Драматургия А.П.Чехова (на примере пьесы «Вишнёвый сад») Выполнила: ученица 10-го класса Мордвиновской средней школы Кузнецова Анна Руководитель: Городничая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А. П. Чехов Биография.. Русский писатель, почетный академик Петербургской АН ( ). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов.
Advertisements

Тест по пьесе А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди.
Вопрос 1 Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте то, которое завершает его творческий путь: Среди перечисленных произведений А.П.Чехова отметьте.
Новаторство драматургии А.П Чехова Презентация ученицы 11 «А» класса 144 гимназии Караваевой Полины.
Правильные ответы: 1 - Б 1 - Б 2 - В 2 - В 3 - Б 3 - Б 4 - В 4 - В 5 - В 5 - В 6 - В 6 - В.
А.П.Чехов Жизнь и творчество Жизнь и творчество Желание служить общему благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья. А.П.Чехов.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904). А.П. Чехов родился 17 января 1860 г. в Таганроге в семье купца, владельца бакалейной лавки г.г. - учеба.
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ ( ). Семья. Учеба. Антоша Чехонте Родился (1860 г.) в многодетной семье купца третьей гильдии, владельца бакалейной лавки;
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК МОУ СОШ с. Крутое. Антон Павлович Чехов 1860 – 19О4.
А. П. Чехов «Вишнёвый сад» Цуркан Алла Владимировна учитель русского языка и литературы общеобразовательная школа 20 г. Одесса.
Выполнила Ученица 11 филологического класса Лучинская Татьяна.
Театр Работу выполнила ученица 8 класса Бекетова Ангелина.
19 ноября 1887 года в Москве состоялась премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов». премьера пьесы А.П. Чехова «Иванов». «Я лелеял дерзкую мечту суммировать.
Антон Павлович Чехов ( ) 155-летию писателя посвящается.
«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы.
Драматургические опыты А.П.Чехова. История создания пьесы «Вишнёвый сад». Сложность и многозначность отношений между героями пьесы Урок литературы в 11.
Жанровое своеобразие пьесы «Вишневый сад». Вышла у меня не драма, а комедия. Последний акт будет веселый, да и вся пьеса веселая, легкомысленная. А.П.
Жизнь и творчество А.П.Чехова МОУ «Школа-интернат среднего (полного) общего образования 1 г.Коврова» Владимирской области Учитель русского языка и литературы.
«Вишневый сад» А.П.Чехова: основные образы, символический смысл названия, художественные особенности пьесы Урок литературы 10 класс Автор - Малицкая И.Г.
Ученицы 6 « А » класса Макаровой виктории.. Великий русский писатель и драматург Антон Павлович Чехов был рождён 29- ого января ого года в Таганроге.
Транксрипт:

Драматургия А.П.Чехова (на примере пьесы «Вишнёвый сад») Выполнила: ученица 10-го класса Мордвиновской средней школы Кузнецова Анна Руководитель: Городничая Л.А. Руководитель: Городничая Л.А.

Содержание Краткая биография А.П.Чехова Краткая биография А.П.Чехова Новаторство драматургии Новаторство драматургии История создания пьесы «Вишнёвый сад» История создания пьесы «Вишнёвый сад» Заключение Заключение

Краткая биография А.П.Чехова ЧЕХОВ Антон Павлович ( ), русский писатель, почетный академик Петербургской АН ( ). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним Антоша Чехонте и др.). ЧЕХОВ Антон Павлович ( ), русский писатель, почетный академик Петербургской АН ( ). Начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов (псевдоним Антоша Чехонте и др.). Основные темы творчества идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899). Основные темы творчества идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни других («Скучная история», 1889; «Дуэль», 1891; «Дом с мезонином», 1896; «Ионыч», 1898; «Дама с собачкой», 1899).

В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата 6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В рассказах «Бабье царство» (1894), «Мужики» (1897), «В овраге» (1900) показал дикость и жестокость деревенской жизни. Большой силы социального и художественного обобщения Чехов достиг в рассказах «Палата 6» (1892), «Человек в футляре» (1898). В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм. В пьесах «Чайка» (1896), «Дядя Ваня» (1897), «Три сестры» (1901), «Вишневый сад» (1904), поставленных на сцене Московского Художественного Театра, создал особую, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой Чехова рядовой человек со своими каждодневными делами и заботами. Тонкий психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм.

Новаторство в драматургии Одновременно Чехов работает в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев. Одновременно Чехов работает в драматическом жанре, пишет небольшие пьесы, «шутки», водевили («Свадьба», 1890), комедию «Леший» (1890). В середине 1890-х гг. Чехов вернулся к своим драматургическим поискам, пытаясь перенести в пьесы основные принципы «объективной» прозы: сюжетная острота сменялась внешне спокойным течением событий, а все драматические коллизии перемещались в сферу духовных переживаний героев.

Значение А.П.Чехова как автора новой формации в том, что он хорошо видел и сюжетную бедность современного ему репертуара, и устарелость драматургической формы. Значение А.П.Чехова как автора новой формации в том, что он хорошо видел и сюжетную бедность современного ему репертуара, и устарелость драматургической формы.

Как была написана пьеса «Вишнёвый сад» О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. Поначалу она задумывалась им "как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом". В 1903 году, когда продолжается работа над "Вишневым садом", А.П.Чехов пишет друзьям: "Вся пьеса веселая, легкомысленная". Тема пьесы "имение идет с молотка" - отнюдь не была новой для писателя. Ранее она была затронута им в драме "Безотцовщина" ( ). О замысле написания пьесы "Вишневый сад" А. П. Чехов впервые упоминает в одном из писем, датированном весной 1901 года. Поначалу она задумывалась им "как смешная пьеса, где бы черт ходил коромыслом". В 1903 году, когда продолжается работа над "Вишневым садом", А.П.Чехов пишет друзьям: "Вся пьеса веселая, легкомысленная". Тема пьесы "имение идет с молотка" - отнюдь не была новой для писателя. Ранее она была затронута им в драме "Безотцовщина" ( ).

В пьесе "Вишневый сад" отразились многие жизненные впечатления писателя, связанные с воспоминаниями о продаже отчего дома в Таганроге, и знакомством с Киселевыми, которым принадлежало подмосковное имение Бабкино, где семья Чеховых гостила летом годов. Во многом образ Гаева был списан с А. С. Киселева, ставшего членом правления банка в Калуге после вынужденной продажи имения за долги. В пьесе "Вишневый сад" отразились многие жизненные впечатления писателя, связанные с воспоминаниями о продаже отчего дома в Таганроге, и знакомством с Киселевыми, которым принадлежало подмосковное имение Бабкино, где семья Чеховых гостила летом годов. Во многом образ Гаева был списан с А. С. Киселева, ставшего членом правления банка в Калуге после вынужденной продажи имения за долги.

В 1888 и 1889 годах Чехов отдыхал в имении Линтваревых, близ Сум Харьковской губернии. Там он воочию увидел запущенные и умирающие дворянские усадьбы. Такую же картину Чехов мог детально наблюдать и в годах, живя в своем имении Мелихове, а также летом 1902 года, когда он жил в Любимовке - имении К. С. Станиславского. В 1888 и 1889 годах Чехов отдыхал в имении Линтваревых, близ Сум Харьковской губернии. Там он воочию увидел запущенные и умирающие дворянские усадьбы. Такую же картину Чехов мог детально наблюдать и в годах, живя в своем имении Мелихове, а также летом 1902 года, когда он жил в Любимовке - имении К. С. Станиславского.

Все более крепнущее "третье сословие", которое отличалось жесткой деловой хваткой, постепенно вытесняло из "дворянских гнезд" их разоряющихся хозяев, бездумно проживавших свои состояния. Из всего этого Чехов и почерпнул замысел пьесы, где впоследствии отразились многие подробности жизни обитателей умирающих дворянских усадеб. Все более крепнущее "третье сословие", которое отличалось жесткой деловой хваткой, постепенно вытесняло из "дворянских гнезд" их разоряющихся хозяев, бездумно проживавших свои состояния. Из всего этого Чехов и почерпнул замысел пьесы, где впоследствии отразились многие подробности жизни обитателей умирающих дворянских усадеб.

Работа над пьесой "Вишневый сад" требовала от автора чрезвычайных усилий. Так, он пишет друзьям: "Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями". Чехов, постоянно борющийся с приступами болезни и бытовыми неурядицами, пишет "бодрую пьесу". 5 октября 1903 года известнейший русский писатель Н. К. Гарин-Михайловский сообщает в письме одному из своих корреспондентов: "Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму "Сад вишневый". Работа над пьесой "Вишневый сад" требовала от автора чрезвычайных усилий. Так, он пишет друзьям: "Пишу по четыре строчки в день, и те с нестерпимыми мучениями". Чехов, постоянно борющийся с приступами болезни и бытовыми неурядицами, пишет "бодрую пьесу". 5 октября 1903 года известнейший русский писатель Н. К. Гарин-Михайловский сообщает в письме одному из своих корреспондентов: "Познакомился и полюбил Чехова. Плох он. И догорает, как самый чудный день осени. Нежные, тонкие, едва уловимые тона. Прекрасный день, ласка, покой, и дремлют в нем море, горы, и вечным кажется это мгновение с чудным узором дали. А завтра... Он знает свое завтра и рад, и удовлетворен, что кончил свою драму "Сад вишневый".

