Лариса Васильевна Бугрова, канд. филол. наук, методист издательства «Дрофа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стратегии смыслового чтения и работа с текстом ШМО учителей русского языка и литературы.
Advertisements

Смысловое чтение. Уровни понимания текста Школа педагогического мастерства.
формирование компетенций языковой лингвистической коммуникативной культурологической компетентность коммуникативная компетенция это способность и реальная.
Продуктивное чтение – залог успешного обучения Цель: учим самостоятельно понимать текст.
Зайцева Т.Н. – учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 1 «ОЦ» с. Борское Работа с текстом : оценка информации.
Специфика курса литературы в старших классах. Монографическая тема В центре МТ писатель и его произведения, одно или несколько из которых изучаются текстуально.
Текст как средство достижения метапредметных результатов. Использование различных способов подачи информации Учитель географии высшей категории МБОУ лингвистическая.
Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы Выступление на семинаре учителя ГБОУ СШ 19 Смирновой Александры Михайловны 18 февраля.
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
- учебный предмет - процесс освоения текста -общеучебная компетенция - … 3 2.
Универсальные учебные действия (УУД). Цель образования: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию.
Выпускник начальной школы класс класс 9 класс класс 1. Умение выполнять Расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в УМК УМК «Школа России» в контексте требований PIRLS.
Развитие универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения- рассуждения ПРАВИТЕЛЬСТВО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Министерство общего и профессионального.
Анализ метапредметных и предметных результатов по обучению чтению научно- популярных текстов Секция 2 Бондаренко Т.М., учитель начальных классов IКК, Солдаткина.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Г. ТОМСКА ПРОЕКТ «Формирование информационной компетентности.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Жанр рецензии Учитель русского языка и литературы ГОУ СОШ 1254 Колтун Наталья Николаевна.
предметные метапредметные личностные становление личности и её жизненной модели; формирование компетентности как способности личности осуществлять профессиональную.
Транксрипт:

Лариса Васильевна Бугрова, канд. филол. наук, методист издательства «Дрофа»

личностном находит отражение в интерпретационной, оценочной и рефлексивной деятельности читателя-школьника, способствующей формированию аксиологической составляющей личности метапредметном выражается в классификации и систематизации, анализе и синтезе материала школьниками, поиске и обработке информации разных видов и типов; активном использовании ИКТ для коллективной и самостоятельной работы предметном отражается в обновлённом филологическом содержании и концептуально новом методическом аппарате

понимать и анализировать прочитанный текст ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл; сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты; сопоставлять разные точки зрения и и разные источники информации по заданной теме; выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; формировать на основе текста систему аргументов для обоснования собственной позиции; понимать душевное состояние персонажей текста сопереживать им и т.д. преобразовывать, интерпретировать текст сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли и т.д. оценивать информацию связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; подвергать достоверность имеющейся информации; обнаруживать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; выявлять противоречивую, конфликтную информацию; высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте) и т.д.

Структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения; выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому; создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста; осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; ставить проблему, аргументировать её актуальность; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;

владеть основами рефлексивного чтения работа с метафорами: понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста ( с использованием языковых средств и структуры текста);

откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения; откликаться на форму текста : оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом мастерство его исполнения ; использовать полученный опыт восприятия текста для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

Идея расширения спектра процессуальных речевых и читательских умений школьников старших классов, Идея расширения спектра процессуальных речевых и читательских умений школьников старших классов, их систематизация и интеграция в комплексные итоговые умения, их систематизация и интеграция в комплексные итоговые умения, развитие речевой и читательской культуры и развитие речевой и читательской культуры и читательской самостоятельности читательской самостоятельности

Задачи курса литературы 10 класса: Задачи курса литературы 10 класса: развить навыки самостоятельной работы с текстом на основе развить навыки самостоятельной работы с текстом на основе системно-функционального подхода к изучению теоретических понятий, системно-функционального подхода к изучению теоретических понятий, контекстуальное изучение художественных произведений контекстуальное изучение художественных произведений введение в учебный материал литературно- критического контекста введение в учебный материал литературно- критического контекста

Система вопросов и заданий на установление: исторических, литературных, смысловых связей произведений; интерпретацией идей в различных языках искусств; система работы с сайтами литературных музеев

**литературный критик литературоведчитательавтор продуктивный диалог; продуктивный диалог; читательскую активность; читательскую активность; постоянную обратную связь постоянную обратную связь в системе учебного треугольника (квадрата- углублённый уровень)

Задания учебника Задания учебника содержат алгоритм построения знаний на основе освоения различных видов учебной деятельности, предполагают овладение способом действия: содержат алгоритм построения знаний на основе освоения различных видов учебной деятельности, предполагают овладение способом действия: последовательное, поэтапное умение работы с текстом; последовательное, поэтапное умение работы с текстом; предполагают активную форму познавательной деятельности; они могут превратиться в поиск, творческую, совместную работу; предполагают активную форму познавательной деятельности; они могут превратиться в поиск, творческую, совместную работу; позволяют выстраивать стратегии познания позволяют выстраивать стратегии познания

днПлат Поразмышляйте о Платоне Каратаеве вместе с автором статьи учебника: аргументируйте или опровергните цитатами текста романа-эпопеи каждый тезис фрагмента статьи со слов «Платон Каратаев и есть воплощение этого сна…» до слов «…настоящее чувство свободы» работа со статьёй учебника

