведения воспитательных мероприятий в условиях ДООЦ.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность в начальной школе. Стандарты – социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьёй, обществом и государством.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Формы работы социального педагога. Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку,
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
Формы воспитательной работы. Форма Форма внешнее выражение какого - либо содержания ; это совокупность приемов и средств, которые выбирает учитель.
Экологическое воспитание личности Выполнила : Галиуллина Азалия.
Методические рекомендации классным руководителям СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ КЛАССНОГО ЧАСА Подготовила заместитель.
Д. Карнеги Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.
Форма воспитательной работы - устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса,
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Транксрипт:

Формы воспитательной работы ©Саврасова А.Н Курс Теория и методика воспитания Лекция 4

Форма - - это внешнее выражение какого-либо содержания; - это внешнее выражение какого-либо содержания; - это структура, система организации чего-либо; - это структура, система организации чего-либо; - это совокупность приемов и средств. - это совокупность приемов и средств.

Форма воспитательной работы - - это установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); - это установленный порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы. совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

Формаметодыприемы Формаметодыприемы

Формы воспитательной работы

Мероприятия как форма воспитательной работы Это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Признаки: - созерцательная позиция детей при организаторской роли старших (воспитанников или педагогов). Признаки: - созерцательная позиция детей при организаторской роли старших (воспитанников или педагогов). Беседы Беседы лекции лекции диспуты диспуты дискуссии дискуссии экскурсии экскурсии обучающие занятия (тренинги, практикумы) обучающие занятия (тренинги, практикумы) культпоходы культпоходы прогулки прогулки встречи встречи митинги митинги зарядка зарядка

В каких случаях целесообразно использовать мероприятия? 1) когда нужно решить просветительские задачи: сообщить сложную для детей информацию (гигиена, мораль, идеология), познакомить с произведениями искусства, с культурой, политической жизнью общества; 2) когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующему высокой профессиональной компетентности (специалисты); 3) когда организаторские функции слишком сложны для детей (митинги, дискуссии); 4) когда стоит непосредственная задача обучения детей чему-либо (тренинг общительности, др.); 5) когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, выполнению режима, поддержанию дисциплины и порядка, др.

Дела как форма воспитательной работы Это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Признаки: - деятельно-созидательная позиция детей; Признаки: - деятельно-созидательная позиция детей; - участие детей в организаторской деятельности; - участие детей в организаторской деятельности; - общественно значимая направленность содержания; - общественно значимая направленность содержания; - самодеятельный характер и - самодеятельный характер и - опосредствованное педагогическое руководство. - опосредствованное педагогическое руководство. Трудовые десанты и операции Трудовые десанты и операции рейды рейды ярмарки ярмарки фестивали фестивали самодеятельные концерты и спектакли самодеятельные концерты и спектакли агитбригады агитбригады вечера и др. вечера и др.

В каких случаях целесообразно использовать дела? делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.

Игра как форма воспитательной работы Это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Признаки: - как правило, не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания участников игры, поэтому Признаки: - как правило, не несут в себе выраженной общественно полезной направленности, однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания участников игры, поэтому - направлены на развитие и воспитание детей; - направлены на развитие и воспитание детей; - опосредствованное педагогическое руководство, скрытое игровыми целями. - опосредствованное педагогическое руководство, скрытое игровыми целями. Деловые игры Деловые игры спортивные игры спортивные игры познавательные игры познавательные игры сюжетно-ролевые игры сюжетно-ролевые игры игры на местности и др. игры на местности и др.

Формы воспитательной работы

Мероприятия игры дела

Титова Е.В. Если знать, как действовать. Разговор о методике воспитания: Книга для учителя. - М.: «Просвещение», с. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб.пособ.для студ.вузов. – М.:ВЛАДОС, – 256 с. Степанов Е.Н. Создание системы воспитания: формы, методы и приемы. // Директор школы

(Беседы, лекции, диспуты, дискуссии) - пути формирования правильных понятий, оценок, суждений = приобщение к социальным ценностям = передача социального опыта нравственных отношений Условия эффективности: Условия эффективности: - опора на личный опыт воспитанника; - создание эмоционального подкрепления; - активизация восприятия; - учет уровня воспитанности детей и коллектива; - незаконченность формулировок, суждений - соблюдение этических норм; - соблюдение методических особенностей выбранного метода. Словесные методы воздействия

Беседа - диалог, при котором путем тщательно продуманной системы вопросов педагог подводит воспитанников к пониманию новой информации, идей, суждений. Методические особенности: обоснованность темы (актуальность, интерес); материал для обсуждения; обмен мнениями; формулирование выводов. Особые условия: учет возраста (индукт/дедукт); этика общения; цель беседы; активность участников, опыт. Диспут - коллективный обмен мнениями и суждениями на заданную тему. Методические особенности: не предполагает окончательного решения проблемы; соблюдение норм общения; только для старшеклассников; компетентность и активность участников. Лекция - систематическое, последовательное, монологическое изложение материала. Методические особенности: легкость подачи больших объемов материала; нет обратной связи; без усилий не усваивается.

Игры: Куприянов Б.В., Рожков М.И., Фришман И.И. Организация и методика проведения игр с подростками: Взрослые игры для детей: Учеб.- метод.пособие. - М.: ВЛАДОС, с. Дела: Иванов И.П. Методика комунарского воспитания. – М., с. Иванов И.П. Энциклопедия КТД. – М., с. Обучающие занятия: Практикум по психологическим играм с детьми и подростками /Азаров Т.В. и др. Под общ.ред. Битяновой М.Р. - СПб.: Питер, с.

Рассмотрены формы воспитательной работы (Елена Владимировна Титова): - их типология и особенности; - охарактеризованы виды форм воспитательной работы; - познакомились с дополнительными источниками по проблемам классификации и методики реализации форм воспитательной работы. Спасибо за внимание!