Предваряя постановку пьесы, Чехов отправляет несколько писем режиссерам и актерам, где детально комментирует некоторые сцены "Вишневого сада", дает характеристики его персонажей, делая особенный упор на комедийных чертах пьесы. Предваряя постановку пьесы, Чехов отправляет несколько писем режиссерам и актерам, где детально комментирует некоторые сцены "Вишневого сада", дает характеристики его персонажей, делая особенный упор на комедийных чертах пьесы. Однако, К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, основатели Художественного театра, восприняли ее как драму. По словам Станиславского, чтение пьесы труппой было встречено "единодушно восторженно". Он пишет Чехову: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: "Позвольте, да ведь это же фарс". Нет, для простого человека это трагедия... Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь". Однако, К. С. Станиславский и Вл. И. Немирович-Данченко, основатели Художественного театра, восприняли ее как драму. По словам Станиславского, чтение пьесы труппой было встречено "единодушно восторженно". Он пишет Чехову: "Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться. Слышу, как Вы говорите: "Позвольте, да ведь это же фарс". Нет, для простого человека это трагедия... Я ощущаю к этой пьесе особую нежность и любовь".

Постановка пьесы потребовала особого театрального языка, новых интонаций. Это прекрасно понимали и ее создатель, и актеры. Постановка пьесы потребовала особого театрального языка, новых интонаций. Это прекрасно понимали и ее создатель, и актеры. М. П. Лилина (первая исполнительница роли Ани) писала А. П. Чехову 11 ноября 1903 года: "...Мне представилось, что "Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей". М. П. Лилина (первая исполнительница роли Ани) писала А. П. Чехову 11 ноября 1903 года: "...Мне представилось, что "Вишневый сад" не пьеса, а музыкальное произведение, симфония. И играть эту пьесу надо особенно правдиво, но без реальных грубостей".

Рассмотрим, как отразились новаторские взгляды Чехова в пьесе « Вишнёвый сад» Рассмотрим, как отразились новаторские взгляды Чехова в пьесе « Вишнёвый сад»

Драматического сюжета в обычном смысле, построенного на борьбе героев с жизненными препятствиями, в пьесе нет. Нет в пьесе также ни острой завязки, ни эффектной развязки. Драматического сюжета в обычном смысле, построенного на борьбе героев с жизненными препятствиями, в пьесе нет. Нет в пьесе также ни острой завязки, ни эффектной развязки.

В 1-м действии говорится об угрозе, нависшей над вишнёвым садом, - это экспозиция. Во 2-м действии драматизм положения владельцев вишнёвого сада нарастает; чувствуется приближение катастрофы.

Действие 3 -, где рассказывается о продаже вишнёвого сада, - это кульминация. Действие 3 -, где рассказывается о продаже вишнёвого сада, - это кульминация. В 4 – м действии происходит развязка. В 4 – м действии происходит развязка.

Пьеса от начала до конца окрашена лиризмом, то грустным, то сентиментально-восторженным, то романтически – красивым. Этот лиризм звучит прежде всего в речах персонажей. Пьеса от начала до конца окрашена лиризмом, то грустным, то сентиментально-восторженным, то романтически – красивым. Этот лиризм звучит прежде всего в речах персонажей.

Он усиливается при помощи отдельных восклицаний( «Солнышко моё! Весна моя!»), повторения слов ( « Пойдём, родная, пойдём!», « Сестра моя, сестра моя!») и даже пауз, недомолвок. Он усиливается при помощи отдельных восклицаний( «Солнышко моё! Весна моя!»), повторения слов ( « Пойдём, родная, пойдём!», « Сестра моя, сестра моя!») и даже пауз, недомолвок.

Чехов назвал свою пьесу комедией. Это потому, что он явно смеялся в ней над смешными призраками старого времени - над Гаевым, Раневской, Симеоновым – Пищиком, опоздавшими вовремя умереть Чехов назвал свою пьесу комедией. Это потому, что он явно смеялся в ней над смешными призраками старого времени - над Гаевым, Раневской, Симеоновым – Пищиком, опоздавшими вовремя умереть

Образы эти, несмотря на лирический тон пьесы, представлялись автору как водевильные. Образы эти, несмотря на лирический тон пьесы, представлялись автору как водевильные. По словам Чехова «Вишнёвый сад» это социально-психологическая пьеса. По словам Чехова «Вишнёвый сад» это социально-психологическая пьеса. В ней мы видим прежде всего чрезвычайно простую фабулу и ослабленную линию сюжета. В ней мы видим прежде всего чрезвычайно простую фабулу и ослабленную линию сюжета.