Прочитайте и проанализируйте 3-4 рассказа А.П.Чехова Работа с текстом Вот, например, ремарка в рассказе «Толстый и тонкий»: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку». Чей это голос? Повествователя. Чью точку зрения он выражает? Героя, толстого, который смотрит на тонкого с возрастающим отвращением. Правда, здесь есть словесная формула, которая не может принадлежать деловому человеку каким является статский советник: словосочетание «почтительная кислота чересчур выразительно для чиновника. Но нельзя сказать, что этот образ выражает особую позицию повествователя; он лишь переводит на свой, литературный язык точку зрения одного из героев, стилистически усиливает её **Стилистический анализ фрагмента текста «Вишнёвый сад»

Цель: Цель: поэтапное формирование и развитие интегративных читательских умений поэтапное формирование и развитие интегративных читательских умений на системно- функциональной основе на системно- функциональной основе (все лабораторные занятия обусловлены читательской потребностью понимания смысла произведения, творческих открытий автора, его концепции мира и человека) (все лабораторные занятия обусловлены читательской потребностью понимания смысла произведения, творческих открытий автора, его концепции мира и человека) Как научиться понимать вопрос учителя/учебника и отвечать на него; Как определить роль художественной детали в произведении; Как написать отзыв/рецензию на кинофильм; Как охарактеризовать особенности стиля писателя; Как составить план фрагмента литературно-критической статьи; Как научиться характеризовать героев на основе сопоставления; Как охарактеризовать внутренний мир героя; Как определить художественный смысл символики произведения; Как определить жанровые особенности произведения; Как охарактеризовать сквозной образ произведения; Как охарактеризовать художественную роль звукового ряда в произведении; Как работать с авторской статьёй писателя/поэта; Как определить свою готовность к сочинению на литературную тему; Как можно выразить своё отношение к герою, событию, авторской позиции …

Александр Николаевич Островский Александр Николаевич Островский Самостоятельно сформулируйте 2 вопроса к этому фрагменту учебной статьи. Какую роль в творческой судьбе Островского сыграла жизнь в Замоскворечье? Вспомните, что такое театральные амплуа. В чём заключалась новизна ранних пьес Островского- в интриге или в изображении героев? Каковы основные особенности его поэтики? Прочитайте комедию «Не в свои сани не садись» (1853). Как драматург решает здесь проблему положительного героя? Что позволяет его персонажам, даже отрицательным, найти путь к счастливой развязке? Почему идейный союз Островского и младославянофилов оказался столь недолгим? Почему от жанра комедии он постепенно переходит к жанру народной драмы и как это связано со сменой его воззрений?

Александр Николаевич Островский Александр Николаевич Островский В чём состоял главный итог жизни Островского в искусстве? 1.Прослушайте запись сюиты Э.Грига «Пер Гюнт». Прочитайте те сцены из драмы Ибсена, по мотивам которых написана сюита. 2. Сопоставьте художественные средства музыки и искусства в достижении общей цели. Составьте тезисный план фрагментов учебной статьи о драме А.Н.Островского «Бесприданница»- «Сюжетное построение пьесы».

Александр Николаевич Островский Александр Николаевич Островский 1.Самостоятельно сформулируйте вопросы к фрагменту учебной статьи «Образ Ларисы: отношение к женщине, как вещи. Образ Паратова: «Уж не пародия ли он?»- так, чтобы ваши вопросы помогли вам подробно пересказать текст учебника.2. Перескажите этот фрагмент учебной статьи близко к тексту. Используйте самостоятельно отобранные цитаты с целью характеристики героев.

1. Сравните интерпретации драмы Островского, предложенные критиком революционно- демократического лагеря Н.А.Добролюбовым и сторонником «органической» критики, умеренным почыенником А.А.Григорьевым. Как связаны между собой личные позиции критиков и те оценки, которые они дают образу главной героини, картинам калининской жизни? 2. В какой мере критики опираются на драматургический материал, созданный Островским, в какой – на свои представления о меняющейся России? 3. Попробуйте найти в тексте драмы сцены, как подтверждающие мнения Добролюбова и Григорьева, так и противоречащие им. 5. Прочитайте отрывки из статьи одного из современных исследователей творчества Островского _А.И.Журавлёвой. Какими причинами, помимо личных позиций критиков, объясняет она разноголосицу критических мнений о драме «Гроза»?

Семинар 1.Самостоятельно подготовьте сообщщения на темы… 2. **Прочитайте драму «Бесприданница». Начертите в рабочей тетради её сюжетную схему ( с какого явления по какое разворачивается экспозиция, в какой момент происходит завязка, нет ли ложной кульминации, что вы считаете развязкой). Затем вспомните или перечитайте повесть Карамзина «Бедная Лиза». Начертите и её сюжетную схему. Укажите очевидные совпадения сюжетных схем у Осторвского и Карамзина. 3. А.Н.Островский- создатель русского национального театра.

Проект Самостоятельно составьте интерактивную проверочную работу на знание программных драматических произведений VII-XIX в. (используйте программу Hot potatoes). Исследование Художественная роль речевой характеристики персонажа в драмах А.Н.Островского Рекомендуемая литература Литературоведческие термины Темы сочинений Вопросы и задания

«Процесс реализации данной программы обеспечивается разработанной методической концепцией и УМК, содержащего: учебники литературы (10 и 11 классы); хрестоматии (10 и 11 классы); рабочие тетради (10, 11 классы); методические рекомендации учителю (10, 11 классы); порталы цифровых образовательных ресурсов1; программные комплексы ОСЗ Хронолайнер, Живая родословная, Концептуальные схемы (интеллект-карты).

Учебники для 10, 11 классов рекомендованы Министерством образования и науки РФ и включены в Федеральный перечень учебников 2013/2014 уч.год. Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту