© Щепетова С.Е. Институциональные и ментальные аспекты непрерывного совершенствования деятельности ВУЗа Щепетова Светлана Евгеньевна от вершины к вершине в целевом направлении
© Щепетова С.Е. Слайд 2 Не любые сознательные изменения системы можно считать СОвершенствованием
© Щепетова С.Е. Слайд 3 Модели: is to is Модели: « is to is » Модели: is to be Модели: « is to be » путь Суть совершенствования системы – предмет отдельного обсуждения. Необходимые условия: системное мышление => системное мышление => => понимание системы системный подход к управлению => системный подход к управлению => => совершенствование … нет предела
© Щепетова С.Е. Слайд 4 Ингредиенты системного мышления (в общих чертах). понимание генезиса эмерджентных свойств понимание генезиса эмерджентных свойств выявление контуров причинно- следственных связей (в пространстве и во времени) выявление контуров причинно- следственных связей (в пространстве и во времени) объяснение взаимообусловленности развития человека, организаций и общества объяснение взаимообусловленности развития человека, организаций и общества
© Щепетова С.Е. Слайд 5 Системный подход к управлению (в общих чертах). узкого места системы, узкого места системы, корневых причин проблем, корневых причин проблем, природы вариабельности системы, природы вариабельности системы, среды («контекста») среды («контекста») и т.д. и т.д. Формирование управления, которое ведет к достижению поставленной цели и обеспечивает движение к этой цели по наиболее выгодному пути при учете наложенных на систему ограничений и понимании:
© Щепетова С.Е. Слайд 6 Модель полноценного процесса управления 3 типа корректировок : 1) «ошибок», 2) планов, 3) целей.
© Щепетова С.Е. Слайд 7 Для совершенствования необходимо создать условия
© Щепетова С.Е. Слайд 8 Успех любой организации во многом зависит от слаженного взаимодействия людей
Слайд 9 Специфика ВУЗа (1): еще большее влияние человеческого фактора.
Слайд 10 Студенты должны рассматриваться одновременно как: как: -ресурсы для ВУЗа, -«сотрудники» ВУЗа, -потребители ВУЗа, -продукт ВУЗа. Результат образовательного процесса зависит в равной мере и от преподавателя, и от студента.
Слайд 11 Преподаватель Студент Качество образования – многомерное понятие, включает в себя, как минимум: качество носителя знаний качество носителя знаний качество получателя знаний качество получателя знаний качество процессов передачи знаний качество процессов передачи знаний качество материально-технической базы качество материально-технической базы
Слайд 12 Специфика ВУЗа (2): сложность и индивидуальность процесса обучения; накопление информации, скачкообразно изменяющее качество знаний.
© Щепетова С.Е. Слайд 13 «Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду» Вместе сделаем, вместе выиграем ? Гармонизировать интересы Изучить Сонаправить действия 1
© Щепетова С.Е. Слайд 14 Любая социосистема строится путем формирования институтов. Институты гармонизируют или противопоставляют интересы людей. 1
© Щепетова С.Е. Слайд 15 ИНСТИТУТЫ осознанно/ не осознанно осознанно/ 1
© Щепетова С.Е. Институциональные ловушки – «неэффективные» формальные и неформальные институты, самоподдерживающие свое существование Слайд 16
© Щепетова С.Е. Слайд 17 Система, в которой один выигрывает, другой проигрывает – псевдооптимизирована. Если институты порождают конфликты, вместо совершенствования наблюдается перманентное реформирование, связанное с «перетягиванием одеяла».
© Щепетова С.Е. Слайд 18 Человек всегда действует исходя из субъективных представлений и интересов Ментальные модели – те действующие по умолчанию установки, которые определяют поведение и взаимоотношения людей (большинство из них родом из периода доверчивого обучения)
© Щепетова С.Е. Слайд 19 ментальность время Реальность Ожидания ? эмоции оценка ситуации разумом («состояние»)отношение ПОВЕДЕНИЕ индивид «ситуация»
© Щепетова С.Е. Слайд 20 1
© Щепетова С.Е. Ментальные ловушки приводят человека к повторяющемуся паталогическому поведению Слайд 21 Ментальные модели
© Щепетова С.Е. Слайд 22 В конечном итоге проигрывают все. СТРАНА КОМПАНИЯ ОТДЕЛЬНЫЙ ИНДИВИД
МЕЖДУ ЧЕМ ВЫБИРАЕМ? Слайд 23
© Щепетова С.Е. Слайд 24 КОНКУРЕНЦИЯ или КООПЕРАЦИЯ
© Щепетова С.Е. Слайд 25 СИСТЕМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ или НАКАЗАНИЕ.
© Щепетова С.Е. Слайд 26 МЕТОД КНУТА И ПРЯНИКА МЕТОД КНУТА И ПРЯНИКА или НАСТАВНИЧЕСТВО. ИЕРАРХИЯ ЗНАЧИМОСТИ ЛЮДЕЙ ИЕРАРХИЯ ЗНАЧИМОСТИ ЛЮДЕЙ или РАВЕНСТВО.
© Щепетова С.Е. Слайд 27 Далее лишь некоторые теоретические и эмпирические выводы институционального и ментального плана. Слова лишь не адекватные ярлыки для наших мыслей, эмоций, чувств.
© Щепетова С.Е. Слайд 28 Какова цель системы образования? Инновационный человек – человек, способный к непрерывному познанию мира, самосовершенствованию и творческому решению возникающих в практической деятельности задач.
© Щепетова С.Е. Слайд 29 Как и кто должен (и должен ли) оценивать деятельность системы образования? Результативность (с точки зрения качества жизни заинтересованных сторон) приоритетнее эффективности. Ловушка: внешняя оценка эффективности снижает эффективность. Самооценка вместо внешнего контроля.
© Щепетова С.Е. Слайд 30 Нужно ли управлять по целям и использовать «метод кнута и пряника»? Эта практика порождает: -барьеры между людьми и подразделениями, -игры с цифрами (форма важнее содержания), -видимость бурной деятельности в нужном направлении, --исполнительность вместо творчества..
© Щепетова С.Е. Слайд 31 Принцип построения отношения: наставничество или руководство? Наставничество растит лидеров и членов команды. Руководство – исполнителей.
© Щепетова С.Е. Слайд 32 НЕТ ВИНОВАТЫХ. ВСЕ - УЧАСТВУЮЩИЕ. СИСТЕМА «ВЫНУЖДАЕТ». «Выбираться» надо только совместными усилиями.
© Щепетова С.Е. Слайд 33 - когда система как бездушный каток не считается с человеческой личностью, с отдельным человеком. - когда социально-экономические отношения строятся на конфликтности и неравенстве людей - когда в системе практикуется «кнут и пряник» ЧЕЛОВЕК забыт /А.П. Чехов/ Самые серьезные ошибки корнями уходят в ментальность
© Щепетова С.Е. Слайд 34 В первую очередь, надо формировать новую ментальность и институциональную среду, гармонизирующую интересы различных сторон.
КОГДА ИНТЕРЕСЫ ЛЮДЕЙ ГАРМОНИЗИРОВАНЫ, МОЖНО И НУЖНО Слайд 35 Форма Содержание
© Щепетова С.Е. Слайд 36 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЖДОЙ ЧАСТИ СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЖДОЙ ЧАСТИ СИСТЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
© Щепетова С.Е. Слайд 37 Учиться, учиться и еще раз учиться… /В.И. Ленин/ всем (не только студентам) всем (не только студентам) всегда (не от случая к случаю) всегда (не от случая к случаю) всему (не только в области профессиональной деятельности) всему (не только в области профессиональной деятельности) у всех (не только у гуру) у всех (не только у гуру) В каждый момент времени осознавать и анализировать свои мысли, эмоции, чувства.
© Щепетова С.Е. Благодарю за внимание !