Сцена из спектакля Сцена из спектакля «Вишнёвый сад»

В пьесах Чехова, как уже указывалось выше, важны не только переживания героев, а весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене. Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы. Отсюда понятна та роль, которую играют в пьесе зрительный и слуховой элементы. В пьесах Чехова, как уже указывалось выше, важны не только переживания героев, а весь ансамбль сценических средств, совокупность всего, что зритель видит на сцене. Автор использует каждую деталь, усиливающую эмоциональную сторону пьесы. Отсюда понятна та роль, которую играют в пьесе зрительный и слуховой элементы.

Зрительные эффекты в пьесе « Вишнёвый сад» создаются в основном при помощи пейзажа: Зрительные эффекты в пьесе « Вишнёвый сад» создаются в основном при помощи пейзажа: белые цветы вишнёвого сада и восходящее солнце ( в первом действии). белые цветы вишнёвого сада и восходящее солнце ( в первом действии). заходящее солнце ( во 2-м). заходящее солнце ( во 2-м). Не менее важную роль в пьесе играют слуховые эффекты: замирающий печальный звук лопнувшей струны ( во 2-м), Не менее важную роль в пьесе играют слуховые эффекты: замирающий печальный звук лопнувшей струны ( во 2-м),

тихая музыка ( в 3-ем), тихая музыка ( в 3-ем), стук топора ( в последнем действии). стук топора ( в последнем действии). Глухие удары топора по стволам вишнёвого сада в последнем действии играют особенно важную роль в композиционной структуре пьесы: они символизируют гибель вишнёвого сада, конец дворянского гнезда с его ненужными для жизни владельцами. Глухие удары топора по стволам вишнёвого сада в последнем действии играют особенно важную роль в композиционной структуре пьесы: они символизируют гибель вишнёвого сада, конец дворянского гнезда с его ненужными для жизни владельцами.

Чехов искусно избегает монотонности настроений. Он добивается этого при помощи контрастного переплетения в пьесе драматического и комического элементов. Мы видим в пьесе ряд комических персонажей Чехов искусно избегает монотонности настроений. Он добивается этого при помощи контрастного переплетения в пьесе драматического и комического элементов. Мы видим в пьесе ряд комических персонажей

( Епиходов, Симеонов – Пищик, Яша, Дуняша) и ряд комических ситуаций. Минорная настроенность Раневской и Гаева сменяется и переплетается с бодрым тоном речей Трофимова, Ани, Лопахина. Мало того, даже в настроениях героев ( например, Раневской) чередуются то бодрые, то печальные ноты. Здесь нет борьбы характеров, но динамика настроений налицо.

В пьесе очень важную роль играет смысловой подтекст: В пьесе очень важную роль играет смысловой подтекст: недоговорённости, намёки, которые скрыты под фразами персонажей. недоговорённости, намёки, которые скрыты под фразами персонажей.

Принцип индивидуализации речи проведён и в пьесе « Вишнёвый сад»: Принцип индивидуализации речи проведён и в пьесе « Вишнёвый сад»: язык Раневской- это лирический окрашенный язык несколько сентиментальной женщины; язык Раневской- это лирический окрашенный язык несколько сентиментальной женщины; речь Лопахина- грубоватая речь дельца, речь Лопахина- грубоватая речь дельца, в речи Трофимова мы слышим публицистически-ораторские нотки; в речи Трофимова мы слышим публицистически-ораторские нотки;

речь Гаева характеризуется назойливым повторением бильярдных терминов.

«Вишнёвый сад» был дальнейшим развитием и углублением той новаторской драматургической линии, которая отчётливо была намечена Чеховым уже в « Чайке», « Иванове», « Трёх сестрах» и «Дяде Ване».

Список литературы: Русская литература, « Просвещение», Москва 1967 Русская литература, « Просвещение», Москва 1967 Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., (Глава « Чехов, повествователь и драматург.») Берковский Н.Я. Статьи о литературе. М.;Л., (Глава « Чехов, повествователь и драматург.») Громов М.П. Чехов. М.,1993. Громов М.П. Чехов. М.,1993. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., ( Главы о Чехове). Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., ( Главы о Чехове). Камянов В.И. Время против безвременья: Чехов и современность. М Камянов В.И. Время против безвременья: Чехов и современность. М